Завод «Железного Феликса» опубликовал архивные фото к своему 152-летию в Воронеже
Читайте также:
- Женщина не смогла получить статус ветерана ВОВ через воронежский суд (23.07.2020 14:02)
- О причинах бешеных цен на хлеб в начале 90-х рассказывала воронежская пресса (23.07.2020 12:00)
- Коронавирус в Воронеже 22 июля: 89 заболевших, одна смерть и вспышка на заводе (22.07.2020 20:01)
Спрятанное от людских взоров предприятие ковало Победу в Великой Отечественной войне и умножало трудовую славу наших предков.
28 июля исполняется 152-й день рождения Воронежского тепловозоремонтного завода имени Ф. Э. Дзержинского. Предприятие было открыто в далеком 1868 году, когда сдали в эксплуатацию мастерские по починке паровозов. Сейчас завод, названный в честь основателя и главы ВЧК, располагается на улице Свердлова. Объект спрятан от людских взоров, и его может заметить только человек, который заблудился в нашем городе. Однако, если посмотреть на историю этого неприметного завода, то можно увидеть славные страницы трудовой славы наших предков.
Предлагаем посмотреть на то, как жило это уникальное предприятие. Тем более, что оно поделилось с нашим изданием своими архивными фотографиями.
Если посмотреть на исторические хроники, то в 1866 году Воронежское губернское земство получило от властей из Петербурга разрешение на строительство железной дороги. Она проходила до нашего города от Козлова (сейчас – Мичуринск Тамбовской области). Пути должны были стать продолжением дороги Москва-Рязань-Тамбов. Проект предусматривал сооружение на конечной станции мастерских для ремонта паровозов и вагонов. В итоге, эти объекты, где чинили железнодорожную технику, были сданы в эксплуатацию как раз 152 года назад.
Мастерские на открытке
К августу 1889 года Министерство путей сообщения Российской империи решило расширить мастерские и утвердило соответствующий проект. В Воронеже началось строительство электростанции c двумя паровыми машинами по 40 лошадиных сил. Объект давал энергию только для освещения мастерских и вокзала, но для Воронежа это стало целым событием. В нашем городе в то время еще вообще нигде не было электричества.
В начале XX века рабочие мастерских отметились ударными трудовыми темпами. Так, к 1910 году из мастерских было выпущено отремонтированных 96 паровозов. В те времена там трудился Платон Климентов, отец великого советского писателя Андрея Платонова. Будущий литератор пошел по стопам отца в 1913 году. Сначала он стал учеником слесаря, потом - учеником машиниста. Наконец, молодой Платонов смог вырасти до инженера-электрика мелиоратора. Трепетное отношение к технике, любовь к «паровозам, машинам, поющему гудку и потной работе» - все это стало затем отражаться в творчестве писателя.
В цехах мастерских
Нынешнее название мастерские получили уже после Октябрьской революции. В 1928 году их стали называть, как раз, тепловозоремонтным заводом. А еще через год присвоили имя председателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского («железного Феликса», как его называли в партии). В то время на предприятии выпускали более 700 машин в год, при плане ремонта в 350 единиц.
Когда началась Великая Отечественная война, то для завода это стало большим испытанием. Уже в августе 1941 года там был построен бронепоезд, и его боевую команду укомплектовали рабочими предприятия «Железного Феликса».
Надо сказать, что первый полк в Воронеже от промышленных предприятий создали и отправили на фронт именно на тепловозоремонтом заводе Дзержинского. Вместе с другими десятью он вошел в первую Воронежскую ополченческую дивизию. А туда вступило более тысячи работников завода.
За время оккупации Воронежа предприятие было разрушено полностью. На его восстановление ушло 5 лет. А далее начался период новых трудовых подвигов рабочих. Так, уже к 1960 году на заводе отремонтировали тепловоз ТЭ3 № 057. Это стало переломным моментом.
Затем из года в год стал наращивается выпуск отремонтированных машин. Сотрудники осваивали капитальный ремонт роторных снегоочистителей БРС, передвижных электростанций ПЭ1, маневровых тепловозов венгерского производства ВМЭ1. За высокие производственные показатели предприятию многократно в 60 - 70 годы присваиваются первые места среди заводов отрасли.
После падения Советского Союза завод имени Дзержинского стал испытывать трудности. Однако сейчас все эти негативные страницы остались в прошлом. Предприятие функционирует и продолжает славные подвиги своих ветеранов.
Завод сейчас производит капитальный и средний ремонт тепловозов серий 2ТЭ116 и ТЭП70. За последнее десятилетие там освоили работы по самым современным пассажирским тепловозам ТЭП70У и ТЭП70БС. Машины оснащены микропроцессорными системами управления.
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж