Как Михаил Бычков застолбил в Воронеже роль успешного Хлестакова
Читайте также:
- Губернатор и Анна (04.07.2013 09:30)
С коллегой по перу посмотрел нового «Ревизора» от Александра Латушко. Соотнесли гоголевских персонажей и актуальных политиков воронежской современности (не ограничивать же в самом деле злобу дня репликой почтмейстера «А что думаю? война с турками будет»)
Итак,
городничий - Алексей Гордеев, губернатор.
Анна Андреевна - Татьяна Гордеева, супруга губернатора
Марья Антоновна – Эмилия Сухачева, глава облкультуры.
Земляника - Владимир Ведринцев, экс-глава облздрава.
Ляпкин-Тяпкин - Максим Увайдов, зампред правительства.
Почтмейстер - Геннадий Макин, вице-губернатор
И Добчинский с Бобчинским – это, конечно, Андрей Вершинин и Андрей Благов (как вариант Виталий Шабалатов), которые своими вертолётными прогулками запустили местный сюжет а ля «Ревизор».
Тут, скажет внимательный читатель, напрашивается в Хлестаковы Альберт Пчелинцев (МОО «Против коррупции»), но – нет. На этом красноречивом списке о презренной политике закончим. Сегодня только культура.
В её воздушных сферах в Воронеже давно утвердился Хлестаков, который перещеголял гоголевского. Ибо умеет пускать пыль в глаза на протяжении не дней, как «Иван Александрович», а – лет. Нашего Хлестакова зовут Михаил Бычков, художественный руководитель Камерного театра и Платоновского фестиваля, председатель жюри «Золотой маски» и прочее, и прочее. С лёгкостью какой-то необыкновенный Михаил Владимирович обзавёлся за последнее время целым букетом должностей и полномочий. Всё потому, что опытнее протагониста «Ревизора», и умеет правильно распорядиться кредитом доверия «Анны Андревны» и подчинить своему очарованию «Марью Антонну».
И не подумайте, что мы тут допускаем натяжки в сравнениях, напомним, что в Воронеже была даже своя история с "унтер-офицерской вдовой".
Ещё есть в Воронеже при департаменте культуры Общественный совет. Зачем он нужен, леший его знает… Вот зачем в уездном городе Сквозник-Дмухановского существовали богоугодные заведения, где больные как мухи…выздоравливали? Так видимо, и наш общественный совет по культуре.
Во главе совета стоит уважаемый в городе Бронислав Табачников. А его зам - Михаил Бычков. Хроникёры воронежской культуры уверяют, что совет этот «был сформирован жульническим образом, с подтасовкой результатов голосования на сайте департамента». Говорят, что это «нонсенс и беспредел», когда в общественном совете заседают руководители государственных учреждений культуры. Получается «судилище над коллегами», которых вызывают на ковёр, прорабатывают, заставляют менять репертуарную политику. Особенная же радость от руководства советом в том, что можно порулить чужими «борзыми щенками».
Вообще, в разведении «щенков» воронежский Хлестаков такой мастер, что даст фору разным гоголевским ляпкиным-тяпкиным. Вспомним хотя бы последние успехи. Как Экспертный совет по присуждению грантов правительства области «на создание творчески значимых проектов в области культуры и искусства в 2015 году» выделил два гранта из трех (для юридических лиц) проектам Михаила Бычкова. Притом, что он сам сидит в жюри.
Общая цена вопроса, правда, всего каких-то 600 тысяч рублей.
Зато фестиваль «Маршак», как сообщают осведомлённые источники, обойдётся бюджету в 25 млн рублей, а будет ещё и щедрая спонсорская помощь. У многих фестивалей и прочих «подсобных» проектов в Воронеже один «хозяин» - Михаил Бычков. И осваивает он «борзых щенков» по-хлестаковски весело, вспомним ту же «Маршакцию».
Маршировавший в обносках то ли условного школьника, то ли фагота Коровьева, «дежурный по фестивалю Маршак» актёр Камерного Камиль Тукаев, как пророчит осведомлённая молва, первый претендент в кресло председателя Воронежского отделения СТД РФ (в 2016 году истекает срок полномочий Татьяны Фроловой). Тоже рука Хлестакова-Бычкова. Потому что Тукаев «демонстрирует беспредельную лояльность шефу». Ещё один шаг к контролю над «борзыми щенками» в культуре.
И заодно к удовлетворению властных амбиций, о которых фантазируют все хлестаковы во все времна.
Эксперты уверяют, что худрука ТЮЗ, поставившего нового «Ревизора» сместил не кто иной, как «Иван Александрович» Бычков.
- Решение об увольнении Латушко принимали не Сухачева и не Попов (куратор начальника облкультуры в правительстве – ред.), его спустили свыше, - сообщает источник «Блокнот Воронеж». - Всё было сделано в худших традициях, апробированных на И. Непомнящем и О. Николаенко. Убрали Латушко фактически за сутки после удачной премьеры «Ревизора». Вместо поздравлений – пинок под зад.
Редакция, конечно, обратилась с вопросом и к самому Александру Латушко.
- Нисколько в этом не сомневаюсь, - прокомментировал постановщик «Ревизора» мнение нашего эксперта. – Думаю, что тут сыграла, кроме прочего, свою роль и зависть. Последние годы по итогам сезона постановки ТЮЗ обходили спектакли Михаила Бычкова.
Подтвердил Александр Латушко и нашу версию того, кто является в Воронеже «Анной Андреевной»:
- У Михаила Бычкова прекрасные отношения с Татьяной Александровной, она его боготворит. Когда я разговаривал с Владимиром Поповым, пытаясь выяснить причины своей отставки, он ничего не предложил кроме «ну вам уже ведь 70 лет». А я только-только выпустил «Ревизора». И с каких пор возраст стал мерилом талант и дарования? Вы мои спектакли видели? Попов признался, что давно не ходил в театр.
Короче, насчёт вероятной роли «Анны Андревны» и воронежского Хлестакова опытный чиновник не раскололся.
- Бычков убивал двух зайцев: убирал нелояльную, самостоятельную фигуру и сажал на руководство театром своего человека – Вадима Кривошеева, - продолжаем цитировать экспертов. - При этом никто не взял в расчёт, что Кривошеев режиссёр только на бумаге. Он не успел ещё нарастить мышцы режиссёра, на что в свое время указали московские критики Ирина Мягкова и Людмила Остропольская. Кривошеев будет делать театр по образу и подобию Камерного. Концепцию за него наверняка напишет Бычков. При этом уже второй сезон худрук Камерного демонстрирует все признаки творческого бессилия. Но он хотя бы был хорошим режиссёром. ТЮЗ будут раздирать внутренние противоречия, начнётся исход артистов. На их место будут брать студентов Бычковского курса института искусств.
Каким воронежский Хлестаков был (или является) режиссёром существуют тысяча и одно суждение. Диапазон их широк. От мнения, что только Михаил Бычков и может поставить в Воронеже что-то оригинальное (вспомним, похвалу худрука Оперы Огиевского, доверившего Бычкову ставить у себя «Дон Жуана»).
До радикальных суждений о том, что лучшее из срежиссированного Бычковым – это своё фото (висит в ТЮЗ) с недокуренным «бычком».
В данном тексте на анализ такой тонкой материи как талант замахиваться и мысли не было. Речь идёт о фестивально-проектной модели культуры, когда львиная доля бюджетных средств проходит через одни руки и расходуется по прихоти одного фаворита. Речь о Хлестакове, сумевшем надолго оседлать Успех. В самом конкретном выражении этого слова.
На метафору, что контрапунктом проходит через материал, работает и локальный характер Хлестаковского обаяния.
Помню как в рамках Платоновфеста-2014 посчастливилось взять интервью у легендарного Йозаса Будрайтиса. Знаменитый советский и литовский актёр приехал с очень сложным спектаклем и отказал в интервью всем воронежским журналистам. Так что человека, что организовал нашу встречу, я воспринимал не иначе, как проводника в заповедное. А заодно и обладавшего неким тайным знанием. Пока шли по лестнице театра драмы, заговорили о «Золотой Маске» и Михаиле Бычкове. Вергилий мой сказал, что в Москве Бычков давно не воспринимается как режиссёр, которого обязательно стоит смотреть.
Всё, что он делает, давно не ново, да и мало кому любопытно, - как-то так выразился мой визави.
И надо же было случиться, чтобы под конец нашего интервью с Йозасом Будрайтисом на пороге гримёрки актёра возник самый главный в Воронеже по культуре.
- Добрый вечер, всё хорошо? Сегодня никакая женщина Вас не беспокоила? Не мешала? – интересуется Бычков-Хлестаков. - А у нас вообще в городе рекорд жары. Я Вас поздравляю с большим успехом, это - фурор…(присаживается на диван). - Ой, а Вы что, сомневаетесь в чём-то?.. Ничего, это качество творческого человека.
- Были технические неполадки, которые надо было перебороть, всякое было, - нехотя отвечает Йозас Будрайтис. - Приятно вот сейчас видеть улыбающегося человека.
Это актёр сделал комплимент неожиданно появившемуся собеседнику.
Михаил Бычков передаёт приветы общим знакомым в Вильнюсе. Уходит. Йозас Будрайтис вопросительно смотрит на меня.
- Это был наш великий местный режиссёр, - считаю своим долгом отреагировать на невысказанный вопрос.
Так и осталось для меня загадкой, понял ли легендарный актёр, кто и зачем с ним говорил.
Завершаем. Немая сцена.
Виктор Лиходзиевский