Воронеж Суббота, 21 декабря
Общество, 12.04.2022 18:00

Пионеры Вселенной: бесценный вклад внесло воронежское КБХА в космическую гонку с Америкой

Сейчас уже мало, кто помнит, что именно в нашем городе разрабатывалась третья ступень ракеты для Юрия Гагарина.

12 апреля в России наступил очередной День космонавтики. Ровно 61 год назад СССР первым в истории человечества запустил человека на околоземную орбиту. Первопроходцем стал знаменитый уроженец Смоленщины Юрий Гагарин. В 1961 году трехступенчатая ракета-носитель «Восток» с кораблем «Восток-1» была запущена с ним с космодрома Байконур Казалординской области Казахской ССР. Таким образом Гагарин смог первым из людей достигнуть космические дали, А это принесло небывалую славу Советскому Союзу на всей планете.

Интересно, что кроме знаменитой фразы «Поехали», Юрий Гагарин во время своего полета произносил и сверхсекретные для того времени слова: «Косберг сработал». В них космонавт упомянул первого руководителя воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) Семена Ариевича Косберга. Именно он нес непосредственную ответственность за тот полет. Воронежское КБХА, к слову, занималось разработкой третьей ступени ракетного двигателя для «Востока».


Юрий Гагарин

Позднее нашему изданию давал интервью еще один разработчик двигателя для легендарной ракеты Эдуард Манулиц. Он говорил, что за фразу «Косберг сработал» Юрия Гагарина никто по голове не погладил:

- Американцы не знали, что Косберг – это главный руководитель. Они думали, что сработало некое устройство, которое называется «Косберг», — смеялся Эдуард Георгиевич, раскрывая закулисье космической гонки. - За это рассекречивание Гагарину был…ну, не втык. Но, если б это был другой человек и не впервые в мире – то неизвестно, что с ним было бы. «Режимники» впоследствии высказали ему своё несогласие с таким поведением.

Словом, воронежское КБХА сыграло непосредственное участие в первом полете человека в космос. Сотрудники предприятия были настоящими пионерами Вселенной. Теми, кто первыми осваивает доселе неизвестные дали.

Как же в целом появилось и чем стало Конструкторское бюро химавтоматики?

Еще в 1940 году на Московском авиационном карбюраторном заводе №33 создали КБ-2. В этом конструкторском бюро стали разрабатывать агрегаты непосредственного впрыска НВ топлива в цилиндры авиационных моторов. Начальников КБ назначили того самого Семена Косберга, который на был заместителем главного конструктора завода.


Семен Косберг

Начало Великой Отечественной войны не помешало продолжить разработку агрегатов. В 1941 году завод эвакуировали в Бердск Новосибирской области. Семен Косберг уже стал во главе всего предприятия. После Победы завод в 1946 году переехал в Воронеж, и стал называться Конструкторским бюро химавтоматики.

Тогда-то и началась работа предприятия по созданию авиационных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). В полете они могли многократно включаться, могли много раз использоваться и иметь значительный ресурс работы. Затем работа бюро перешла на два направления – создание ЖРД для ракет-носителей космического назначения и для боевых ракет. Так был создан двигатель РД0109, который и вывел Юрия Гагарина на околоземную орбиту.


Ракета-носитель "Восток"

- Развитие космонавтики в конце 50-х начале 60-х годов потребовало создания более мощной ракеты-носителя для вывода на орбиту объектов массой до 7000 кг. С этой целью ОКБ на базе отработанного кислородно-керосинового двигателя РД0106 второй ступени боевой ракеты Р-9А разработало двигатели РД0107, РД0108 и РД0110 (ведущий конструктор Я.И. Гершкович) для третьих ступеней РН «Молния», «Восход» и «Союз» главного конструктора С.П. Королева, которые обеспечили запуски автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере, вывод на околоземные орбиты космических кораблей с экипажами из двух и трех человек. Эти экипажи впервые осуществили выход в открытый космос, стыковку на орбите и совместный полет двух кораблей, в том числе с американским «Аполлоном». С помощью РН «Союз» обеспечивается доставка космонавтов и грузов на орбитальные космические станции, - рассказал в материале об истории КБХА доктор экономических наук Вадим Галкин.


Сотрудники КБХА на демонстрации в советские годы в Воронеже

У воронежского Конструкторского бюро химавтоматики во времена СССР было время движения вперед. Меду советской страной и США разворачивалась космическая гонка, и для КБХА эта борьба становилась причиной все более новых и новых свершений. Недаром, за выполнение стратегических задач коллектив предприятия награждался орденом Ленина и орденом Октябрьской Революции. Целый ряд особо выдающихся разработок удостаивался Ленинских, государственных премий, премий правительства СССР и России.

Словом, воронежцы вносили бесценный вклад в покорение Вселенной нашими предками. Вот только с конца 80-х и 90-х годов все стало приходить в упадок. В «нулевые» и «десятые» ситуация стала улучшаться. Однако у экспертов все равно остаются вопросы.


КБХА в наши дни

- Мы строим космодром «Восточный» – через полтора года половина денег на строительство полигона исчезает. Точно так же, как и в случае с подготовкой Олимпиады, как и со строительством стадиона «Зенит-Арена». Это же сплошное воровство! Нет государственной программы. Американцы потихоньку продвигаются, а мы возим их на международную станцию. Мы – таксисты! Нет кадров, нет денег, нет специалистов, которые готовы это делать. Моё поколение, которое работало, не считаясь ни с чем, в ужасе! Все, вопрос окончен! – говорил нашему изданию все тот же разработчик двигателя для гагаринской ракеты Эдуард Манулиц.

Подготовил Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Организации: КБХАОрганизации: промышленные предприятияМеста: космосСобытия: КраеведениеСобытия: История
1
0