Вопреки пандемии: как воронежский завод пережил активное распространение COVID-19
В минувшие выходные самолётостроители отметили свой профессиональный праздник – День Воздушного флота России. По этому поводу «Блокнот Воронеж» встретился с и.о. управляющего директора ПАО «ВАСО» Александром Ярчевским. Корреспондент узнал, как завод пережил пик пандемии коронавируса, на каких стадиях находятся значимые для предприятия проекты, и как завод отметил праздник авиации в наше непростое время.
- Александр Бориславович, вы уже год занимаете должность исполняющего обязанности управляющего директора ВАСО, что можете сказать про время, проведенное на этом посту?
- В авиастроении я практически всю жизнь, на Воронежском авиационном заводе - с 2012-го года. Работал исполнительным директором, директором по производству, директором по послепродажному обслуживанию самолётов, техническим директором. Обязанности управляющего директора ВАСО исполняю с 1 августа 2019 года. Получается, что будучи на заводе, занимался разными направлениями работы, но они позволили мне досконально узнать предприятие, производство, людей, и это очень помогает мне сейчас. И в нынешнем статусе, и на прежних должностях для меня было и остаётся важным держать марку ВАСО. Как бы не менялась жизнь вокруг, чего бы не происходило, мы должны каждый день делать всё от себя зависящее для того, чтобы выполнять производственную программу - качественно и в срок.
- На какой стадии сейчас первый летный образец Ил-112В?
- Первый полет воздушного судна был совершен весной 2019 года. В течение последнего времени мы доработали самолет до того технического лица, которое необходимо для выполнения предварительных летных испытаний.
Сейчас завершается этап цеховых предъявлений заказчику. После этого самолет приступит к аэродромным наземным испытаниям, а затем и к этапу предварительных летных испытаний.
Уникальность сборки первого лётного образца лёгкого военного транспортника Ил-112В, заключается в том, что ВАСО выступило в некотором роде экспериментальной площадкой, объединив в себе функции и серийного, и экспериментального завода. Еще в советское время опытные самолеты собирались и поднимались в небо на опытном производстве при конструкторском бюро, а серийному заводу, каковым мы являемся. передавалась документация уже готового продукта, по которой мы строили самолеты. В данном случае специалисты завода участвовали в создании новой машины с нуля. Для нас это, безусловно, очень важный и интересный опыт, позволивший в короткие сроки качественно повысить уровень профессионализма и компетенций заводских конструкторов, технологов, а также обновить эти службы за счёт молодых специалистов.
Примечание:
Численность сотрудников на ПАО «ВАСО» - 6200 человек.
Средний возраст работников – 44 года, молодёжь в возрасте до 35 лет составляет 30% от общего количества работающих.
Средняя заработная плата – 40000 рублей.
- Как заводу удалось пережить пик пандемии, минуя самоизоляцию?
- Мы основательно подошли к проблеме, организовали штаб, куда вошли компетентные руководители и исполнители. Предприняли все меры профилактики, чтобы избежать остановки производства, так как участвуем в выполнении гособоронзаказа (ГОЗ). Для себя поставили приоритеты и первоочередные задачи.
Закупили маски, дезинфицирующие средства, создали условия для работы на приоритетных участках. Сначала привлекли 400 человек, затем 600, полторы тысячи. и так вышли на полную мощность. Чтобы не создавать столпотворение, «раскидали» начало рабочего дня по часам: определенные группы приходили в отведенный промежуток времени.
Также мы ограничили командировки, совещания, массовые мероприятия. Организовали бригады, которые ходили по заводу, контролировали наличие средств, использование масок. Считаю, что штаб выполнил свою работу качественно, потому что в самый пик пандемии нам удалось избежать массовой заболеваемости и при этом не остановить выполнение ГОЗ.
- Александр Бориславович, год выдался непростой, удалось ли вложить средства в модернизацию производства?
- Самолётостроение – это такая отрасль, которая не может быть эффективной, если не заниматься модернизацией производства. Ну а эффективность модернизации во многом зависит от того, что под ней понимают люди, за неё ответственные. На мой взгляд, модернизация – это не только техническое перевооружение или запуск новой технологии, но в первую очередь, результат деятельности по совершенствованию производства в любой форме: идет ли речь о реконструкции цеха, переоснащении, автоматизации и т.д. В 2019 году объем капитальных вложений составил по заводу порядка 2,5 млрд рублей. Это более чем в два раза превышает объемы прошлого года. Инвестиции увеличиваются ежегодно. В этом году плановый объем капитальных вложений почти четыре миллиона. Этот рост обусловлен завершением в 2020 году реализации проектов федеральной целевой программы в рамках Государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.
- Как в этом году отмечали профессиональный праздник с учетом того, что губернатор отменил массовые мероприятия?
- У нас на заводе существуют различные службы – технические, агрегатные, сборочные и так далее. Чтобы не было больших скоплений людей, провели небольшие локальные мероприятия по производствам: руководители вручили традиционные для праздника грамоты, дипломы, подправили коллективы. Массовых мероприятий, конечно, не было, но от этого значимость праздника, безусловно, не стала меньше. Мы - авиастроители, а в этой профессии нельзя просто работать, получается только жить. Поэтому отметили в кругу близких, семьи, друзей, коллег.
Примечание:
Публичное акционерное общество «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ПАО «ВАСО») входит в дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех. ПАО «ВАСО» осуществляет производство и сервисное обслуживание дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов Ил-96; строительство легких военно-транспортных самолетов Ил-112В в рамках опытно-конструкторских работ, а в дальнейшем планируется освоение их серийного производства; производство агрегатов в интересах гражданских и транспортных программ ОАК. На заводе действует Центр специализации «Мотогондолы и пилоны», призванный локализовать в ВАСО производство данных агрегатов для большинства отечественных самолетов.
- Для кого подойдет работа в самолётостроительной отрасли?
- Для людей, увлекающихся, неравнодушных, живых. Если ты равнодушный и тебе сложно чем-то увлечься – эта работа не для тебя, на ВАСО таких практически нет. Каждый человек, участвующий в строительстве самолета, когда машина впервые взлетает, выходит, смотрит и гордится, что внес свою лепту в очень важное большое дело. Здесь сложно быть безразличным. Мы дружим с учебными заведениями. Студенты Воронежского авиационного техникума им. В.П.Чкалова, Опорного университета приходят к нам на практику, экскурсии, дни открытых дверей. Мы с ними очень плотно работаем, и у ребят в процессе обучения складывается пазл, что такое самолётостроение.
- Александр Бориславович, ВАСО сейчас входит в Объединённую авиастроительную корпорацию. Что это даёт заводу и как у вас как руководителя завода складывается взаимодействие с руководством области?
- ВАСО - одно из высокотехнологичных предприятий авиастроения, которое, безусловно, выделяется на промышленной карте региона. В контуре ОАК мы входим в транспортный дивизион и выполняем большой объём работы в рамках межзаводской кооперации. Это даёт дополнительную загрузку заводу, и корпорация создаёт для нас все условия для выполнения ключевых программ. Предприятие - крупный работодатель и налогоплательщик Воронежской области, он вносит существенный вклад в экономку региона, в социальную сферу. На ВАСО работает 6200 воронежцев. У нас сложилось конструктивное взаимодействие с областным правительством, мы получаем необходимую помощь со стороны губернатора. Свою поддержку здесь оказывает и руководство корпорации. Все это позволяет предприятию уверено развиваться и создаёт эффективную среду для выполнения нашей главной задачи - качественно и в срок производить самые лучшие самолеты, которые являются гордостью нашей страны.
Сергей Черных
Новости на Блoкнoт-Воронеж