Воронеж Суббота, 23 ноября
Общество, 05.11.2020 19:02

Обычная дорога при Сталине стала одной из самых длинных улиц Воронежа

Это городское пространство, которое сейчас наполнено «хрущевками», меняло свои названия несколько раз.

В Воронеже остается напряженной ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции. Сейчас уже можно с полной уверенностью говорить о прохождении второй волны Covid-19 в столице Черноземья. Правда, действия властей в этом ключе совершенно не такие, какие они были весной этого года. В ту пору, когда вся Россия испытывала на себе первую волну Covid-19, были закрыты почти все объекты бизнеса, людям говорили по возможности сидеть дома. В то время улицы Воронежа выглядели обезлюдевшими. Как будто бы наступила война.

Надо сказать, что в Воронеже в данный момент насчитывается 1 тыс 794 больших и маленьких улиц. Некоторые из них существовали еще при основании города в 1586 году. Какие-то улицы при этом появились совсем недавно. В рамках традиционной краеведческой рубрики «Блокнот Воронеж» хотел бы предложить читателям взглянуть на истории городских улиц. Начнет наше издание с самых больших и длинных пространств столицы Черноземья, а закончит самыми маленькими. Кто знает, быть может, в скором времени власти опять сделают так, что все эти улицы окажутся безлюдными.

Начнем с истории одной из самых длинных улиц Воронежа – Ленинского проспекта. Располагается он на левом берегу и пролегает от Вогрэсовского моста до Северо-Восточного микрорайона, откуда начинает идти уже улица Богдана Хмельницкого. В основном проспект застроен домами-«хрущевками».

Большая дорога издавна проходила вдоль левого берега реки Воронежа. Там на пустынных землях стояли несколько разрозненных слобод и деревень. На планах города 19 века дорога показается выходящей из южной части слободы Придачи. А далее она шла мимо Монастырщенки и поворачивала на юг в сторону Острогожска. Между Отрожкой и Придачей тоже существовала проезжая дорога, но менее крупная. Впервые дорога начала приобретать вид городской улицы около Монастырщенки только в 30-е годы прошлого века. То было временем создания левобережной промышленной зоны.


Проект площади на Сталинском проспекте в 30-е годы XX века

Официальной датой рождения Ленинского проспекта принято считать 1936 год. Сначала его стали называть Сталинским проспектом, включив него Монастырщенку, которая именовалась Красной слободкой. В конце 30-х годов по магистрали протянули трамвайную линию. Она связывала правый и левый берега через Вогрэсовский мост.

Самые значительные перемены в панораме проспекта начались, когда Воронеж посетил Никита Хрущев и дал установку строить жилье на неосвоенных территориях. В итоге магистраль наводнили блочные типовушки, именуемые в народе «хрущевками». Параллельно же строились и детские сады, школы и поликлиники.


В 1964 году на Ленинском проспекте впервые открыли троллейбусный маршрут. С правого берега этот транспорт пошел через Чернавскую дамбу до улиц Циолковского и Героев Стратосферы. В 1961 году проспект был переименован в Октябрьский. И, наконец, 20 апреля 1970 году магистраль стала именоваться Ленинским проспектом.


Ленинский проспект в 70-е годы XX века

Отметим, что через это одно из наиболее длинных городских пространств сейчас проходят многие автобусные маршруты. Случаются пробки на ведущих развязках к мостам. До 2003 года из микрорайона Машмет в Отрожку можно было добраться на трамвае по Ленинскому проспекту. Сегодня по магистрали ходят еще несколько троллейбусов.


Четыре года назад власти говорили о намерении кардинально изменить облик Ленинского проспекта. Начались изменения с места, которое пролегает от пересечения с улицей Брусилова. Тогда был построен торговый центр «Европа». Однако затем реновация проспекта заглохла.


Подготовил Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: КраеведениеСобытия: ИсторияОрганизации: Краеведческий музей Персоны: Воронежцы
1
1