«Страшнее услышать свист, чем взрыв» - публикуем мартовский дневник жительницы Донецка
Читайте также:
- Владимир Путин наделил губернатора Гусева дополнительными полномочиями (17.03.2022 15:57)
- Советская мозаика демонтируемого «Полтинника» заинтересовала мэра Воронежа (17.03.2022 15:18)
- Причину отсутствия сахара в Воронеже назвал зампред областного правительства (17.03.2022 15:43)
8 марта «Блокнот Воронеж» начал публикацию отрывков дневника мамы двух детей Ольги Левенцовой из ДНР.
Ольга принялась фиксировать события за несколько дней до начала спецоперации; с первых строк её дневника было видно, что военные действия начала не Россия и не 24 февраля…
На постоянной связи с Ольгой Левенцовой находится внештатный корреспондент «Блокнот Воронеж».
Сегодня, 17 марта, мы публикуем продолжение заметок Ольги о войне и мире, жизни и смерти в Донецке. Именно на эти мартовские дни пришёлся самый страшный с начала боевых действий удар ВСУ по городу:
- Каждое утро мы просыпаемся под взрывы.
Первым делом я открываю окно и прислушиваюсь.
Когда просто взрывы слышно – это уже не так страшно, страшнее услышать свист, это значит, что прилетит совсем рядом, и срочно нужно прятаться. Жизнь изменилась. Всё так же закрыты школы и детские сады, в супермаркетах исчезли мука и сахар, детские творожки. Цены взлетели.
Донецк, магазин
Где-то на пять рублей, а где-то и вдвое. На маршрутах появился транспорт, но автобус приходится ждать до часа. В час пик можно даже не пытаться влезть.
Донецк, станция
А на днях мы видели вертолёт. Он пролетел совсем рядом с нашим домом, так близко, что можно было рассмотреть. Наверно, вы удивитесь…Но для людей, который восемь лет не видели ни самолёт, ни вертолёт, такое событие очень значимо.
Сразу же позвонила тётушка:
⁃ Вы видели вертолёт?
⁃ Да, видели, он рядом пролетел.
⁃ А это наш или украинский?
⁃ Не волнуйся, российский, это наши!
⁃ Как хорошо, что наши! Я так испугалась, что хотела прятаться.
Седьмое-восьмое марта были очень трудными. Позвонил знакомый и сказал: «Из дома не выходите, но не пугайтесь: наши будут пытаться отбить Горловку и Авдеевку».
Обстрелы были круглосуточные, украинская армия и нацбаты за восемь лет окопались основательно.
А на той неделе мне пришлось оставить малыша со старшей дочерью, чтобы поехать на почту за посылкой из ЛНР. В народных республиках проблемы с мясным детским питанием. Его просто нет. Поэтому мама поехала на ближайший КПП с Россией, и в Ростовской области сделала покупки. Как только я вышла из дома - услышала взрывы. Позвонила дочери и велела детям уйти в детскую и закрыть дверь (там не так слышно, а значит – не так страшно).
Выйдя с почты, я услышала взрыв чудовищной силы, кажется, задрожала земля. Тут же позвонила дочь, она плакала:
⁃ Мама, мамочка, ты скоро? Совсем рядом бахнуло!
На мое огромное счастье, подъехала маршрутка. Всю дорогу сильно громыхало, а дети дома одни…
Последующие дни я спала вместе с дочкой и сыном.
Вы скажете, что это глупости, но меня не покидала мысль, что, если «прилетит», я должна быть рядом с детьми.
Четырнадцатое марта - обычный день, от которого я ничего особенного не ожидала. Всё то же громыхание за окном, уже обыденность. Но около половины двенадцатого утра наш дом содрогнулся. Обычно обстрелы были слышны только в спальне, в других комнатах тише, а тут, стоя в ванной, я почувствовала, как задрожал дом.
Сразу открыла новости - это уже, наверно, привычка. А там это фото и видео…
(14 марта ВСУ нанесли удар по центру Донецка ракетой ОТРК «Точка-У», 20 человек погибло на месте, 36 было ранено – прим. ред.)
Центр Донецка, ни военных частей, ни военной техники, только самые оживлённые улицы…
Ужаса, который я увидела, наш город не переживал с 22.01.2015 года, с обстрела Боссе - тогда погибло около 15 человек и более 20 было ранено.
На улице Артема, около Облгорадминистрации, лежали два огромных обломка от ТРК «Точка-У», это ракета весом около 2 тонн… До 2014 года таких знаний у меня не было… Ракету сбила ПВО, но её осколки принесли непоправимый урон городу.
Улица Университетская, самая оживленная улица, заполненная транспортом… Что было там - не передать словами… Маршрут №17, в автобусе, кажется три-четыре трупа, а может больше… Две сгоревшие машины, я даже не знаю, были ли там люди на момент обстрела, рядом машина с мужчиной и женщиной, оба мертвы… Отделение банка, у которого лежали люди без ног, без рук…Боже мой, как страшно… Говорили сначала о 17 погибших, позже о 21 и более 30 раненых.
Днём позвонил брат мужа, сказал, что возле отделения банка погиб его товарищ. Помню его, парень не старше тридцати. Он приехал в банк, чтобы снять деньги на операцию для мамы, она лежала после ранения, деньги перевели родные из России.
Парню оторвало ноги, он умер в машине скорой. А недавно погибла и его жена. Под Волновахой. Она была медсестрой. Двое малышей остались круглыми сиротами…
Я отправила фото и видео подруге из Харькова, раньше мы жили по соседству в ЛНР, она была свидетельницей на моей свадьбе. Но ещё до войны подруга уехала в Харьков. Писала мне тогда, что местные студенты кричали ей в спину «Вали в свою Лугандонию».
Оказывается, такое забывается. «Я не могу на это смотреть» - ответила подруга.
- А ты посмотри. Это длится все восемь лет! За пять минут - двадцать погибших. Посмотри, как вас «защищает» украинская армия, когда ведёт обстрелы из жилых кварталов, из квартир, с детских площадок, больниц и школ, и сделай вывод, почему разбит твой город!
«Бред!» - получила я в ответ.
Честно, другого я и не ждала. Было понятно, что годы, проведённые на Украине, не прошли даром. Годы агрессивной пропаганды, масштаб которой россиянам сложно себе представить. Человек напрочь забыл откуда он, кто он, кто его родители!
А ведь они по-прежнему живут в ЛНР, под украинскими обстрелами.
15 марта в Донецке был объявлен день траура, весь день люди несли цветы к отделению банка. И в тот же вечер из такого же ракетного комплекса обстреляли Макеевку - снова обычный двор и жилые дома. К счастью, погибших не было, только раненые. Но - двое из них - дети…
В ночь с 15 на 16 марта мне приснилось самое страшное. Обстрел, я наспех собираю вещи, и свист, очень громкий свист, а значит, что «прилёт» будет совсем рядом, и вероятность выжить минимальная…И другой, ещё страшнее - просыпаюсь утром, а русская армия уходит от нас. России нет...Слава Богу, это только кошмар.
Подготовили Евгения Шкарина
Виктор Ганик
Новости на Блoкнoт-Воронеж