Воронеж Пятница, 10 января
Общество, 28.02.2023 21:00

«Потерпевшие» или Слепоглухонемые: кто 2 марта выбирает мэра Воронежа

Послезавтра, 2 марта, конкурсная комиссия отберёт кандидатов для выборов мэра Воронежа депутатами Воргордумы.

Фактически это и будут выборы сити-менеджера столицы Черноземья. Так в конце марта 2018 года комиссия отобрала из заявившихся граждан двух кандидатов - будущего мэра Вадима Кстенина (набрал 318 баллов) и его спарринг-партнёра депутата Руслана Кочетова (287 баллов), который ничуть не расстроился, когда 4 апреля депутаты проголосовали за Кстенина (25 голосов против 5).

Сегодня среди заявившихся, конечно, Вадим Кстенин, префект управы Железнодорожного района Леонид Беляев, депутат облДумы и топ-менеджер компании «Аксиома» Александр Овсянников, самозанятый Илья Наумов, безработный Александр Дудченко и замгендиректора «ДСК» Сергей Крючков. 

И кто теперь составит компанию мэру?


Кстати, комиссия может отобрать для выбора депутатами всех нынешних кандидатов, кроме кого-нибудь одного. Правила это позволяют сделать. И тогда, как говорится, вся ответственность целиком и полностью будет на депутатах Воргордумы.

Впрочем, она в любом случае – на них. Ведь в составе конкурсной комиссии, помимо областников, присматривающих за порядком, депутат и бывший мэр Воронежа Сергей Колиух, депутат Константин Ашифин, депутат Сергей Авдеев и вице-спикер горДумы Олег Черкасов. А над ними всеми маячит тень спикера Владимира Ходырева, чьим амбассадором в данном случае выступает единственный оставшийся вице-спикер Черкасов.

Что примечательно, и 5 лет назад большинство воронежцев, как показывали результаты опросов «Квалитаса», сомневались в легитимности таких выборов мэра Воронежа, так как считали, что главу города имеют полное право избирать сами жители. Но, поскольку накануне всенародные выборы Воргордума отменила, приходилось как-то мириться с новой ситуаций. Спустя 2,5 года после избрания Вадима Кстенина состав депутатов обновился на муниципальных выборах-2020. И затем встал в полный рост вопрос уже о легитимности самой Думы.

Данные о мизерной явке, нарушениях на выборах и прочем так бы и остались привычным фоном, что сопровождает каждую избирательную кампанию, но в феврале 2021 был арестован экс-глава Коминтерновской управы Юрий Бавыкин. Судебный процесс по обвинению его и зама Бавыкина по управе Светланы Васьковой уже стал общественным приговором депутатам, которые платили за выборы под ключ. Это - перечислим только городских депутатов - Сергей Кудрявцев и его 400 тысяч (с показаний Кудрявцева дело Бавыкина-Васьковой и началось); Иван Кандыбин, что выложил 1 млн рублей; Дмитрий Крутских, заплативший 1,2 млн рублей; Вадим Клецов, раскошелившийся всего на 250 тысяч рублей (мало голосов накидали); Александр Чуфинёв, сдавший в кассу 2 млн рублей и Александр Жуков, который умудрился заплатить за выборы дважды - тандему «БВ» 500 тысяч рублей и 1 млн рублей экс-вице-спикеру Александру Провоторову, уже осужденному за мошенничество.

Никто из «потерпевших» (так депутатов называли по версии следствия, но судья Юлия Воищева в ходе процесса их этого статуса лишила) в конкурсную комиссию по отбору кандидатов не вошёл. Что, как будто бы, повышает доверие к данной комиссии.

Но, во-первых, из стенограмм и прозвучавших на суде записей прослушки УФСБ участники и наблюдатели процесса легко сделали вывод, что и другие депутаты прошли выборы «по схеме». А не волеизъявлением избирателей.

Во-вторых, Коминтерновский райсуд как раз подошёл (процесс ещё далёк от завершения) к рассмотрению одного из механизмов, с помощью которого Бавыкин и Васькова ковали победу кандидатам «Единой России» по поручению партии. Это - надомное голосование в переносную урну, за правильное проведение которого УИКи получали дополнительную оплату. Во всяком случае, такова версия событий подсудимого Юрия Бавыкина.

В-третьих, открытые данные по надомному голосованию в Воронеже в 2020 году не просто работают на эту версию, но после исследованных судом прослушек представляют собой готовое обвинительное заключение.

Да, высокий процент надомного голосования стал уже привычным «недугом» выборов. Но – для Воронежской области. Так, в 2021 году на выборах в Госдуму из 995407 избирателей Воронежской области 261441 человек проголосовали вне УИКов. То есть - 26,26% остались дома. Причём, в отдельных районах области доля надомного голосования достигала 30 процентов. Но и это ещё не всё. Некоторые районы так отличились, что на УИК там голосовали меньше, чем дома! Хрестоматийный пример – Анна. В помещениях УИК района голосовал 11561 человек, а вне помещений – 11861 (50,6% на дому, «Единая Россия» здесь взяла 69,6% голосов).

Нелегитимность выборов в Анне, где с позднесоветских времён сидит один и тот же глава Василий Авдеев, давно стала притчей во языцех.

Однако в городе Воронеже, считалось, картина другая. Хотя голоса наблюдателей и возвышались периодически, что с надомным что-то не чисто. Однако до суда по делу Бавыкина-Васьковой это были только тревожные сигналы. Теперь же на последних заседаниях представители УИК, вызванные в качестве свидетелей, сообщили, что в нарушение закона ходили с урнами не только к оговоренным в законе категориям граждан (инвалиды, лежачие больные), но фактически ко всем, чьи списки им спустили. Например, через ту же Светлану Васькову.

В этом контексте любопытно новыми красками заиграли данные надомного голосования у тех депутатов, что не фигурируют в уголовном деле Бавыкина-Васьковой. И при этом отбирают кандидатов в мэры Воронежа. Официальные данные нам в помощь, из которых легко выясняется, что украшение конкурсной комиссии - вице-спикер Олег Черкасов - идёт в рекордсменах надомного голосования.


На УИКах №902 и №909 ЖД района приходят проголосовать 101 и 165 избирателей соответственно, но на дому на территории тех же УИКов голосуют 552 и 427 избирателей (343 и 304 бюллетеня достаются Черкасову). Каково? Только этого мало.



На чемпионский УИК №910 проголосовать приходят всего 152 человека, а на дому волеизъявляются 1158! Олег Черкасов получает на данном УИК 641 голос. 

Ещё нагляднее картина на следующем УИК №911. Тут до участка в сентябре 2020 года дошли 78 воронежцев, зато на дому голосовали 646, при этом 547 голосов набрал один Черкасов.

У другого члена комиссии – бывшего мэра Воронежа Сергея Колиуха расклад в Ленинском районе выглядит скромнее, но тенденция та же. На УИК №1244 (где в список включены 2432 избирателя) до участка доходят только 200 человек, а в переносные урны голосуют – 384. Результат Сергея Колиуха – 281 голос.

Вот такая комиссия, создатель…

И, как говорится, вишенкой на торте приведём данные уверенного победителя выборов-2020 председателя Воронежской горДумы Владимира Ходырева. Его в комиссии нет, но председатель есть председатель. Городской голова!

Итак, мы наблюдаем тот же самый тренд в ЖД районе, где, как и Черкасов, избирался Ходырев. Причём, в цифрах даже видится какая-то гармония.


УИК №947 (ёмкость – 2107 избирателей) до участка доползают 81 человек, в переносных урнах – 501 бюллетень. Владимир Ходырев получает 406 голосов.

УИК № 949 (ёмкость – 1462 избирателя), 88 - приходят ногами, 502 голосуют на дому. Владимир Ходырев получает 493 голоса.

Сюда так и просится диалог с последнего по времени заседания подсудимого Бавыкина и свидетеля - зампредседателя УИК №1010 Светланы Литвиновой.


- Кто вам давал списки избирателей? – спросил Бавыкин.

- Брали у секретаря в ТИК.

- Кто имеет право голосовать на дому и на основании чего?

- Сейчас точно не помню. Инвалиды и лица, имеющие заболевания.

- Точно не назовёте, кто? И какой процент у вас был?

- Но, если человек просто не хочет выходить из дома на жару, – это не причина, чтобы идти ему навстречу, - поясняет свидетель.

- У вас на УИК 206 из 1100 списочных человек проголосовали на дому, - объявил ей Бавыкин. – Это у вас такой процент инвалидов? Вы знаете, что по статистике в Воронежской области инвалидов только 7 процентов?

- У нас ещё общежитие слепоглухонемых есть на УИК, они всегда активные, - пояснила женщина.

Что мы имеем в сухом остатке … «Слепоглухонемые» выбрали депутатов-единороссов, следствие затем впало в частичную «слепоглухоту» и приняло депутатов-единороссов за потерпевших. Суд в лице Юлии Воищеовой, избежав повального недуга, депутатов этого статуса лишил, но и обвиняемыми они не стали. 

Теперь бывшие «потерпевшие» или  "надомники" будут 2 марта выбирать мэра Воронежа. 

Заслушивать программы кандидатов, голосовать в Думе. И зачем только такая морока? Доверьте выборы мэра общежитию слепоглухонемых. В самом деле, хлопот будет меньше, а легитимности – больше.

Виктор Лиходзиевский 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
7
0