Воронеж Четверг, 13 Августа
Общество, 30.05.2013 13:07

Жалобы воронежцев и жителей области на нарушения в работе коммунальщиков растут как грибы после дождя

Жалобы воронежцев и жителей области  на нарушения в работе коммунальщиков растут как грибы после дождя

Вчера, 29 мая, исполнилось ровно два месяца с момента образования этого отдела. Такое необычное для жителей области подразделение, в штат которого вошло 10 сотрудников, появилось в Воронеже 29 марта этого года, и считается пока единственным в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решение о его организации было принято начальником воронежского главка МВД генерал-лейтенантом полиции Александром Сысоевым после проведения анализа ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве региона с целью борьбы с негативными явлениями в этой сфере.


- Толчком к этому послужила общая нездоровая ситуация в стране на рынке коммунальных услуг, - рассказывает руководитель отдела полковник полиции Алексей Ионов. - Ведь структуры, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания со стороны федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, средств массовой информации и населения. Однако серьёзных, глобальных, позитивных изменений в работе коммунальщиков к настоящему времени не произошло. Главным образом, потому что наблюдается высокая степень износа основных фондов и тяжелая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ. К тому же не до конца прозрачные правила ведения бизнеса в этой сфере делают отрасль наиболее привлекательной для недобросовестных лиц из числа ее работников.


И все-таки, несмотря на столь плачевную картину в коммунальной отрасли, которую можно увидеть практически во всех регионах нашего государства, за очень малый срок существования воронежского специализированного отдела произошло достаточно много позитивных изменений. Самые же важные из них, пожалуй, три.


Во-первых, многократно увеличился поток жалоб и заявлений о нарушениях в системе ЖКХ от граждан и депутатов всех уровней. Всего за два месяца городскими и областными подразделениями воронежской полиции было принято тысячи таких обращений. А непосредственно в сам отдел их пришло уже свыше восьмидесяти.


Во-вторых, в Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции главка МВД установлен стационарный телефон горячей линии в сфере ЖКХ. На него ежедневно поступают звонки от населения. Эта информация каждый день обрабатывается, анализируется и отбирается значимая из неё, которая используется в оперативно-служебной деятельности сотрудников отдела.


И, в-третьих, благодаря таким обращениям, создана благоприятная почва для того, чтобы специалисты отдела могли планомерно вникать во все подводные течения жилищно-коммунального бизнеса в регионе, работать с гражданами и документами, и в конечном итоге выявлять преступления экономической направленности в сфере ЖКХ.


В большой степени увеличению количества жалоб способствовало проведение в начале апреля «круглого стола» в сфере ЖКХ, который был организован Уполномоченным по правам человека в Воронежской области Татьяной Зражевской. На него были приглашены практически все лица, которые занимаются жилищно-коммунальным хозяйством в регионе. Среди них руководители управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, депутаты областной и городской Думы, а также сотрудники ГУ МВД России по Воронежской области, представители общественных организаций и журналисты.


- После этого «круглого стола» обращения посыпались одно за другим, - говорит Алексей Ионов. - Люди воспрянули духом, поняли, что полиция всегда будет идти с народом. Для нас, оперативников, это было даже хорошо. Потому что из той массы заявлений, которые пишут граждане, мы вычленяем те объекты (управляющие компании, расчетные центры, ресурсоснабжающие организации) и тех чиновников городского и областного уровня, в отношении которых адресованы эти обращения. И в итоге приходим к выводу, что слухи не рождаются на пустом месте, что под ними есть какая-то определённая почва. Ибо нередко на одну и ту же управляющую компанию или другую организацию в сфере ЖКХ жалуется много людей. Поэтому мы начинаем смотреть на экономическую составляющую деятельности этой организации, на её взаимоотношения с другими организациями, на то: как она распределяет деньги населения, почему не открыт специальный счет, который регламентирует ее денежный оборот, почему пользуется коммерческим счетом.


Вместе с тем, за короткий период специалистам отдела уже удалось наладить взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, то есть теми профильными управлениями и департаментами, которые занимаются жилищно-коммунальным хозяйством, как города, так и региона. А это тоже значительный плюс в их работе.


- Разумеется, население ждет результатов, причем скорых, - отмечает Ионов. - Однако в этой сфере быстрых результатов быть не может. Это очень долгий процесс документирования, сбора и анализа материала, ревизии, который может длиться месяцами. К тому же большая часть обращений граждан касается вопросов завышения стоимости тарифов услуг ЖКХ, что, согласно действующему законодательству, жилищному кодексу, не относится к компетенции органов внутренних дел, а входит в круг полномочий местного самоуправления.


Но, невзирая на это, работа по всем поступающим материалам проводится, оперативники нарабатывают практику, приобретают опыт, увеличивая свои познания в законодательной базе по ЖКХ. И хотя это отнимает очень много времени, оно не проходит для сотрудников даром, потому что их профессионализм растет.


- Законодательство в сфере ЖКХ в стране далеко не идеальное, - говорит сотрудник отдела Дмитрий Козюков. – И все-таки нам удается пресекать противоправную деятельность организаций, работающих в этом бизнесе. Часто рассматриваем жалобы на недовольство работой управляющих компаний, на доначисления платы по общедомовым счетчикам, что многие считают незаконным. Примерно 90 процентов обращений поступает в отдел от людей пожилого возраста - пенсионеров, ветеранов войны и труда. Жалобщики разные: и малосведущие, и довольно грамотные в экономических вопросах люди. Причем большую часть заявителей представляют женщины.


- Наш отдел только начал свою работу, хотя, судя по ее объему и нашим усилиям в этом деле, кажется, что мы трудимся уже давно, – рассуждает руководитель подразделения. – И мы считаем своим долгом навести порядок в жилищно-коммунальном комплексе региона. Тем более что эта сфера – очень тонкая, и из-за неё может мгновенно возникнуть в области социальная нестабильность. А основные задачи, которые стоят перед нами – это защита денежных средств населения и бюджетных денег от противоправных действий разного рода мошенников.


В настоящее время в производстве отдела находится несколько резонансных уголовных дел. Одним из ярких примеров тому является дело, возбужденное по факту крупного материального ущерба в размере 500 миллионов рублей, который был нанесен МКП «Воронежтеплосеть» неустановленными пока лицами из руководства Воронежской коммунальной палаты.


В тоже время 4 уголовных дела были возбуждены в отношении самого директора МКП «Воронежтеплосеть» по факту необоснованного перечисления 5-ти миллионов рублей в пользу ООО «Орион». Здесь прослеживается использование предприятием жилищно-коммунального комплекса фирм, которые были зарегистрированы на асоциальных граждан, и занимались обналичиванием денег, собранных у населения, что, к сожалению, сейчас становится нередким явлением.


Среди возбужденных уголовных дел особое место занимают дела, связанные со злоупотреблением своим положением руководителей управляющих компаний. Например, директор одной такой компании намеренно и необоснованно прекратил поставки ресурсов в несколько коммерческих организаций, зная об отсутствии у них технической возможности и уклоняясь от подписания договоров.


Сейчас в багаже отдела есть уже и ряд дел, которые готовятся к направлению в суд. Они расследовались как Главным следственным управлением главка, так и Следственным комитетом по Воронежской области.


Что касается профилактики, которая проводится тут постоянно, то можно отметить, что в мэрии Воронежа готовится буклет, в составление которого принимали участие и сотрудники специализированного отдела по борьбе с преступлениями экономической направленности в сфере ЖКХ. Для каждого жителя нашего региона в нем будет четко написано, как производятся начисления на воду и тепло, а также даны другие полезные рекомендации.


Как считают специалисты отдела, чтобы дотошно разобраться во всех проблемах жилищно-коммунального хозяйства нужно затратить немало времени и знаний. Ведь даже в правительстве не могут понять, какой орган исполнительной власти контролирует повышение тарифов в ЖКХ. Потому что на сегодняшний день нет такого органа. Только сейчас Государственной Думой вносится на рассмотрение законопроект, в котором будет определено, кто конкретно должен осуществлять контроль в этой области. С просьбой об ускорения принятия Думой такого решения обращались к руководству МВД и представители воронежского специализированного отдела.


Андрей Зеленин

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое