Воронеж Вторник, 19 марта
Общество, 26.07.2021 09:00

Зарплата в 100 тыс рублей: мощные социальные лифты предлагает Воронежский авиазавод представителям рабочих специальностей

Трудиться стало модно

Традиционно считается, что заработать можно только в офисе: в продажах, юристом, экономистом, управленцем. Это якобы престижно. Однако в реальности дело обстоит далеко не всегда так. Особенно очевидно это стало после полутора лет пандемии, когда многие офисные специальности перестали быть актуальными, целый ряд компаний столкнулся с вынужденными сокращениями, да и сам рынок такого рода труда стал многим меньше.

В целом интерес к рабочим профессиям в последнее время заметно вырос, в частности, стало развиваться «Worldskills» - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Стало понятно, что хотя бы какие-то гарантии стабильности в этом нестабильном мире остались на производстве. Целостность и закрытость предприятий дает редкое сегодня ощущение защищённости и позволяет сосредоточиться исключительно на работе.

В 2018 году спрос на представителей рабочих специальностей по сравнению с 2012 годом увеличился на 205%. По данным Общероссийской базы вакансий «Работа в России» на 2020 год самой востребованной в России стала профессия стропальщика, на втором месте профессия сварщика.

Минтруд России, федеральные и региональные органы исполнительной власти, общероссийские объединения профсоюзов и работодателей делают всё, чтобы стимулировать тягу к профессиональному образованию и рабочим специальностям. Возможностей заработать и построить карьеру на производстве сейчас гораздо больше, чем у «престижного» офисного планктона. Объясняется это просто: конкуренция в этом секторе рынка труда не столь велика, чем, скажем, в продажах. Поэтому если понимать свои цели, обладать маломальской целеустремленностью, настойчивостью, то можно достаточно быстро себя зарекомендовать и начать движение по карьерной и социальной лестнице.

Убедиться в этом мы смогли на Воронежском авиационном заводе, куда решили обратиться с тем, чтобы из «первых рук» узнать, как обстоит дело с работой для основных производственных рабочих, молодёжи, какова ситуация с заработной платой, заказами и перспективой.

Ответ прозвучал из самой «гущи» заводской жизни - от рабочих, специализирующихся на изготовлении и доводке летательных аппаратов.

Наш первый собеседник - уроженец села Красный лог Каширского района Воронежской области, 65-летний Петр Гунин. Вопреки ожиданиям, это не работяга в замасленной робе, а осанистый, знающий себе цену мужчина, выглядящий гораздо моложе своих лет. Активный, уверенный в себе, общительный – Петр Васильевич разрушил все наши стереотипы восприятия рабочего с первых же минут общения.

Гунин трудится на ВАСО уже почти 45 лет. После окончания 10 классов его призвали в армию. Когда же в 1977-м году наступил дембель, знакомые посоветовали Петру пойти работать на авиационный завод. Петр Васильевич послушал товарищей и не прогадал.

- Начинал я совсем неопытным, практически ничего не умел, но постепенно освоил все нюансы рабочей профессии и, как мне кажется, стал мастером своего дела, - делится Гунин. - Профессия моя раньше называлась выкладчик-доводчик, сейчас – слесарь по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов. Во многом именно мы делаем «ребра» самолета – фюзеляж, балки, стойки. Занимаемся правкой и доводкой простых мелких деталей летательных аппаратов после штамповки, формовки, обрезкой деталей по разметке и многим другим. Это не только работа на станках, но и ручная работа. Между собой мы называем её ювелирной, потому что она требует большого мастерства, концентрации. Да, самолёты сегодня строятся по цифровым технологиям, но всегда были и пока остаются агрегаты, в изготовлении которых ручной труд очень важен. Безусловно, как у всех, в начале работы на заводе у меня были наставники, которым я очень благодарен за их производственные и жизненные уроки.

Сейчас Пётр Васильевич работает на авиационном заводе в цехе №3. В его коллективе царит полная трудовая солидарность и дружеская атмосфера. Но, как замечает Гунин, в последнее время сотрудников его профессии не хватает: «Чтобы справиться с производственными задачами, только в нашем цехе нам нужно вдвое больше людей», - говорит Пётр Васильевич. По его словам, у него есть несколько молодых воспитанников, которым он передает секреты изготовления и доводки деталей самолетов, но хотелось бы, чтобы учеников было значительно больше.

Возросший объём работ объясняется производственной программой предприятия, задачами, которые стоят сегодня перед ВАСО. Примерно с осени прошлого года увеличились темпы реализации программы по строительству лёгкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Его заказчик - Министерство обороны РФ. В настоящее время в разных цехах завода строятся 3-й и 4-й опытные образцы воздушного судна, еще один самолет проходит лётные испытания, ещё один – статические во ФГУП «ЦАГИ». Главная задача – перейти на серийный выпуск Ил-112В и уже к 2024 году наладить выпуск 12 самолетов в год. Помимо этого, завод продолжает строить самолёты для Специального летного отряда «Россия», первый опытный образец широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М, участвовать в кооперации по целому ряду ведущих отечественных самолётных программ.

Наш собеседник Петр Гунин призывает молодежь не бояться и обращаться в отдел кадров авиационного завода. По его словам, на заводе больше 1000 рабочих специальностей, и какая-то одна, «своя», обязательно найдется для каждого. К тому же, в последнее время вместе с плановыми объёмами производства на заводе растет и заработная плата. Здесь превалирует сдельная оплата труда, что позволяет человеку самостоятельно формировать свой доход. Кроме этого, на заводе предоставляется солидный по нашим временам социальный пакет. Подробно его пункты прописаны в новом Коллективном договоре , принятом профсоюзной организацией совместно с администрацией предприятия в конце прошлого года на ближайшие пят лет.

- В последнее время моя заработная плата больше 100 тыс. в месяц, - рассказывает Гунин. – Да, это и сверхурочные, и порой работа на выходных, но мне импонирует сама возможность заработать. В наше время зачастую и хотел бы это сделать, да негде. Поэтому с чистой совестью обращаюсь к молодёжи с призывом получать специальность на ВАСО, зарабатывать и быть причастными к строительству новых отечественных самолётов.


Пётр Гунин

Петра Васильевича поддерживает его улыбчивый, располагающий к себе коллега – также выкладчик-доводчик цеха № 3 Иван Лесных. Ивану Николаевичу 53 года, большая часть из которых также отдана Воронежскому авиазаводу.

У Лесных своя история. На ВАСО он пришёл в конце 80-х. До этого трудился слесарем КИПИА (контрольно-измерительных приборов и автоматики) на Воронежском заводе электровакуумных приборов. Там платили небольшую зарплату, но Иван Николаевич держался за рабочее место, ведь именно на эту специальность он учился в ПТУ. Но ситуация на предприятии становилась всё более нестабильной, начались увольнения, перебои с заработной платой. Авиационный завод – гигант промышленности, даже в самые нелегкие переходные времена из-за своей значимости для экономики, больших масштабов производства, количества сотрудников казался более надежным, и Лесных принял решение поменять место работы.

Тем не менее, в отделе кадров ВАСО Лесных сразу же сказали, что вакансий «слесарь КИПИА» нет. Но предложили попробовать себя в качестве слесаря-доводчика. Иван Николаевич согласился, и так же, как и Петр Гунин, до сих пор считает свое решение верным. Сегодня его заработная плата в месяц также больше 100 тысяч рублей. На первом этапе Лесных также обучался тонкостям мастерства доводчика, и через несколько лет стал профессионалом своего дела.

- Не беда и не проблема, если у вас нет специального образования, - разъясняет Лесных. – Главное, чтобы у вас в принципе было желание работать, закрепиться на предприятии, стать частью коллектива, зарабатывать. Чтобы вы не бежали от первой трудности, а понимали, чего хотите. Известное дело: кто хочет – зарабатывает, кто не хочет – придумывает причины, почему не получается, что не так.


Иван Лесных

«Во время обучения платят ученические, -поясняет Лесных. - В последнее время они увеличились до 20 тысяч в месяц. После окончания обучения присваивается квалификация, и вы начинаете трудиться как полноправный член коллектива. Обучение у нас качественное, на совесть. Это, конечно, не самый лучший пример, но наши рабочие «прирабатываются» не только на заводе, но и в случае чего легко находят себе работу на других предприятиях города».

По словам Лесных, особенно привлекательные условия с точки зрения работатодателя на заводе сегодня созданы для молодых. Можно и обучиться профессии, и интегрироваться в работу Совета молодежи, и активно участвовать в жизни Объединенной авиастроительной корпорации, в которую входит ВАСО. Если молодой сотрудник проявляет интерес к работе, учится новому, увлекается спортом или же по сути своей является творческим человеком, то ему точно на ВАСО. «Здесь чувствуешь себя нужным. Мы как семья, завод как дом», - делится Лесных.

- Будьте уверены, завод работал и будет работать. Да, периодически возникают сложности. Но назовите мне хоть одно предприятие, где их нет. Сейчас в авиастроительной отрасли многое меняется к лучшему, и это чувствуется даже на уровне рядовых сотрудников. Хотя силами именно вот таких рядовых и делаются самолеты, и поднимаются в воздух. Сейчас у завода столько задач, такой огромный объем работы, что только бы справиться. Приходите, давайте строить крылатые машины вместе, - говорит Иван Лесных.

По состоянию на сегодняшний день на ВАСО требуется около 180 человек основного производственного персонала. В перспективе до конца 2021 года – порядка 350 человек.

Это, в частности, инженеры-технологи, инженеры-конструкторы, мастера, операторы станков с программным управлением, слесари механосборочных работ, слесари-инструментальщики, слесари по изготовлению и доводке деталей летательных аппаратов, слесари по изготовлению и ремонту трубопроводов, фрезеровщики, токари, токари-расточники, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, правильщики вручную. 

Сергей Черных

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
11