Воронеж Понедельник, 30 декабря
Общество, 25.10.2019 21:00

Эдуард Бояков может делать всё с туторками-матуторками МХАТа

СМИ шумят: несколько актёров МХАТа имени Горького взбунтовались против худрука Эдуарда Боякова, известного культуртрегера.

И, между прочим - выпускника журфака ВГУ.

Для кого-то уже одно это клеймо на всю жизнь. Но не для меня. Считаю, что всегда надо быть за своих. А мы с Бояковым вообще - патриоты, значит, на нашей стороне истина (здесь мог бы быть смайлик, но ведь я сейчас серьёзен, поэтому  смайлика нет, а есть - честный самоотчёт).

Как понять, кто прав в подобных, весьма частых (кстати, и сам МХАТ им. Горького образовался в результате конфликта) историях противостояния – сотрудники театра или руководитель театра?

Во-первых, надо сразу вынести за скобки вопрос о срочных/бессрочных контрактах; это наблюдателей не интересует. В этом пусть юристы и чиновники разбираются, такая лабуда – часть их работы.

Во-вторых, наверное, надо быть театралом. То есть, человеком, который не только понимает, как живёт театр, но ещё и ходит в театр не реже раза в месяц. Я как театрал закончился где-то в 2005 году, когда мы с Львом Ефремовичем Кройчиком публично (он на площадке «Новой газеты», я – «Берега») дискутировали о месте и роли в Воронеже Камерного театра.

Сейчас хожу в театр редко, но так вышло, что последняя постановка, которую видел, была как раз МХАТовская, уже при Боякове, в марте этого года. Так что обладаю некоторым инсайдом.

В-третьих, и это самое главное, конфликт в театре - это всегда конфликт личностей. В общем, всякий театр – это Карабас Барабас и его куклы. Уже поэтому многие бунты против худруков/главрежей обречены априори. Вы не знали, на что соглашались, когда выбирали профессию? Никакой демократии в театре, как в армии, быть не может.

Однако бывает, что куклы имеют право на бунт. В том случае, когда они интересные личности, а Карабас Барабас – так себе. Скажем, был (наверное, и есть ещё) затяжной конфликт в Воронежском театре оперы и балета. Солисты говорили, что им мало платят. Ага, пойдите поищите подневольных людей, довольных своей зарплатой…Так что «Блокнот Воронеж» встал на защиту солистов совсем по другой причине. Просто, с одной стороны были симпатичные (в большинстве своём) солисты, а с другой - не пойми кто. Какой-то директор, какой-то выписанный из Москвы вышедший в тираж худрук, какая-то Сухачева…Ну ясно же, за кем правда. Остальное – подробности.

В случае бунта против нашего дорогого воронежца Эдуарда Боякова стоит также смотреть на лица.


Вот они вышли и записали видеообращение для YouTub. Мол, верните бабушку Татьяну Доронину, МХАТ превращается в «прокатную площадку», классический репертуар замещается спектаклями «низкого художественного уровня».

Смотрим на лица. Кого мы из них знаем? Сделан ли этот видеоряд на высоком художественном уровне? Нет и нет, картинка унылая до безобразия, воронежские солисты ТОБ этим «актёрам» сто очков вперёд бы дали. Вот и скажите, почему я должен верить в этот бунт кукол против Карабаса, если там ни Мальвины, ни Буратины…За исключением пары лиц, сплошные, извините, туторки-матуторки.

И почему это вообще должно быть интересно кому-то кроме непосредственных участников (хотя по иным лицам видно, что им самим неинтересно).

Эдуард Бояков комментирует всё так: «Несколько человек, руководствуясь не очевидными для всех мотивами, предприняли попытку превращения места, где мы служим, в площадку для популяризации себя не самыми достойными методами».

И ему я верю. Выступил адекватно картинке.

Потому что Эдуард Бояков – талант и личность. И он, конечно, может ошибаться. Например, когда мы с оператором поймали его выходящим с допроса по уголовному делу о «Руке в искусстве» (Бояков специально прилетал в Воронеж из Москвы, ехал в УФСБ, потом – в аэропорт и снова - в Москву; согласитесь, интересно же, было его поймать), я спросил культуртрегера, не жалко ему «оставлять культуру на Бычкова»?

- Вас жалко, - огрызнулся Бояков. – А с культурой воронежской всё будет в порядке.

Ошибся. Не в порядке она.

Но видно было, что сказал тогда сгоряча. Ну бывает, не хочет человек разговаривать с прессой.

А МХАТом Эдуард Бояков занимается не сгоряча. У него есть и идея реанимации театра (который при Дорониной потихоньку мумифицировался) и оригинальный метод. Он менеджер настолько же, насколько и человек искусства. Помню, это было заметно даже в те несколько минут в антракте спектакля «Сцены из супружеской жизни», когда Кончаловский и Бояков вышли к журналистам. Было видно, что они люди охваченные, а московские коллеги просто отбывали номер. Щебетали что-то необязательное, типа, вопросы задавали. Одна театралка, полностью разделяя моё замечание, спросила: «А вы тоже актёр?». «Да, из начинающих», - подыграл ей. «Не поздно ли начинаете… А как ваша фамилия?» - «Ну фамилия моя вам ничего не скажет…» (Прямо «Москва слезам не верит – 2019»).


Высоцкая, Кончаловский, Домогаров, Бояков

В общем, тогда было очень заметно, что Кончаловский – глыба, но и Бояков тоже человек наполненный.

А ещё, как я говорил в начале, он - патриот. Мне очень нравится его позиция по Новороссии. Иные думают, это конъюнктура, я верю, что он искренен. Как и в православии.

Патриот, за Крым-Донбасс, православный. Это такой зашквар для медийной околокультурной тусовки, в которой позволительно любить Россию только если ты - Николай Бурляев.

А как хорошо и чётко Бояков ответил Бычкову по поводу Захара Прилепина и «Русского лета» в Воронеже.

Короче, когда Эдуард Бояков, упаси его Бог, отречётся от Воронежа: или вдруг сойдёт с ума и станет «украинцем», начнёт топить за Сенцова и «седьмую студию»; или заявит, что в вопросах веры для него авторитетом является режиссёр-атеист Богомолов (занятно же бог шельму пометил), тогда у заговорщиков в МХАТе появится хоть какой-то шанс.

А пока Бояков имеет право делать с этими туторками-матуторками всё, что пожелает. Хоть на конюшне пороть. Но - с одним условием, чтобы порка была идейно и эстетически выверенной, радовала нас, зрителей.

Виктор Лиходзиевский


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Авторская колонка   
Персоны: Эдуард Бояков
2
6