Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 31.08.2019 21:00

Как уникальная воронежская улочка возникла из словесного каламбура

Необычным это место можно назвать оттого, что его история вряд ли имеет аналоги на планете.

В Воронеже то и дело разгораются споры общественников и краеведов по поводу возвращения дореволюционных названий городским топонимам. Поступают предложения проспект Революции снова именовать Большой Дворянской, Плехановскую – Большой Московской, а, например, часть Карла Маркса – Большой Садовой. Однако все эти инициативы так или иначе находят отпор у многих местных жителей, ностальгирующих по советскому прошлому. Эти граждане отвергают даже предложения повесить наряду с существующими табличками дополнительные аншлаги, где указывались бы дореволюционные названия топонимов.

Безусловно, у каждой из сторон есть своя правда. В рамках этого материала мы не хотели бы выяснять, кто из противоборствующих лагерей прав в своих аргументах. Наше издание хотело бы указать на тот факт, что некоторые улицы Воронежа никогда не имели дореволюционных названий. Их называли уже либо при СССР, либо при новой России. Есть среди таких мест и такая улочка, чье название не имеет аналогов в мире по своей комичности. Удивительно, но она буквально создалась из словесного каламбура. Речь идет об улице Петра Сазонова, что расположена в районе улицы 20-летия Октября.


Надо сказать, что человека с именем, которое носит указанная улица, никогда в реальности не существовало. Отсутствует Петр Сазонов и в каких-либо мифах или легендах. Нет таких значимых явлений, организаций или фактов, который носили бы такие на первый взгляд обычные русские имя и фамилию. Как выяснилось, проблема в названии улицы в центре города кроется в характере советской эпохи, когда планомерно разрывались связи с царским прошлым.

- Все сколько-нибудь замечательные люди, связанные с городом, оказывались либо деятелями эпохи Российской империи, в честь которых улицы называть не положено (например, братья Кюи), либо репрессированными. Поэтому имена героев для называния улиц приходилось брать совершенно с потолка, или высасывать из пальца. Например, улица Таранченко названа в честь студента, убитого во время погрома 1905 года. Ничего другого о Николае Ивановиче Таранченко не известно, кроме обстоятельств его гибели. Район, улица и парк в городе когда-то носили имя Лазаря Кагановича, хотя в Воронеже он провел всего лишь несколько месяцев во время Гражданской войны, и ничем не запомнился. Однако улица Петра Сазонова даже на этом фоне стоит особняком, - писал блогер Антон Носик.


Антон Носик

Название образовалось путем слияния имени одного революционного деятеля с фамилией другого. То есть, по сути – это был каламбур. Первым, чье имя взяли для улицы, был Петр Алексеев, который в 19 веке в Петербурге состоял в народническом кружке «москвичей». Именно этому деятелю принадлежат хрестоматийные слова: «Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах». Вторым же революционером оказался Егор Сазонов. В 1904 году он совершил убийство министра внутренних дел Российской империи Вячеслава Плеве.


Петр Алексеев


Егор Сазонов

В Воронеже улицы имени Петра Алексеева и Егора Сазонова находились рядом друг с другом. Они даже пересекались. Однгако в 70-е годы 20 века обе улицы перестали существовать, так как их застроили. Оставшийся проезжий участок надо было как-то называть, и власти придумали оригинальный выход из ситуации.

Нашему изданию неизвестно, насколько жители Петра Сазонова осведомлены в «синтетическом» происхождении названия их улицы. Однако этот прецедент в России можно по праву назвать уникальным.

Илья Ершов

 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Места: улицаМеста: ВоронежСобытия: КраеведениеСобытия: История
1
0