Воронеж Суббота, 07 декабря
Общество, 23.05.2019 16:00

Ошеломительный бензиновый кризис предрек президент АТР в Воронеже

«Блокнот» пообщался с президентом Ассоциации Топливного Рынка Воронежа Алексеем Трепалиным.

Сегодня ситуация на рынке топлива в России развивается по тому же сценарию, что и год назад. На 20-25% выросли цены на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже. Ежедневно в регионах растёт мелкий опт. Экспорт нефтепродуктов стал существенно выгоднее сбыта внутри страны. Как следствие, вертикально-интегрированные компании при любой возможности вывозят топливо за рубеж, увеличивая дефицит российского рынка. А впереди еще летний скачок потребления бензина. В 2018 все это закончилось кризисом и резким ростом цен на заправках.

Но в правительстве России заверяют население, что оснований для тревоги нет. Мол, до 1 июля действует соглашение с крупными нефтяными компаниями, и они обещают держать цены. «Блокнот» пообщался с президентом Ассоциации Топливного Рынка Воронежа Алексеем Трепалиным и узнал, что в действительности ждет потребителей.

- Но биржевые цены уже превысили мелкооптовую стоимость бензина в отдельных регионах, зафиксированную в том самом соглашении с правительством. И это автоматически ведет к тому, что вертикально-интегрированные нефтяные компании начинают ограничивать поставки в мелком опте, отправляя покупателей на биржу.


- Чем это угрожает тем же воронежцам?

- Тем, что себестоимость перевозок и логистики стремительно растет. То есть, вскоре подорожает абсолютно всё, что перевозится по дорогам страны и региона. При этом в зоне особого риска – продукты питания. Если кризис не предотвратить, сельхоз работы придется проводить на подорожавшем дизельном топливе. А это дополнительные рубли в цену молока, хлеба, сыра, колбасы.

В прошлом году, чтобы выйти из кризиса, правительство заключило соглашение с ВИНКами (Вертикально-интегрированные нефтяные компании, - прим.ред), и потом несколько раз его продлевало. Власть договаривалась: вы не повышаете цены, а мы вам компенсируем недополученную выгоду с помощью демфпера – обратного налога. Но на практике данный механизм показал свою нежизнеспособность.

Решения правительства не заработали. Более того, как заявляют эксперты, новая система привела к убыточности ряда нефтеперерабатывающих заводов. И у вертикально-интегрированных компаний остался один гарантированный источник получения стабильного уровня прибыли – экспорт. Следствие этого всегда одно: рост дефицита на внутреннем рынке, скачок оптовых цен, а следом – и розничных.


- 1 июля закончится соглашение правительства и вертикально-интегрированных компаний, что ждет рынок после этой даты?

- У них не останется причины сдерживать розничные цены на АЗС. Когда их приведут в соответствие с оптом, скачок будет очень болезненным для потребителей! Независимые компании также не имеют резервов для сдерживания цен. Ситуация сейчас развивается так, что оптом бензин может начать продаваться дороже чем в розницу.

- Можно ли еще остановить кризис? Как избежать роста цен?

- Можно! Но для этого необходимо как минимум в два раза снизить акцизы на топливо класса Евро-5. И, кроме того, существенно повысить обязательные объемы продаж нефтепродуктов на бирже! На днях ФАС рекомендовала нефтяникам увеличить продажи топлива на внутренний рынок за счет снижения экспорта и увеличения производства. Но сегодня ВИНКам абсолютно не выгодно следовать таким рекомендациям. Решать проблему необходимо комплексно, в том числе, и на законодательном уровне, повысив для ВИНКов процент обязательных нормативов поставки нефтепродуктов, произведенных на территории страны, на Санкт-Петербургскую биржу.

Павел Астров

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
1
0