Воронеж Суббота, 20 апреля
Общество, 17.03.2019 21:00

Какие подвиги совершались на воронежском заводе «железного Феликса»

Спрятанное от людских взоров предприятие ковало Победу в Великой Отечественной войне и умножало трудовую славу наших предков.

На минувшей рабочей неделе воронежские чиновники заявили о том, что в этом году намереваются отремонтировать улицу Свердлова. Она идет от пешеходного моста у железнодорожных путей до тепловозоремонтного завода имени Дзержинского. На текущее содержание городских магистралей и их ремонт районным управам выделили средства. В данный момент собираются заявки на проведение торгов. Администрация Коминтерновского района включила улицу Свердлова в план обновления дорожного покрытия на 2019 год. То есть, по сообщению пресс-службы мэрии, магистраль там восстановят уже этим летом.

Вообще, улица Свердлова, как указывают многие воронежцы, является в городе даже не второстепенной, а третьестепенной дорогой. Она запрятана в частном секторе. Единственным примечательным объектом в ней, как раз, является упомянутый нами Воронежский тепловозоремонтный завод имени Дзержинского. А это предприятие является одним из наиболее старейших в городе. Завод имеет историю почти в полтора столетия.

В этом материале мы и хотели бы рассказать читателям об этом предприятии.


Как написано в исторических хрониках, в 1866 году Воронежское губернское земство получило от властей из Петербурга разрешение на строительство железной дороги. Она проходила до нашего города от Козлова (сейчас – Мичуринск Тамбовской области). Пути должны были стать продолжением дороги Москва-Рязань-Тамбов. Проект предусматривал сооружение на конечной станции мастерских для ремонта паровозов и вагонов. В итоге, эти объекты, где чинили железнодорожную технику, были сданы в эксплуатацию 28 июля 1868 года. Эта дата и считается датой рождения тепловозоремонтного завода.


Мастерские по ремонту вагонов и паровозов в начале XX века на открытке

Кстати, нынешнее название мастерские получили уже после Октябрьской революции. В 1928 году их стали называть, как раз, тепловозоремонтным заводом. А еще через год присвоили имя председателя ВЧК Феликса Эдмундовича Дзержинского («железного Феликса», как его называли в партии).


В цехах

- Будучи одним из первых крупных промышленных предприятий в городе Воронеже и на железнодорожном транспорте, завод быстро рос и в довоенные годы стал «кузницей» кадров, как для города, так и для транспорта. Ему поручали капитальный ремонт самых мощных из серийных паровозов серии ФД и ИС. На смену паровозам приходит новый вид тяги – тепловозы. Без остановки производства заводчане своими силами производят реконструкцию и перевод предприятия на ремонт самого мощного в то время тепловоза ТЭ3. Накануне Великой Отечественной войны Воронежский паровозоремонтный завод был одним из самых крупных на транспорте, оснащенный новой техникой. На нем работало более 7500 человек. Годовой выпуск паровозов составлял уже несколько сотен единиц, - пишется о героических трудовых подвигах в хронике завода.


Когда враг пришел на советскую землю, более 1300 работников предприятия ушли на фронт. Среди них шли и в состав первого полка народного ополчения. Оставшиеся работники предприятия самоотверженно трудились над выполнением заказов фронта. Завод начал выпускать многие виды вооружения, боеприпасов и военного снаряжения. Затем дошла очередь и до «чудо-оружия». Речь идет о знаменитых «Катюшах», которые первыми создали на заводе имени Коминтерна в Воронеже.

Кроме того, в августе 1941 года на заводе имени Дзержинского был построен бронепоезд. Его боевая команда была укомплектована рабочими завода. Главным образом это были те, кто строил машину.

После войны трудовые подвиги на предприятии продолжились. В 1960 году там отремонтировали тепловоз ТЭ3 № 057. Это стало переломным моментом, и у завода началась новая страница истории. Из года в год стал наращивается выпуск отремонтированных машин. Сотрудники осваивали капитальный ремонт роторных снегоочистителей БРС, передвижных электростанций ПЭ1, маневровых тепловозов венгерского производства ВМЭ1. За высокие производственные показатели предприятию многократно в 60 – 70 годы присваиваются первые места среди заводов отрасли.




После падения Советского Союза завод имени Дзержинского стал испытывать трудности. Однако сейчас все эти негативные страницы остались в прошлом. Предприятие функционирует и продолжает славный подвиг своих ветеранов.


 

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
Организации: ЗаводСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияМеста: Железная дорога
1
0