Воронеж Вторник, 03 декабря
Общество, 17.08.2020 19:02

Генсека Никиту Хрущева приводил в ярость один из нынешних символов Воронежа

Речь идет о здании в центре города, которое то называют местным «Биг Беном», то вариантом Спасской башни.

Наше издание продолжает знакомить читателей с важными объектами проспекта Революции. Напомним, что главная улица города в ближайшем будущем будет реконструирована. Власти анонсировали масштабное обновление проспекта, который поделят на несколько тематических зон. Эти площадки расположатся на участке от пересечения с улицей Степана Разина до Никитинской площади. Решение о зонах единогласно приняла рабочая группа по реконструкции проспекта, состоящая из местных общественников. Кроме того, активисты сошлись во мнении, что в будущем главная городская магистраль должна стать местом для общения и коммуникаций населения.

В самом начале участка проспекта, который хотят обновить до неузнаваемости, расположен один из символов всего Воронежа – башня управления Юго-Восточной железной дороги. А ведь когда-то это здание вызывало споры у местных жителей. Более того, здание ЮВЖД даже вызывало гнев у генсека Никиты Хрущева.

Располагается оно на проспекте Революции, 18. Географически здание находится в самом центре города. Исторически сложилось, что центр считается от главпочтамта. В свою очередь, башня ЮВЖД находится, как раз, напротив этого учреждения. Здание насчитывает почти вековую историю.

Правда, такой, какую сейчас видят воронежцы башню, она была не всегда. Здание управления ЮВЖД берет свое начало в 20-х годах XX века. Железнодорожникам приходилось сидеть в разрозненных постройках. Поэтому, большевики приняли решение соорудить для них отдельное здание.


Строительство управления ЮВЖД в 20-е годы XX века

И вот, за дело взялся известный воронежский архитектор Николай Владимирович Троицкий. После долгой работы он создал постройку в стиле конструктивизма. Это направление ставило во главу угла функциональную роль здания. Конструктивисты видели будущее за увеличением архитектуры в жизни. Так и получились в центре Воронежа суровые серые здания с чопорными окнами и застекленными витражами. Это был целый комплекс, площадь которого составляла 140 тыс м2.


Таким здание ЮВЖД было с 1929 года до прихода гитлеровских оккупантов. Во время бомбежек весь комплекс управления железной дороги сильно пострадал. Строения пришли в негодность, и советские власти решили объединить их все в единый архитектурный ансамбль. Теперь же его создавали в стиле классицизма.


Управление ЮВЖД после гитлеровских бомбежек

За дело взялся уже другой видный архитектор Лев Руднев. Он планировал создать из послевоенного Воронежа настоящий город-столицу. Именно поэтому, а нашем городе появилось множество зданий в стиле сталинского ампира, а также классических построек. И вот, перед воронежцами предстал массивный комплекс обновленного управления ЮВЖД. Его главной «фишкой» стала высокая башня с часами. Именно поэтому, здание временами называют воронежским «Биг Беном».


Лев Руднев

Однако не все воронежцы пришли в восторг от такого новшества. Они говорили, что башня ЮВЖД портит вид на историческую застройку города. А в 1955 году она и вовсе, как говорят историки, вызвала настоящий визг у генсека и руководителя СССР Никиты Хрущева.


Проект здания

Все дело в том, что, когда главе государства показали то, что создал Лев Руднев, тот сравнил здание с церковью. Никита Сергеевич был из тех людей, кто, по непонятным причинам, приходил в ярость от всего, что связано с православной культурой нашей страны. Вот, что сказал Хрущев на башню ЮВЖД:

- А, что это за колокольня торчит у вас? – возмутился генсек.


Управление ЮВЖД в 50-е годы XX века

В итоге, с башни убрали все излишества. Однако полностью ее ликвидировать уже было нецелесообразным. Сейчас здание стоит и радует тысячи прохожих. Хоть и судьба его была не из самых легких.


Подготовил Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
ЮВЖДСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияСобытия: реконструкцияОрганизации: Архитектура
1
1