Толпы безработных, голый ресторатор и доплаты медикам: итоги 2020 года на воронежском рынке труда
Читайте также:
- Воронежский депутат удалил пост о перебоях с кислородом для больных Covid-19 в «Электронике» (09.12.2020 13:49)
- Почта России извинилась за столпотворение из-за нерабочего терминала в Воронеже (09.12.2020 16:00)
- Подарочный пряник весом 15 килограммов могут сделать на заказ в Воронеже (09.12.2020 11:01)
В тяжелых условиях ограничений государство в основном показывало свою беспомощность, а иногда и цинизм.
«Блокнот Воронеж» продолжает подводить итоги 2020 года в различных сферах жизни. Ушедшие 12 месяцев для местных жителей прошли под знаком коронавируса. Из-за пандемии в регионе было введено множество ограничений, которые поменяли привычный уклад жизни. Еще в первую волну Covid-19 весной в Воронежской области закрыли практически все государственные учреждения и объекты бизнеса. Предприниматели сразу же начали подсчитывать свои убытки. Они буквально выли волком от невозможности работать. Через несколько месяцев ограничения смягчились, но уже было ясно, что воронежской экономике нанесен колоссальный урон.
Наиболее больно пандемия Covid-19 ударила по рынку труда. В первую волну коронавируса предприниматели были вынуждены распустить своих работников по домам. Власти требовали от бизнесменов сохранить зарплаты и места своим сотрудникам, но на деле выходило совсем по-другому. Множество предпринимателей либо не могли выплачивать деньги, либо же вовсе закрылись.
Воронежский рынок труда уже давно так не колошматило, как в прошедшем году. Что будет с ней в наступивший период, покажет время. Пока же предлагаем читателям посмотреть на то, что происходило на рынке труда в Воронежской области в 2020 году.
Десятки тысяч граждан остались за бортом экономики
Прежде всего посмотрим на динамику по безработице в цифрах. За первые полгода прошедшего периода почти 28,5 тыс граждан были официально зарегистрированы в органах службы занятости населения Воронежской области в качестве безработных. При этом у работодателей была заявлена информация о наличии лишь 14,8 тыс вакантных рабочих мест. Таким образом, на местном рынке труда образовывался существенный дефицит по возможности трудоустройства. Такие данные 1 июня публиковал региональный департамент труда и занятости населения.
Нужно отметить, что далеко не все воронежцы, оставшись без работы, сразу же шли вставать на учет в районные центры занятости. Из-за низкого размера пособий по безработице это делали, в лучшем случае, около половины граждан, а потому реальное количество безработных могло быть больше.
Особенно заметным рост безработицы стал в апреле-мае 2020 года, во время так называемого периода самоизоляции. Если в конце 2019 года численность безработных, зарегистрированных в госучреждениях службы занятости, составляла 9 700 человек, то уже в конце апреля 2020 года количество незанятых трудовой деятельностью граждан составило без малого 24 тыс человек. Таким образом, за половину 2020 года официальная численность безработных выросла почти в 2,5 раза. Причем только в мае, порядка 4 500 воронежцев оказались без работы.
Уже к 13 октября 2020 года в Воронежской области в качестве безработных было официально зарегистрировано 51 тыс 271 человек. Региональный департамент труда и занятости населения, в то время, сообщал о наличии 23 тыс вакантных рабочих мест. Однако заявления чиновников нисколько не обнадеживали людей, когда они смотрели на динамику рынка труда. Так, в августе прошлого года официальный статус безработных имели 48 тыс 202 воронежцев, а к октябрю, как мы писали выше, показатель составил уже 51 тыс 271 человек. Всего за месяц число незанятых граждан увеличилось на 3 тысячи.
Примечательно, что рост безработицы не приостанавливался даже в традиционно «рабочее время» - июнь-сентябрь, когда обычно появляются дополнительные места в сельском хозяйстве и строительстве. Выходит, что эти ведущие отрасли воронежской экономики не стали запасаться дополнительной рабочей силой во время уборки урожая и активной фазы строительных работ как по возведению различных социальных и коммерческих объектов, так и ремонту дорог.
К октябрю количество безработных в регионе увеличилось до 52,2 тыс человек.
Бессильная математика губернатора по стабилизации ситуации
В то время, как в Воронежской области то и дело от статистики поступали пугающие данные по безработице, власти, по сути, показывали свою беспомощность по влиянию на этот процесс. В июле прошлого года губернатор Александр Гусев проводил совещание по рынку труда. Он заявил, что в Воронежской области было 17 тыс вакантных мест, которые имеют широкий отраслевой спектр. "Поэтому я прошу вас активно с работодателями еще раз проработать вопросы адекватности заработных плат", – сказал губернатор.
Губернатор Гусев проводит совещание по рынку труда в Воронежской области
Обращение главы региона звучало в адрес руководителя областного департамента труда и занятости населения Юрия Бая. Он, в свою очередь, в своем выступлении заявил, что «по состоянию на 27 июля число безработных составляет 41,9 тысячи человек». В таком случае совершенно непонятным выглядело заявление губернатора. Как на 17 тыс вакансий можно «стабилизировать ситуацию» и предоставить работу почти 42 тыс безработным?
Глава департамента труда и занятости населения Юрий Бай
Простое арифметическое действие – «вычитание столбиком», показывает, что даже если все 17 тыс вакансий были бы «выбраны» 42 тыс безработных, то все равно в этом официальном статусе оказались бы еще порядка 25 тысяч воронежцев. Много это или мало? Это много. Именно 25 тыс безработных – это почти уровень создания рабочих мест, который смогла себе позволить Воронежская область за докризисный период. Об этом гордо заявлял перед депутатами облДумы губернатор Александр Гусев.
Да и данные чиновников по безработице разнились с цифрами от Воронежстата. Во время, когда проходило то самое совещание, служба заявляла о наличии не 17 тыс, а 14,8 тыс вакантных мест. Это был самый низкий показатель с кризисного 2015 года.
У воронежцев сократились зарплаты, а работодатели раздевались догола
На фоне пандемии коронавируса власти постановили не только сохранять рабочие места, но еще и их зарплаты сотрудников. Эта тема заслуживает отдельного внимания в подведении итогов 2020 года на рынке труда. Уже через месяц после введения режима самоизоляции организация Finexpertiza опубликовала доклад на тему, как пандемия повлияла на зарплаты россиян. Оказалось, что в апреле россияне в целом стали получать на 23% меньше, чем в марте. В Воронежской области на снижение зарплат жаловались примерно столько же процентов граждан. А через полгода показатель увеличился и вовсе до 34%.
После первой волны коронавируса, как рассказывал один из основателей портала Superjob Алексей Захаров, люди не могли оправиться ни финансово, ни психологически. На существовавших вакантных местах воронежцам предлагали зарплату на 30% меньше, чем она была до пандемии. Такое снижение коснулось всех сфер деятельности. Исключение было только на рынке IT.
Основатель рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров
Работодателей, сокращавших зарплаты в прошлом году, понять было можно. Они несли колоссальные убытки и отчаянно кричали об этой проблеме. К примеру, работники магазинов одежды из-за самоизоляции записывали обращение к губернатору Александру Гусеву. «Мы с пониманием отнеслись к закрытию магазинов во время нерабочих дней в стране. Но сейчас, когда режим самоизоляции уже практически никто не соблюдает, мы просто не можем позволить себе сидеть без дела. Нам нужна работа! Нам нужны деньги! Нам нужны продажи! Мы терпим колоссальные убытки ежедневно: аренда, зарплаты, налоги», - кричали после первой волны коронавируса работники магазинов одежды.
Громкие заявления об убытках из-за пандемии делали и воронежские рестораторы. Один из них опубликовал фотографию самого себя. На снимке ресторатор стоял голый и держал в руках табличку. На ней была просьба к главе региона открыть точки общепита.
Вскоре губернатор открыл кафе и рестораны в Воронежской области. Правда ситуация для отрасли сложилась настолько критичная, что рестораторы в декабре опять обращались к Гусеву за помощью. Бизнесмены говорили, что за пандемию их выручка упала на 40%-50%, некоторые заведения закрылись или были близки к тому, чтобы свернуться, сфера общепита всего за несколько месяцев катастрофически деградировала.
Циничное мошенничество чиновников с выплатами
Вышеперечисленные факты на воронежском рынке труда говорили только об одном – жителей региона настигла общая беда, выйти из которой помогла бы только сплоченность и поддержка сверху. Тем не менее, власти показывали в ушедшем году не только свою беспомощность, но иногда и откровенный цинизм. Ярким примером этому служит скандал с руководством департамента соцзащиты Воронежской области. Начальники ведомства попались на мошенничестве с целью личного обогащения.
Фигурантами скандала стали замдиректора управления соцзащиты по Левобережному району Воронежа, начальница отдела, а также зам главы отдела. Следствие установило, что еще до пандемии чиновницы вносили в списки на получение субсидий своих знакомых и бывших коллег. Все это было осуществлено по предварительному сговору, с целью обогащения. Знакомые и бывшие коллеги чиновниц легким росчерком пера превращались в граждан, которым положена выплата средств на оплату жилья и коммунальных услуг. Трудности, связанные с пандемией, не остановили госслужащих, и они продолжили проделывать махинации, пока не были уличены правоохранителями.
Управление соцзащиты по Левобережному району Воронежа
Ущерб от обозначенных преступных действий составил 11 млн рублей. Чиновницы в ходе следствия полностью признали вину. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере, совершённое с использованием служебного положения») в конце года передали в суд.
Государственные выплаты и обнадеживающая динамика
Впрочем, нельзя сказать, что государство полностью дистанцировалось от проблем на воронежском рынке труда. В августе прошлого года департамент труда и занятости населения отчитывался о повышенном пособии по безработице во время самоизоляции. За несколько месяцев воронежцам выдали на эти цели 1,3 млрд рублей. До 1 сентября 2020 года пособие в размере 12 тыс 130 рублей получили воронежцы, уволенные и признанные безработными с 1 марта того же периода. На этот срок установили минимальный размер – 4,5 тыс рублей. Была введена и доплата к пособию – 3 тыс рублей на каждого из детей в возрасте до 18 лет. Те же 12 тыс должны были получать индивидуальные предприниматели, закрывшие свое дело после 1 марта 2020 года и признанные безработными.
На острие борьбы с коронавирусом находились медики. Для них государство определило доплаты, которые начали выдавать с 10 марта прошлого года. Источником финансирования выступал региональный бюджет. Размер поощрения рассчитывали по среднемесячному доходу и по норме рабочих часов. Так, у врачей СМП размер доплат в среднем составляет 80% от среднемесячного дохода, у фельдшеров скорых, медицинских сестер (в том числе и анестезистов), среднего медперсонала, участвующего в оказании первичной медико-санитарной помощи на врачебном и самостоятельном приеме - 40%. А 20%-ые выплаты от среднемесячного дохода полагаются фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам скорой помощи, водителям «скорых» и тем, кто доставляет врачей в рамках вызовов на дом, санитарам, младшему персоналу, который обеспечивает условия для оказания первичной помощи, водителям-курьерам, которые доставляют биоматериалы для исследования.
Доплаты в размере 80% постановили медикам (инфекционисты, участковые педиатры, терапевты, пульмонологи и другие), оказывающим первичную помощь больным COVID-19 или «подозреваемым». Такой же процент поощрения выделили врачам и специалистам с немедицинским образованием, которые проводят лабораторные исследования зараженных. Средний медперсонал, трудящийся в лабораториях с коронавирусом, должен был получить 40% среднемесячного дохода. Наконец, стопроцентную надбавку решили выплачивать врачам, работающим с заразившимися или потенциально инфицированными COVID-19 в стационарах, среднему и младшему персоналу больниц полагается 50% и 30%, соответственно. Выплату в размере 60% среднемесячного дохода получают врачи СМЭ, патологоанатомы, эпидемиологи, их помощники, которые принимают участие в проведении противоэпидемических мероприятий по недопущению распространения COVID-19. Средний медперсонал БУ «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» и «Воронежское областное патологоанатомическое бюро» и патологоанатомических отделений медучреждений, которые подведомственны облздраву- 30% среднемесячного дохода. Такой же размер доплат полагается тем, кто участвовал в противоэпидемических мероприятиях.
Надо сказать, что и по безработице к концу прошлого года появились обнадеживающие данные. Правительство Воронежской области сообщало, что по состоянию на 23 ноября 2020 года количество незанятых граждан в Воронежской области составило 45,7 тыс человек. За неделю, как заявили чиновники, показатель снизился до 43 тыс граждан. На тот момент уровень безработицы в Воронежской области составлял 3,7%. Неделей ранее такая цифра была на уровне 3,9%.
Комментарий специалиста
Для более объективной оценки ситуации на воронежском рынке труда наше издание обратилось к начальнику отдела информационного обслуживания воронежского Центра занятости молодежи Надежде Ивановой:
- По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области в июле – октябре 2020 года в Воронежской области численность безработных граждан по методологии Международной организации труда составила 52,2 тыс. чел., что на 11,7 тыс. чел. (28,9%) больше аналогичного значения прошлого года. Уровень безработицы по методологии МОТ в отчетном периоде составил 4,5% (в аналогичном периоде прошлого года – 3,4%).
По состоянию на 08.12.2020 г. в органах службы занятости населения Воронежской области зарегистрировано в качестве безработных 41320 чел., работодателями заявлена информация о наличии 20957 вакантных рабочих мест. Уровень регистрируемой безработицы – 3,5 %, коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, претендующих на одну вакансию) – 2,2 единиц.
С введением ограничительных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции отмечается ухудшение параметров рынка труда.
Глас народа
Оценить сложившуюся ситуацию с трудоустройством населения в ковидный 2020 год «Блокнот Воронеж» попросил простых граждан. Для этого на улице был проведен опрос. Прохожим предлагалось ответить на вопрос: «В 2020 году стало лучше или хуже на рынке труда в регионе?»:
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж