Как разваливали легендарный Воронежский завод Коминтерна
Читайте также:
- Под Воронежем закрывается убыточный сахарный завод (05.12.2018 16:01)
- 16 мусоросортировочных заводов построят в Воронежской области за 1 млрд рублей (03.12.2018 19:25)
- Права 50 сотрудников воронежского хлебозавода были грубо нарушены (03.10.2018 20:32)
Предприятие давно закрылось, но его былая слава и мощь до сих пор остается в сердцах местных жителей.
6 декабря стало известно, что земли бывшего Воронежского завода имени Коминтерна на Московском проспекте, 11, выставили на аукцион. Последним владельцем этой производственной площадки было ООО «Эко строй», принадлежащее бизнесмену Павлу Романенкову. Общая сумма, за которую хотят реализовать участки бывшего завода, а также часть расположенной на нем недвижимости, составляет 176,8 млн рублей.
Отметим, что Воронежский экскаваторный завод имени Коминтерна являлся для нашего города едва ли не главной местной знаменитостью. Неудивительно, ведь на этом предприятии производили легендарные установки «Катюша». Было и много других удивительных историй, связанных с заводом, которые характеризуют его по-настоящему великую историю.
«Блокнот Воронеж» хотел бы предложить читателям посмотреть на некую сокращенную летопись завода имени Коминтерна.
Предприятие появилось на воронежской земле во время Первой мировой войны в 1915 году. В столицу Черноземья из Прибалтики эвакуировали машиностроительный, литейный и котельный завод акционерного общества «Рихард-Поле». В начале XX столетия для Воронежа, который носил на себе черты типичного представителя аграрно-хозяйственной системы страны, новое предприятие стало весьма ценным подарком.
В Воронеже появились новые рабочие места. Государство давало заводу оборонные заказы, и на «Рихард-Поле» изготавливали для фронта взрывные устройства, а также стальные ленты для шин грузовиков. Для мирных же целей на предприятии делали: паровые котлы и машины, а также фуговочные, строгальные, лощильные и другие станки для деревообрабатывающих, цементных и других заводов.
Продовольственный отряд, организованный в 1918 году под руководством Я.К.Абеля на воронежском заводе "Рихард-Поле"
Воронежский завод "Рихард-Поле" на участке Задонского шоссе (ныне Московского проспекта)
- После революции 1917 года завод «Рихард-Поле» поменял название. В 1917-1920 годах предприятие стало именоваться Акционерное общество Воронежских машиностроительного и литейного заводов. В этот период завод работал, в основном, по сельскохозяйственной тематике, выпуская сельхозмашины, инвентарь и оборудование для сельчан. Это было вызвано тем обстоятельством, что в стране был голод, не хватало продуктов питания и зерна. Поэтому в первую очередь следовало восстанавливать аграрное производство, - рассказывает доктор экономических наук Вадим Галкин. - После национализации завода в апреле 1920 года он изготовлял котельное оборудование, экономайзеры и водоочистители для Шатурской и Каширской электростанций; оборудование для пищевой промышленности.
Хотя во времена военного коммунизма дела у предприятия были очень плохи, его, тем не менее, удалось сохранить. В 1922-м году завод в очередной раз сменил свое название и стал называться 2-м Государственным механическим заводом имени Коминтерна. Предприятие сосредоточилось на выпуске оборудования для пищевой промышленности и сельского хозяйства.
Во времена боев за Воронеж в Великую Отечественную войну завод имени Коминтерна был почти полностью разрушен. После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков его начали восстанавливать, и параллельно с этим власти запустили на предприятии производственный процесс по ремонту танков.
Последние же два года Великой Отечественной войны ознаменовались для завода имени Коминтерна постоянной сменой направленности. Так, в 1944 году там изготавливалось вооружение, а в 1945-м наладился выпуск асфальтобетоносмесителей, камнедробилок и гильотинных ножниц.
Свое привычное название для горожан «Воронежский экскаваторный завод имени Коминтерна» получил в 1946-м году, а через год он полностью изменил направление своей деятельности. На предприятии начали выпускать экскаваторы и краны на гусеничном ходу.
Хотя новое производство было довольно сложным, заводчане освоили его с легкостью. За 60 лет работы на предприятии было выпущено более 45 тысяч экскаваторов, а также землеройно-фрезерных, бурильных машин, кранов, погрузчиков и сельскохозяйственной техники. За заслуги перед Родиной «Воронежский экскаваторный завод имени Коминтерна» был награжден Орденом Трудового Красного Знамени в 1965 году.
- Как и для многих других воронежских предприятий, в 90-е годы XX века для завода имени Коминтерна начались трудные времена. Распад страны, нарушение производственных связей, обвал производства и критическое снижение заказов сделали свое дело. Кроме того, государство настежь открыло таможенные границы для иностранных производителей строительной и землеройной техники. Все эти факторы привели в волне неплатежей, задержкам зарплаты, утрате части квалифицированного персонала, - подводит итог доктор экономических наук Вадим Галкин. - В начало «нулевых» годов завод вошел с огромными трудностями, которые так и не были преодолены. Дело закончилось реорганизацией и банкротством предприятия. На площадке завода возникли новые юридические лица с различными правами собственности – ОАО «Тяжэкс» им. Коминтерна и ОАО «ВЭКС-Воронеж: экскаваторный завод».
Между тем, некоторые аналитики высказывают мнение, что разрушение завода имени Коминтерна является прямым делом рук региональных и городских властей. Земельный участок почти в 50 гектаров, по словам экспертов, являлся для истеблишмента гораздо более привлекательным, нежели долгое восстановление сложного производства.
Илья Ершов