Сколько денег отстегивали люди за бензин во времена СССР
АЗС на Героев Сибиряков в 70-е годы XX века
Читайте также:
- Аналитики сообщили о росте цен на бензин в Воронежской области (01.08.2019 10:22)
- Ошеломительный бензиновый кризис предрек президент АТР в Воронеже (23.05.2019 16:00)
- Бензин в Воронеже оказался одним из самых дорогих в России (12.04.2019 18:01)
Цены были едиными на всей территории Союза, и мы рассмотрим, как заправляли авто на примере Воронежа.
В начале уходящей недели был опубликован рейтинг субъектов Российской Федерации по доступности бензина для населения. За основу был взят АИ-92. В приведенном списке наилучшие позиции заняли Ямало-Ненецкий автономный округ (на среднюю зарплату можно приобрести 2080 литров топлива на местные цены), Москва (1798 литров на среднюю з/п), а также Ненецкий АО (1609 литров). А вот хуже всего обстоят дела в Дагестане. В этой республике средняя зарплата позволяет приобрести только 514 литров АИ-92 по цене 43,58 рублей за 1 л.
Кстати, не слишком далеко от Дагестана находится и Воронежская область. Регион занял в рейтинге 51 место (всего в списке значилось 85 субъектов РФ). На местных заправках средняя зарплата позволяет наполнить только 650 литров АИ-92 по цене 43,08. При этом эксперты отметили, что в Воронежской области с начала этого года цены на бензин выросли на 1,4%.
Словом, по всей России ситуация с топливом самая разнообразная. Однако так или иначе почти во всех регионах страны автомобилисты зачастую жалуются на неподъемные для них цены на бензин. Более того, от водителей сейчас нередко можно услышать нарекания по поводу того, что у лидера по нефтедобыче, какой является РФ, граждане вынуждены оставлять значительные суммы из своих зарплат на АЗС. Дескать, такое положение дел вопиюще для России, и в этот момент граждане обычно вспоминают прошлые времена СССР.
Газета "Коммуна" о бензозапровочной колонке, 28 июня 1934 года
Действительно, в советские годы крайне редко можно было услышать от кого-то возмущение по поводу бешеных цен на бензин. В послевоенные годы по всей стране начался бум автомобильной промышленности. У населения по сравнению с 40-ми, 30-ми и, естественно, 20-ми годами прошлого века появилось значительно больше личных транспортных средств. Повсюду стали открываться автозаправочные станции. Они создавались по единому образцу, и цены, к слову, почти по всему Союзу (за исключением некоторых районов Сибири) были опять же едиными.
В качестве примера хотелось бы привести Воронеж, где в послевоенное время так же наблюдался бурный рост автомобилизации населения. Помимо того, что с каждым годом у наших предков становилось все больше и больше личных машин, в разных концах столицы Черноземья открывались АЗС.
Оставшаяся АЗС советского образца на пересечении улиц Новосибирской и Ростовской
- Днем и ночью тысячи водителей Воронежа и области обращаются к услугам автозаправочной станции на улице Героев Сибиряков. И всегда находят здесь радушный прием. Об этом красноречиво рассказывает книга отзывов, на страницах которой много благодарственных записей, - писала о воронежской АЗС №37 газета «Коммуна» 18 июля 1975 года.
Как мы уже сказали, стоимость бензина по Советскому Союзу была единой, кроме некоторых районов Сибири. «Справочная книга автомобилиста» (Б.Е. Боровский, М.Д. Попов, М.Я. Пронштейн, Лениздат, 1973) гласит о прейскуранте розничных цен на топливо, введенном в действие с 1 января 1969 года. Приведем отрывок из этого руководства для водителей. В нем описывается то, сколько платили в то время за заправках наши предки за 10 литров топлива:
А-66..............ГОСТ 2084-67......0-60 руб.;
А-72..............ГОСТ 2084-67......0-70 руб.;
А-76..............ГОСТ 2084-67......0-75 руб.;
АИ-93.............ГОСТ 2084-67......0-95 руб.;
АИ-98.............ГОСТ 2084-67......1-05 руб.;
Сланцевый.........РТУ ЭССР 268-63...0-60 руб.;
Экстра............ВТУ НП 67-60......1-00 руб.;
Авиационный Б-70..ГОСТ 1012-54......1-20 руб.;
Топливная смесь...ВТУ 30-8-63.......0-80 руб.
Надо сказать, что средняя зарплата в 1969 году у советских граждан равнялась 110 рублям. К 1980 году она выросла уже до 150 рублей. В начале 70-х цены на топливо чуть возросли (кроме 76-го бензина). Например, 10 литров АИ-93 стали стоить 1 руб. Затем дважды (в 1978-м и 1981-м годах) цены возрастали ровно вдвое. В таком виде они просуществовали до распада СССР. То есть 10 литров 76-го бензина стоили 3 рубля, а 93-го – 4 рубля.
Проблем с наличием топлива на советских АЗС обычно не было, как обычно говорили в 90-е годы. Единственно, на что указывают исторические хроники, так это на дефицит бензина в южных регионах. Так, с 70-х и до середины 80-х годов проблемы с наличием бензина АИ-93 были в основном на курортных трассах в разгар сезона. Также это наблюдалось в отдаленных сельских местностях. А вот 72-й и 76-й бензин присутствовали практически всегда и везде.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж