Бесконфликтных чиновников и следователей начнут учить в Воронеже
Читайте также:
- В ВГУ открылась Лаборатория искусственного интеллекта (16.03.2020 15:27)
- Воронежский Композитный кластер заключил с ВГУ договор о сотрудничестве (23.01.2020 08:29)
ВГУ открывает новое направление.
Светлана Махина не так давно возглавила кафедру теории и истории государства и права на юридическом факультете Воронежского государственного университета. Профессор, доктор юридических наук, она с коллегами уже разработала необычную программу для магистров, дисциплины которой могут пригодиться во многих сферах деятельности. Направление, запускаемое в 2020 году, научит будущих чиновников грамотно исполнять свои обязанности и избегать конфликтов с людьми, а, например, следователей — спокойно работать, не боясь обвинений в полицейском произволе.
И это лишь малая часть открывающихся перед студентами возможностей. «Блокнот Воронеж» подробнее поговорил со Светланой Махиной о ее пути в юриспруденции, а также о том пути, который она предлагает пройти воронежским бакалаврам и магистрам.
– Начинала я работать в Воронежском государственном университете, и вся моя жизнь неразрывно с ним связана. Где бы еще ни трудилась, c ним взаимодействовала все равно. Именно здесь я защитила диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, а после и доктора. В 2007-м меня пригласили в систему ФСИН для того, чтобы в прямом смысле слова «сделать науку». Наш воронежский институт ФСИН тогда только-только делал первые шаги, ведь за пару лет до этого он был еще колледжем Минюста.
К тому времени кадровый состав более-менее наметился, но научная работа была близка к нулевой отметке. Постепенно, поэтапно молодому коллективу как-то удалось науку поднять. Было интересно. В этот период параллельно с преподавание я работала экспертом по противодействию распространению наркотиков в пенитенциарной системе, ездила на конференции и круглые столы в рамках программы ООН в Польшу и представляла там российскую систему ФСИН.
Но система – это не только наука, а еще и множество требований, которые любой служащий в погонах должен неукоснительно исполнять…. А я – увы – по своей сути не очень-то «служащий» человек. Поэтому когда научная деятельность в институте немного поднялась, я вернулась обратно в ВГУ, так сказать, в свой Alma mater.
– Знаю, что вы недавно получили благодарность «за личный вклад в развитие науки в системе МВД России...», но не от воронежского, а от белгородского главка. Как так вышло?
– Я написала большое количество материалов для Белгородского юридического института МВД им. Путилина. Принимала участие в создании учебников, по которым будут учиться полицейские. Например, у меня был большой раздел о международных основах в учебнике «Транспортная безопасность». Это что касается теории. Были и методические рекомендации для практикующих полицейских о противодействии деликтности (прим. - неправомерному поведению) несовершеннолетних. В БелЮИ МВД я руковожу адъюнктами, многие из которых успешно завершают свое обучение и выходят на защиту своих диссертаций.
– А как же Воронежский институт МВД? С ним вы сотрудничали?
– Наш институт очень хорошо укомплектован научными кадрами, так что они вполне справляются сами. К помощи сторонних исследователей не прибегают — хватает собственного ресурса. Так что наше сотрудничество сводится к участию в научных мероприятиях, проводимых на базах наших вузов.
– ФСИН, МВД...вы с детства мечтали работать в этих структурах, пусть и в научной сфере?
– Мое попадание в профессию было случайным. Я закончила школу с медалью, это еще советские времена. Тогда было все равно, куда поступать. Для поступления медалисты писали только сочинения, а они мне давались легко. Очень долго выбирала между физфаком, матфаком и филфаком, а юрфака в этом перечне не было вовсе. Я поговорила с профессором Львом Дмитриевичем Кокоревым, и он сказал: «Есть одна настоящая великая профессия — юрист». В 17 лет я, наверное, не очень могла это прочувствовать, но все же пошла в эту «великую профессию». Написала сочинение на «отлично», в 1989 году была зачислена на юридический факультет ВГУ. Но о службе в погонах я не думала. Просто были такие жизненные повороты.
– Сейчас вы руководите на юридическом факультете ВГУ кафедрой теории и истории государства и права. Что это такое? Что здесь изучают?
– Это базовая кафедра факультета и с моей точки зрения, здесь изучают самые интересные проблемы. Для любого современного человека просто архиважно ориентироваться в окружающем мире — в процессах глобализации, интеграции, открытых границ. Мы постоянно куда-то ездим, общаемся с другими людьми, коллегами. Получить представление о современных государствах и их правовых системах, процессах их становления и перспективах дальнейшего развития можно именно в курсах, читаемых на кафедре теории государства и права. Больше нет дисциплин, которые бы так подробно в рамках юриспруденции изучали эту тему. Для современного юриста это особенно важно, потому что когда он сталкивается с другими правовыми системами, нельзя не знать, как они работают. Создавать совместные предприятия, защищать их интересы и интересы их участников (иногда не только в пределах РФ), решать международные правовые вопросы, например, в рамках Интерпола, куда Россия вошла в 90-е годы, и т.д. - для всего этого нужны специальные знания, выходящие за рамки отечественной юриспруденции.
Кроме того, есть и общечеловеческая культурная составляющая. Я считают, что каждый образованный человек должен знать, как устроен мир, как он функционирует. Ведь не все люди мыслят одинаково. В мире есть разные системы государств: монархии и республики, унитарные страны и федерации. Все они работают по-своему.
Мне всегда очень нравится видеть глаза студентов, которые удивляются некоторым вещам. Узнают что-то, а потом идут по коридору за мной и говорят: «Светлана Николаевна, неужели это так». Я очень рада, что у детей, благодаря предметам нашей кафедры, образовательная компонента возрастает.
А если же говорить о значении предметов, читаемых на кафедре, для специалиста в области именно российской юриспруденции, то юрист без глубокого знания и понимания общей теории права — это такой «хромой» юрист, который даже не всегда может качественно свою мысль выражать. Наверняка вы сталкивались с курьезными выписками из полицейских протоколов. «Труп был жив до 14 часов» - формулируют же мысли! Это пишет человек, который не выработал логики мышления в рамках теории права. Он не вполне понимает категории «жив — мертв», субъект или объект. Именно поэтому функции теории права для юриста неоценимы.
– Новая программа для магистров на вашей кафедре называется «Правовые технологии разрешения юридических конфликтов». Кто может на нее пойти? И, главное, для чего?
– Поступить может любой человек, имеющий за плечами образование бакалавра или специалитет. Но нужно и желание учиться. Любая магистерская программа имеет в своем арсенале большое количество часов для самостоятельного изучения. Если человек не готов к самообразовательной деятельности, то это бессмысленно. По некоторым дисциплинам и вовсе сразу начинается практика.
Эта программа поможет юристам в любой сфере деятельности, начиная от внутринационального консультирования (юрисконсульты, уголовно-правовая сфера, цивилистика) и заканчивая международным уровнем. Мы детально рассматриваем категорию правовых технологий, потому что современное право настолько усложнилось, что одного способа бывает недостаточно для решения конфликтной ситуации, требуется их последовательно реализуемая совокупность.
Очевидно, что в современном мире уже нельзя просто запретить — это неэффективно. Не всегда эффективна и просьба — у нас субъекты права стали настолько грамотными, что могут не выполнять просьбу представителя власти, при этом не нарушая закон. Вот и возникает конфликт.
Поэтому и нужен целый ряд средств, которые в своей массе называются правовыми технологиями. Мы будем говорить о комбинациях, методах и приемах, максимально эффективных в разрешении различных конфликтов: публично-правовых, частно-правовых, криминальных, социальных в самом широком спектре. Не обошли стороной и разрешение международных конфликтов, но здесь мы ограничились рамками обзора.
– После этой программы, в принципе, можно смело идти в чиновники.
– Запросто. У нас даже есть изучение речевых технологий разрешения конфликта. Мы говорим о том, как в рамках юриспруденции можно не накалять обстановку, а ее смягчать. Это полезно не только для юриста, но и для жизни вообще. Ведь неправильно примененная норма права — это вспышка целого ряда негативных эмоций и, соответственно, последствий. Люди начинают годами судиться с органами власти из-за того, что чиновники и должностные лица не очень корректны по отношению к ним. Бывает, что госслужащие просто не в состоянии объяснить, почему они применяют ту или иную норму права.
Я участвую в правительственных квалификационных комиссиях. Пару месяцев назад проводилась аттестация. По условиям задачи надо было дать ответ на обращение гражданина с требованием разъяснить ситуацию. Деловая игра такая, кейс, как сейчас говорят. Мне казалось, что проще этого задания нет ничего. Просто берешь закон и готовишь ответ человеку с объяснением и советом, что можно сделать. Для меня было удивлением, что из трех десятков ответов только два я сочла удовлетворительными. Остальные звучали примерно так: «Ваши права не нарушены в соответствии с такой-то нормой». Вот он готовый конфликт. Я, получив такое письмо, сразу пойду в суд обжаловать действия чиновника и еще напишу в вышестоящую инстанцию за хамский ответ. А ведь можно потратить на 10 минут больше, дать грамотное пояснение и избежать конфликта.
Поэтому я думаю, что наша программа «Правовые технологии разрешения юридических конфликтов» крайне полезна во всех смыслах.
– Где после нее смогут работать студенты?
– Я думаю, что в любой сфере деятельности. Представьте следователя, который закончил магистратуру по этой программе. Это человек, который готов вести следствие в бесконфликтном режиме. Вообще, криминальный конфликт он и так есть. Следователь должен выявить виновного и собрать доказательства. А если сюда добавить еще конфликт во время допроса, очной ставки или проведения обыска? Это же стрессовая ситуация. Чужие люди приходят домой и начинают в прямом смысле рыться в белье. Конечно, это никому не нравится. Однако следователь должен уметь грамотно говорить, строить отношения максимально бесконфликтные с лицом, в отношении которого проводятся какие-то действия. Для этого и нужны правовые технологии. О чиновниках мы уже говорили. Да и вообще – вряд ли найдется какая-либо область юриспруденции, в которой бы отсутствовал потенциальный (возможный) конфликт, а, значит, были бы лишними знания о способах и средствах его предотвращения и, если он все же возник, проявился – разрешения.
– Кто будет учить магистрантов?
– У нас замечательный педагогический состав на кафедре. Очень сильные и зрелые педагоги, начиная от ветеранов, например, Эммы Алешкиной, стоявшей у истоков нашего факультета, и заканчивая молодыми преподавателями, которые уже все кандидаты юридических наук и доценты. Состав очень сильный и доброжелательный. Любой магистрант может обратиться за разъяснением. Насколько я наблюдаю, у нас ни один преподаватель не уходит с работы, так сказать, «по звонку», задерживается, потому что занимается с бакалаврами, магистрами. Рассказывают, показывают, дают что-то почитать, готовят работы на олимпиады и т.д. Я думаю, даже если с других специальностей будут поступать на нашу магистерскую программу, то будет толк. Будет интересно.
На очной форме обучение займет два года, на очно-заочной — 2,5, а на заочной — 3 года. Всю актуальную информацию можно найти на сайте нашего факультета.
Беседовал Владимир Смехнов
Новости на Блoкнoт-Воронеж