Воронеж Четверг, 28 марта
Общество, 18.07.2019 09:01

Зачем главу воронежского «Мемориала» использовали для реабилитации пособника фашистов

«Блокнот Воронеж» стало известно, чьими усилиями суд Воронежской области вернулся в конце 2018 года к вопросу о реабилитации перешедшего в годы войны на сторону врага Владимира Петровского.

Напомним, что данную персону региональная власть подселила в охранное обязательство объекта культурного наследия «Усадьба Германовской / Дом, где родился И.А. Бунин» как Троянского коня.

Троянский конь, как известно, - подарок с «двойным дном», который вручается с целью навредить или даже уничтожить. В данном случае тот самый музей нобелевского лауреата Ивана Бунина, чей юбилей воронежская власть готовится пышно отметить осенью 2020 года. А осенью 2018-го «Блокнот Воронеж» впервые рассказал о фактах, свидетельствующих, что даже такое событие мирового масштаба, воронежская власть решила приспособить для схемы по рейдерскому захвату участка земли в пользу третьих лиц. Представитель проживающих в «доме Бунина» (пока ещё не музее) пенсионеров юрист Василий Шлыков приводил документы, указывающие на умысел со стороны фаворита экс-губернатора Гордеева Максима Увайдова, курировавшего в облправительстве объекты культурного наследия региона.

Надо отметить, что власть с этим сразу и категорически не согласилась.


- Считаю глупостью мнение тех людей, которые связывают это (подселение в дом Бунина В. Петровского – ред.) с ликвидацией музея и последующей застройкой участка, - сказал спустя месяц после нашей первой публикации губернатор Александр Гусев. – Этого не будет.

При этом глава региона признался, что «глубоко вопрос не рассматривал» и если есть документальные основания работы Петровского на фашистов, будет принято соответствующее решение.

Заявление губернатора Гусева было сделано на его брифинге 1 октября 2018 года.

И в тот же день глава историко-просветительской организации «Мемориал» (известной своими работами и памятными мероприятиями на месте захоронения жертв репрессий в Дубовке) Вячеслав Битюцкий попросил прокурора обратиться в суд для реабилитации Владимира Петровского.

О том, что в декабре того же года президиум Воронежского областного суда в очередной раз отказал в реабилитации В. С. Петровского редакция узнала всего месяц назад. Сразу возник вопрос - кому понадобилось опять предпринимать эту попытку, когда есть официальный документ УФСБ по Воронежской области, где говорится, что Владимир Петровский был «осужден обоснованно и реабилитации не подлежит».

Пресс-служба облсуда оперативно назвать лицо или лиц, пожелавших реабилитировать Петровского, не смогла. Зато нам удалось найти обращение Вячеслава Битюцкого, в первых строках которого говорится идёт ссылка на «публикации в Сети, обвиняющие гражданина Петровского в службе фашистским оккупантам…»


Неужели именно заметки «Блокнота» (ибо никто из СМИ версию с Троянским конём в Доме Бунина не описывал) спровоцировали главу «Мемориала»? И он так озаботился памятью – цитируем обращение В. И. Битюцкого - «владельца флигеля, который он завещал государству для создания музея нашего земляка», что решил начать кампанию по его реабилитации.

- Обвинения в адрес В. С. Петровского используются сейчас для дискредитации самой идеи создания бунинского музея, - написал областному прокурору глава «Мемориала».

Журналист «Блокнот Воронеж» поговорил с Вячеславом Битюцким. И выяснил, что глава «Мемориала», по его словам, никогда не занимался домом Бунина и ничего про Петровского не знал.

- Ко мне обратился член правления «Мемориала» историк-краевед Александр Николаевич Акиньшин; сказал, что, по его мнению, нужно написать, и он просит меня как председателя подписать, - откровенно рассказал Вячеслав Битюцкий.

Наша телефонная беседа с главой «Мемориала» был довольно продолжительной, ниже вы можете послушать нарезку из её принципиальных фрагментов.

Заметим, что Александр Акиньшин не только член правления «Мемориала», но и член Общественного научно-экспертного совета при управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области.

После нашей первой публикации данный Общественный совет специально собрался, чтобы сформировать свой ответ на поступивший вызов. Решили провести государственную историко-культурную экспертизу усадьбы. Чтобы не было уже никакой возможности для спекуляций, как заметил тогда Александр Акиньшин. И что, провели? СМИ об этом ничего неизвестно.

Зато началась оперативная работа по реабилитации фашистского пособника. Кстати, по словам Битюцкого, до этих пор с подобной просьбой член правления «Мемориала» Александр Акиньшин к нему ни разу не обращался.

- Вам не кажется, что вас использовали? – прямо спросил журналист у Вячеслава Битюцкого.

Глава «Мемориала» ответил, что ему так не кажется.

- Я вообще не интересовался этим вопросом, тем более с юридической стороны, связанной с каким-то имуществом. Первый раз узнал об этом от человека, который пришёл ко мне и попросил ознакомить его с письмом Акиньшина, я это сделал, - объяснил Битюцкий.

Этим человеком был представитель жителей «Дома Бунина» юрист Василий Шлыков (пенсионеры Тригуб обратились к нему ещё в тот момент, когда узнали, что стараниями Максима Увайдова их жилище больше им не принадлежит, а находится на балансе Воронежской области).

Вячеслав Битюцкий сказал Василию Шлыкову то же, что и нам: бумагу с текстом принёс Акиньшин, а он подписал, так как у «Мемориала» есть право на такое обращение.

- Но Акиньшин и другие в научно-экспертном совете при управлении по охране объектов культурного наследия знали, что Володька-фашист осужден обоснованно и реабилитации не подлежит, - заявляет юрист Шлыков. – Там ведь заседают большие учёные-краеведы, они занимаются этим всю жизнь, а я только - один год. И в тексте, который принес Акиньшин, был точно указан номер уголовного дела Петровского. Но всё равно решили попробовать использовать «Мемориал», плюнули в память о репрессированных своей просьбой оправдать фашиста. Значит, кому-то, кто стоит намного выше их – это всё очень выгодно. Скажите, почему губернатор Гусев или прокурор Шишкин почти год не используют свои полномочия в части восстановления конституционной законности и правопорядка?

В самом деле, почему?

Ведь, когда ситуацию взяла на контроль Генеральная прокуратура, областное ведомство чётко написало в ответе Шлыкову, что Петровский совершил измену Родине.


Так отчего не быть последовательными и пойти дальше? Например, актом прокурорского реагирования покончить с Троянским конём в Доме Бунина. Да и губернатору Александру Гусеву какие ещё нужны документы, чтобы принять «соответствующее решение»?

Допустим, схема последующего рейдерского захвата земли, описанная юристом Шлыковым – плод его воображения. И власть искренне хочет лишь устроить музей Ивана Бунина. Зачем в этом случае так держаться за Петровского, инспирировать его реабилитацию (четвёртую или пятую безуспешную попытку). Вычеркнуть его из охранного обязательства и - всё. Это ли не решение вопроса?

Но нет, вместо этого затевается целый комплекс мероприятий. Втёмную используют Вячеслава Битюцкого, человека с репутацией (впрочем, странно, что он подписал документ, не ознакомившись с биографией того, за кого просит).

У редакции нет объяснения подобных странных телодвижений власть имущих и их учёных помощников.

Только напомним, что, как утверждает юрист Шлыков, схема по «рейдерскому захвату» земли в центре Воронежа (цена которой по рыночным меркам может достигать 150 млн рублей) была одобрена бывшим губернатором, ныне вице-премьером правительства РФ Алексеем Гордеевым. Якобы уже есть в Москве покупатель, что ждёт своего часа.

Виктор Лиходзиевский


Новости на Блoкнoт-Воронеж
Персоны: Вячеслав Битюцкий
2
0