Цинизм повышения тарифов, фонтаны кипятка и тотальная дезинфекция: итоги 2020 года в ЖКХ Воронежа
Читайте также:
- Госдума, ты сошла с ума, - воронежский борец с вытрезвителями (23.12.2020 09:04)
- Пинок «золотому» АИР аукается Гусеву, Лоткову и Кустову обвинениями в коррупции (22.12.2020 21:00)
- Под Воронежем одной опасной улицей станет меньше (22.12.2020 19:01)
Пока модернизация оставалась только в обещаниях, коммунальную сферу продолжало лихорадить.
Когда воронежцы неделю назад провожали 2020 год, они вспоминали, что огромное количество времени в этот период были вынуждены сидеть дома. Во время локдауна (режим самоизоляции) из-за короновируса, люди остались наедине со своим бытом. Для многих жителей Воронежской области всю весну сутки протекали либо в спальне, либо на кухне, либо около телевизора или компьютера. Соответственно, каждому, как никогда раньше, требовалась бесперебойная работа электричества, газа, воды и прочих коммунальных благ. Отдать должное работникам сферы ЖКХ – всем необходимым воронежцев обеспечивали.
Коммунальная отрасль за период локдауна в регионе, хорошо разбогатела. За весну 2020 года выросло потребление услуг, а, следовательно, становился больше и размер платежей. Эксперты посчитали, что траты воронежских семей за этот период на свет и на воду выросли примерно на треть. Однако все это не помешало воронежским коммунальщикам под конец года протолкнуть через городскую Думу закон о повышении тарифов на ЖКУ на 4%. Объяснялось все договорами с концессионерами, необходимостью направить средства на модернизацию сетей…
Только для воронежцев все эти объяснения были совсем неубедительными. Жители столицы Черноземья уже устали от того, что модернизация коммуналки остается только словами, а изменения касаются только роста тарифов. Предлагаем подвести итоги того периода в сфере ЖКХ - болевой точке воронежцев с давних пор.
Цинизм в повышении тарифов
В конце прошлого года депутаты Воронежской городской Думы приговорили местных жителей к росту тарифов на коммунальные услуги. Незначительно должна подорожать только холодная вода – на 1%. Другие же коммунальные услуги выросли в цене существенно. Так, за водоотведение на правом берегу Воронежа надо будет платить больше на 9,6%, а на левом – на 6%. При этом «РВК-Воронеж» направлял в областной департамент государственного регулирования тарифов заявление для корректировки тарифов на 4,5%, 15% и 7,5% соответственно. Если правительственные цифры перевести в рубли, то в среднем один житель столицы Черноземья теперь будет платить за холодную воду и канализацию больше на 7,5 рублей в месяц. Семья из двух человек за эти же услуги заплатит больше на 15 рублей, а из трех – на 23,5 рублей. Горячая вода, как и отопление, подорожали на 4% или на 18 рублей.
Все эти цифры стали известны еще в прошедшем 2020 году. Именно тогда депутаты городской Думы согласовали повышение расценок на коммуналку, прикрываясь созданием условий для модернизации сетей. Сначала они вовсе хотели довести тарифы в целом до показателя почти +7%. «Блокнот Воронеж» публиковал список народных избранников поддержавших антинародный рост платы за услуги ЖКХ. Их позицию пояснял председатель профильной комиссии по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству Александр Сысоев. Он заявлял, что повышение платы «происходит в интересах самих воронежцев».
- Наказы избирателей говорят о необходимости решать их проблемы, которые не решались десятилетиями… А средства на обновление сетей – только в тарифе, - цинично добавлял Сысоев по поводу повышения расценок.
Глава комиссии по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству Александр Сысоев, фото пресс-службы Воронежской городской Думы
Сами местные жители осенью 2020 года резко негативно восприняли то, что уготовили им депутаты горДумы. Воронежцы говорили, что не знают, как дальше жить. На фоне тотального роста цен и безработицы повышение тарифов выглядит убийственным.
Интересна реакция губернатора Александра Гусева на решение депутатов городской Думы. Когда предлагалось довести повышение ЖКУ до +7%, глава региона публично раскритиковал такую инициативу. Губернатор заявил, что с пониманием относится к бизнес-процессам концессионеров, но не время бить каким бы то ни было повышением цен по карманам людей в 2020 году. После критики повышение все равно состоялось, но, чуть меньше, чем на 7%.
Как концессионеры безалаберно относились к хозяйству
Повышение тарифов можно было бы действительно оправдать необходимостью модернизации сетей. Однако в этом случае воронежцы должны наглядно видеть работу концессионера в этом направлении. На деле же за 2020 год воронежцы наблюдали от подобных компаний только безалаберное отношение к вверенному им хозяйству. Взять ту же «Квадру», которая получила тепловые сети Воронежа еще в феврале 2019-го. Эта коммунальная организация за прошлые 12 месяцев то и дело попадала в различные скандалы. Связаны они были с авариями на изношенных сетях. Следовательно, ход модернизации целый год оставался только на бумаге?!
А коммунальные аварии в 2020 году случались масштабные. К примеру, в августе на улице Остужева из-под земли забил мощный фонтан горячей воды высотой в семь этажей. Он струился без перерыва, размеры гейзера поражали. К разбирательству этого случая подключилась прокуратура. Правоохранители организовали проверку соблюдения законодательства о теплоснабжении и соблюдения нормативов при устранении аварийных ситуаций в филиале ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация».
Концессионер теплосетей комментировал ситуацию. В «Квадре» поясняли, что проводили второй этап гидравлических испытаний труб. Это было необходимо для выявления ветхих участков. Однако собственникам простая констатация факта при пострадавшей инфраструктуре была уже безразлична. К тому же, таких прорывов на участках сетей, вверенных концессионеру, было уже очень много.
Прокуратура Воронежа в ходе проверки выяснила, что филиал ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» в 2020 году неоднократно допускал нарушения продолжительности аварийного перерыва подачи горячей воды в 17 многоквартирных домах на улице Жукова, Московском проспекте, бульваре Победы. В отдельных случаях горячая вода отсутствовала более двух суток. И это при том, что максимально допускался перерыв суммарно не более 8 часов в месяц. Речь идет именно об аварийных работах, а не о профилактическом ежегодном отключении.
Управляющий директор ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» Виктор Назаров
Более того, как выявили в городской прокуратуре, в ряде домов, после проведения аварийного ремонта, горячая вода переставала соответствовать требованиям законодательства РФ. Проблемы возникли с ее температурой.
При таком бэкграунде заявления о необходимости повысить тарифы для возможности концессионерам проводить модернизацию выглядят сомнительными.
Перманентные фекальные атаки
В октябре прошлого года мэр Воронежа Вадим Кстенин рассказывал, как ведется борьба с миазмами, идущими с Левобережных очистных сооружений (ЛОС). Глава города говорил, что для устранения извечной вони на предприятии был произведен ряд технологических операций. Среди них обозначали- ремонт части аэротенков, первичных отстойников, откачка старого ила и завоз с Правобережных сооружений нового ила, регулировка системы подачи кислорода. Но главной работой на ЛОСах стало строительство цеха механического обезвоживания осадка.
Возведенный объект позволит обезвоживать осадок (кек), который в жидком виде поступает на иловые карты, там же происходит гниение, в связи с чем появляются запахи. Затем из цеха осадок будет отправляться на полигон, его можно использовать и для удобрений. По словам мэра, в начале 2021 года цех должен заработать на полную мощность и значительно снизить проблему городской вони. Параллельно прорабатывались другие действия, которые могли бы окончательно избавить воронежцев от неприятного запаха.
Мэр Кстенин рассказывает о ЛОСах во время прямого эфира в октябре 2020 года
Заявления выглядели довольно убедительными. Однако, если посмотреть на то, что происходило в 2020 году, то станет понятно – проблема вони в Воронеже заключена не только в ЛОСах. Все дело в том, что город захлестывали перманентные фекальные атаки. Случались они в разных концах столицы Черноземья.
К примеру, на улице Суворова местные жители находили некие доселе неизвестные очистные сооружения, от которых на протяжении долгого времени шел слив фекальных вод. Они образовали огромные озера на берегу водохранилища, распространяя зловония. По поводу этого сброса нечистот воронежцы обращались в компетентные органы. Однако им приходил ответ, что никаких экологических нарушений в ходе проверки выявлено не было.
Очистные сооружения на улице Суворова
Можно посмотреть и на нерешенную в 2020 году проблему постоянного фекального гейзера на улице Шишкова. Зловонный фонтан то и дело начинает бить из колодца напротив дома №142. А все это происходит оттого, что дома в «Московском квартале» были подключены к старым коммуникациям. Трубы в итоге не справляются с нагрузкой, и наружу вырывается поток нечистот.
Известный фекальный гейзер на улице Шишкова, фото Boris Izmalkov
Из подобных фактов фекальных атак в 2020 году в Воронеже можно сделать логичный вывод – решение одной лишь проблемы ЛОСов вряд ли сможет полностью избавить столицу Черноземья от извечной вони.
Увеличение взносов на капремонт сомнительного качества
В прошедшем 2020 году воронежцев не отпускала уже заевшая на зубах тема капитального ремонта. Еще в начале прошлого десятилетия были внесены поправки в Жилищный кодекс, по которым власти обязали собственников перечислять деньги региональным операторам в «общий котел». Из этой «кассы» средства затем идут на восстановление многоквартирных домов в порядке очереди. Некоторые собственники в итоге годами дожидаются начала работ в своих многоэтажках, из месяца в месяц выплачивая взносы. В Воронежской области размер платы за капремонт составлял 6,6 рублей за один квадратный метр. Однако с 1 января 2020 года расценки повысились сразу на 37,5% или до 9,8 рублей за 1 квадратный метр.
Губернатор Александр Гусев в феврале прошлого года назвал увеличение размера взносов справедливым и обоснованным. Это якобы позволит сохранить баланс между отремонтированными многоэтажками и аварийным фондом. Глава региона отмечал, что правительство и так дотировало Фонд капитального ремонта. Прежнего размера собираемых средств в виде 6,6 рублей за квадратный метр, было недостаточно для финансирования работ по приведению жилья в порядок. По словам Гусева, выросший взнос фактически был разделен на две части. Одна из них состояла из того, что собиралось с собственников. Другую часть выделяло областное правительство. Из бюджета с 1 января 2020 года на капремонт было выделено 570 млн рублей.
Губернатор Александр Гусев во время прямого эфира оправдывает повышение взносов на капремонт
Казалось бы, проблемы с финансированием восстановительных работ в прошлом году должны были отпасть. Однако этого так и не произошло. В марте 2020 года сообщалось об ужасном состоянии дома №19/4 по переулку Советскому в Воронеже. Жилое строение покрылось крупными трещинами, кровля, которая в любой момент могла обрушиться на головы людей, текла, словно решето. Собственники дома рассказывали, что различными способами пытались решить проблему, обошли чуть ли не все местные инстанции. Но толку от этого не было. По этой ситуации выступили коммунальщики и заявили, что на капитальный ремонт дома №19/4 по переулку Советскому банально не хватает денег.
Дом №19/4 по переулку Советскому
Кстати, в многоэтажках, которые все же удалось восстановить, в прошлом году возникали вопросы к качеству работ. Прокуратура Ленинского района Воронежа даже вносила представление директору регионального Фонда капремонта Олегу Теплякову после проверки соблюдения жилищного законодательства. Правоохранители выявили несоответствие техническим регламентам в домах №2 по улице 121 Стрелковой Дивизии, №94 по улице 20-летия Октября и №6 по улице Куколкина.
Глава Фонда капремонта Воронежской области Олег Тепляков
Проверка, как раз, организовывалась после жалоб собственников на некачественный капитальный ремонт.
Дезинфекция мест общего пользования и послабления со счетчиками
Пандемия коронавируса, наверное, лучше всего повлияла на сферу жилищно-коммунального хозяйства в Воронеже. Когда прошлой весной местные жители сидели на самоизоляции, как мы сказали выше, службы ЖКХ отлично справлялись с подачей электричества, воды, тепла. Тогда же началось историческое нововведение. Речь идет о тотальной дезинфекции подъездов, подвалов, чердаков и других мест общего пользования в многоквартирных домах. В сфере ЖКХ в прошлом 2020 году эту меру, кроме как позитивной, назвать больше нельзя.
Дезинфекцию мест общего пользования проводили управляющие компании и товарищества собственников жилья. В договоры УК и ТСЖ подобные действия не входили. Следовательно, с людей за дезинфекцию никто не брал ни копейки.
Кроме того, из-за пандемии Covid-19 и ограничений на массовые скопления людей, управляющие организации в 2020 году начали внедрять для своих жильцов дистанционные сервисы. К примеру, управляющие компании, которые входят в ГК «ПИК-Комфорт» запустили личный кабинет, через который можно подать заявку и следить за ее исполнением. В Воронеже такого сервиса до пандемии не было.
Помимо этого, в прошлом году в сфере воронежского ЖКХ произошло значимое событие, касающееся приборов учета на электроэнергию. Собственникам отменили самостоятельную замену соответствующих счетчиков. С 1 июля 2020 года подобная обязанность возложена на поставщика ресурса. То есть, вступило в силу федеральное постановление, согласно которому всю ответственность и затраты на общедомовые и индивидуальные приборы учета (ИПУ) электроэнергии стали нести не жители, а ресурсоснабжающая и сетевая организации.
Все эти события говорят о том, что в сфере воронежского ЖКХ происходили и положительные события.
Комментарий эксперта
Свою оценку ситуации ЖКХ Воронежа в 2020 году дал директор Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Омега» Денис Старов:
- Могу высказать консолидированное мнение нескольких председателей ТСЖ многоквартирных домов нашего города. В 2020 году ситуация в сфере ЖКХ стала более сложной по ряду причин. Не только ТСЖ, но и управляющие компании столкнулись с проблемой поступления денег. Их объем сократился. Доходы собственников жилья упали, и стали расти долги по ЖКХ. То есть, у обслуживающих организаций стало меньше средств на содержание домов. Много работ, которые планировались на 2020 год, остались невыполненными ввиду уменьшения поступлений от собственников.
Кроме того, в соответствии с указом губернатора Гусева, во время пандемии запрещались все собрания собственников и членов ТСЖ. При этом в ТСЖ каждый председатель, по закону, избирается на срок не более двух лет. Собрания проходят раз в год. Простой математический подсчет говорит о том, что около половины председателей ТСЖ в 2020 году должны были переизбираться. Поскольку собрания запрещались, то действующие главы товариществ не смогли продлить свои полномочия начиная с весны. Пришлось общаться с банками, где находились расчетные счета, по поводу продления закончившихся полномочий. Это надо было делать, чтобы в ТСЖ кто-то мог распоряжаться общими деньгами. В переговорах с банками помогли разъяснения данные Государственной жилищной инспекцией Воронежской области. И только после этого, на основании множества писем, удалось продлить полномочия председателей до 1 января 2021 года. С 4-го декабря запрет на проведение собраний был снят. То есть, по сути выделялось 25 дней на то, чтобы переизбрать председателей. Но, во многих случаях это успеть сделать фактически уже невозможно.
Представляете, насколько все усложнилось?
Глас народа
Поставить свою оценку городской сфере ЖКХ «Блокнот Воронеж» попросил у местных жителей. Для этого был проведен опрос прохожих на улице:
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж