Воронежские милиционеры, обвиненные в пытках, получили условный срок
Это не он! - сказала пострадавшая. Это не важно, - сказали полицейские.
История, в результате которой полицейские оказались на скамье подсудимых, началась в прошлом году с другого преступления. Возле стройки на улице Антакольского, 2а на девушку напали, изнасиловали и ограбили. Подозрение пало на охранника Олега Трифонова - то, что он в момент совершения преступления находился в другом месте, сотрудников уголовного розыска не смутило.
28 марта 2012 года в 15:00 к Трифонову явились домой два стража порядка, когда мужчина уже собирался идти на работу. Это были опер-уполномоченные уголовного розыска Виталий Александрович Моисеев (1987 г. р.) и Андрей Николаевич Тринеев (1988 г. р.). Правда, их имена удалось выяснить не сразу - явились они под псевдонимами и в штатском. Тринеев и Моисеев сначала нанесли визит участковому, заставив его написать плохую характеристику на Олега Трифонова, а затем доставили мужчину в РОВД № 5 Советского района под тем предлогом, что на него поступило заявление о краже со стройки. В отделе полиции Трифонову предложили сознаться по-хорошему в изнасиловании. Он отказался. Тогда началось то, о чем Олег до сих пор не может спокойно вспоминать.
На него надели наручники, затем подвесили на железном ломе между двумя столами. На голову надели полиэтиленовый пакет. Били. Вряд ли это короткое слово может передать весь ужас, всю боль, которую пережил мужчина. Потом в ход пошли бритвы, которыми опера начали его полосовать по рукам и спине - судмедэксперт насчитал на теле Трифонова 23 повреждения. Олег истекал кровью. На ночь его устроили в в одиночной камере полицейского отдела в Придонском. А наутро нашелся настоящий насильник, которого опознала жертва. Выходит, зря пытали? Нет, так просто оперативники сдаться не могли. Как же - столько труда вложено. И на Трифонова стали давить, чтобы он прошел по делу как свидетель: мол, своими глазами видел, как девушку насиловали. Мужчину запугать не удалось - он написал заявление, где описал все зверства, жертвой которых стал.
Опознаешь тех, кто тебя пытал - сядешь сам
Дело Трифонова вел следователь Дмитрий Филимонов. Он рассказал, что расследование сразу встретило сопротивление со стороны руководства Тринеева и Моисеева. Руководство заявило, что не знает, где его подчиненные: вроде лечатся, а где и от чего - неизвестно. Потом это руководство в лице начальника уголовного розыска райотдела полиции Ивана Олеговича Тынянова и его заместителя Александра Голуба нагрянуло домой к Олегу Трифонову для разговора по душам. Частным образом его предупредили: Опознаешь ребят - сядешь сам. Девица тебя опознает как насильника. Невинное стремление руководства стать на защиту своих подчиненных, а не сидеть сложа руки. Подследственные Тринеев и Моисеев тоже выкручивались как могли: лгали, что спокойно поговорили с Трифоновым и сразу отпустили. На телефон Олега и его жены приходили SMS-сообщения с угрозами забрать заявление. Адвокат обвиняемых обращался в следственный комитет с просьбой закрыть дело на том основании, что все произошедшее - плод фантазии Трифонова, который почему-то недолюбливает полицейских и решил их оговорить, а свои слова решил подкрепить самоистязаниями.
Некоторое время спустя в деле возник любопытный эпизод: Тынянова и Голуба поймали на взятке. За 70 тысяч рублей они готовы были отпустить задержанного на все четыре стороны. В отношении Тынянова и Голуба было возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий и в покушении на мошенничество. Сейчас они отстранены от должностей и ожидают суда.
Справедливость - она такая разная
К делу были приобщены доказательства. Море доказательств, по выражению следователей. В 224 кабинете 5-го отдела нашлись наручники, пакет и бритвы. В женском туалете был обнаружен лом. Все предметы были изъяты и опознаны потерпевшим, но... Районный Советский суд не принял во внимание находку полиэтиленового пакета: да, пот пострадавшего на нем есть, а вот слюны нет. Оказывается, слюна обязательно должна быть. Порезы суд тоже не принял в качестве доказательств пыток - доподлинно не известно, не сам ли Трифонов так постарался. Из двух тысяч страниц доказательной базы уголовного дела осталось меньше половины. Моисеев и Тринеев свою вину не признали и вообще себя вели очень нагло и раскованно. Руководство составило им очень положительные характеристики. Современные фашисты могли получить от 3 до 10 лет лишения свободы. Им дали 3. Олегу Трифонову суд постановил выплатить 180 тысяч рублей компенсации за материальный (расходы на адвоката) и моральный ущерб. Однако, иск о возмещении убытков был направлен к фигурантам дела, а не к государству. Если бы компенсация выплачивалась из федерального бюджета (а это возможно, поскольку преступление совершено должностными лицами), то деньги Трифонов получил бы сразу, а теперь приставам за осужденными придется побегать.
Справедливость - она вообще существует?
Сегодня состоялось заседание Воронежского областного суда. Отсидев год, Тринеев и Моисеев решили пожаловаться на слишком суровый приговор. И суд пошел им на встречу. Поводом для замены приговора послужило их признание вины. А также то, что накануне заседания они спешно перевели на счет Трифонова каждый по 20 тысяч рублей в качестве частичной компенсации. Бланк квитанции был представлен на суде в качестве смягчающего обстоятельства. Из обвинения был исключен пункт о том, что действия преступников нанесло вред авторитету полиции. Судьи Маргарита Григорьевна Елфимова и Ирина Александровна Ливинцова приняли во внимание чистосердечное раскаяние подсудимых и заменили лишение свободы условным сроком на 3 года. Завтра садисты выходят на свободу. Пока они безработные, но в приговоре нет никакого упоминания, что по окончании условного наказания они не могут занять прежние должности.
Отдел полиции № 5 Советского района и его слава
Как выяснила прокуратура, лом, бритва и пакет в качестве вспомогательных орудий нелегкой работы оперов в отделении появились давно. Есть минимум четыре заявления об аналогичных пытках, в том числе от женщины 1979 года рождения. Ни одно из этих заявлений не получило хода за недостатком доказательств. Еще в 2015 году стараниями милиционеров 5-го отдела Георгия Быкова посадили на 15 лет за двойное убийство, которого он не совершал. В Страсбурге пришли к выводу, что явку с повинной из него выбили силой в Советском РОВД. 18 апреля члены общественной наблюдательной комиссии (ОНК) за местами принудительного содержания Воронежской области Наталья Звягина и Виктория Громова посетили этот отдел полиции. По мнению членов ОНК, любое попадание в этот отдел более чем на 6 часов чревато пыточными условиями содержания. В камерах — их в отделе 3 - практически отсутствует освещение и плохо работает вентиляция; в камерах, куда освещение поступает через световое окно, выходящее в коридор, часть окна заложена пластиковыми панелями, препятствующими проникновению света в камеру. В такой камере невозможно ни то, что читать — невозможно видеть собственные руки. У отдела нет возможности предоставлять содержащимся более 6 часов горячее питание. Все эти факты позволяют предположить, что случай с Олегом Трифоновым - не случайный эпизод, а часть системы.
Решение, которое вынес сегодня Воронежский областной суд, является знаковым и прецедентным. По мнению правозащитников, суд встал на сторону преступников. Такое решение позволяет полицейским чувствовать себя совершенно безнаказанно - раз уж пытки сходят с рук, то что уж говорить о менее значительных нарушениях прав граждан. Олег Трифонов, однако, мужества и надежды не теряет. Он намерен обратиться в высшие инстанции и добиться справедливости.
Евгения Попова
Новости на Блoкнoт-Воронеж