Воронеж Понедельник, 29 ноября
Общество, 01.01.2021 21:00

Миллион Бычкова, провал Прилепина и надежда на памятник Хою: итоги 2020 года в культуре Воронежа

Местные жители не могли посещать концерты, спектакли и выставки, а строители продолжили уничтожать памятники.

 «Блокнот Воронеж» начинает подводить итоги ушедшего 2020 года. Для граждан это был очень непростой период, который ознаменовался господством страшной инфекции Covid-19. Коронавирус изменил человеческую жизнь до неузнаваемости. Социальная дистанция, самоизоляция, масочный режим – все эти понятия прочно закрепились в быту людей и в ближайшее время вряд ли куда-то уйдут. Кроме того, ограничения, вызванные инфекцией, сильно повлияли на множество отраслей человеческой деятельности – начиная от экономики и политики, и заканчивая спортом и культурой. Во время первой волны коронавируса весной 2020 года не работали госучреждения, почти все объекты бизнеса, за исключением торговли, коммунального хозяйства. Был установлен дистанционный режим работы и самоизоляция. Затем ограничения сняли, но с определенными условиями- носить маску, соблюдать социальную дистанцию, избегать массового скопления людей, установили лимит по заполняемости помещений. 

В подведении итогов 2020 года начнем с такой сферы, как культура. В Воронеже эта отрасль из-за ограничений пострадала едва ли не больше всех остальных. Почти полгода театры, концертные залы, музеи, выставочные залы были закрыты, а затем им снова разрешили работать, ограничив в числе посетителей. Теперь заполняемость помещений на каком-либо культурном мероприятии должна быть не более 50%. От этого, естественно, сильно уменьшились доходы учреждений, и так находящихся в режиме выживания.

Итак, что же происходило в 2020 году в сфере воронежской культуры.

Политические амбиции литературного деятеля  

Начался прошедший 2020 год в сфере воронежской культуры с того, что в столицу Черноземья, 21 февраля, приехал известный российский писатель, автор популярных романов «Санькя» и «Обитель» Захар Прилепин. Писатель прогулялся по центру Воронежа, услышал о проблеме старинной Усадьбы Гардениных, зашел в Тихвино-Онуфриевскую церковь, после чего пообщался с местными журналистами.

Один из вопросов от прессы касался отношения Прилепина к идее поставить в столице Черноземья памятник легендарному панк-рок-музыканту, лидеру группы «Сектор Газа» Юрию Хою (Клинских). С 90-х годов коллектив Клинских, родившегося в Воронеже, имеет бешеную популярность, как на территории всего бывшего СССР, так и за ее пределами. Вместе с тем, Захар Прилепин негативно высказался об идее поставить монумент Хою. Писатель отметил, что при всем уважении к фанатам творчества музыканта, эпоха «Сектора Газа» - это короткий исторический период страны. Через 10-15 лет уже никто не будет помнить панк-звезду из Воронежа. А вообще Россия хранит куда более глубокое культурное наследие.

- Я уж не буду говорить о Пушкине и Лермонтове. Но в стране Высоцкого, Галича, Вертинского соседство с замечательным товарищем Хоем мне кажется несколько странноватым. Я уважаю и чувства, и молодость, и радость, и танцы, которые были у людей во времена «Сектор Газа». Однако у нас и Юра Шатунов популярен, и Женя Белоусов популярен покойный, «Красная плесень», «Автоматические удовлетворители». Да их стадионы слушали. Давайте везде наставим им памятники?! Мы же серьезная страна с огромным культурным наследием. У нас в России такие есть персонажи поразительные. Им не то, что памятника, а доски не висит на стенах, - говорил Захар Прилепин воронежским журналистам.

куль1.jpg

Слова вызвали в нашем городе небывалое возмущение. Жители Воронежа, а, особенно молодежь, давно твердила о необходимости поставить памятник Юрию Хою. А тут, дескать, какой-то московский гость вторгся со своей критикой в светлую мечту. Тем более, что через несколько месяцев стали известны истинные мотивы визита Захара Прилепина в Воронеж. Оказалось, что в наш город писатель приезжал не от большой любви, а преследуя определенные политические цели.

куль3.jpg

В апреле 2020 года Прилепиным была создана партия «За правду», а уже в июне эта сила открыла свою штаб-квартиру в Воронеже. Улицы Воронежа наполнились баннерами партии. Однако, по итогам сентябрьских выборов, «За правду» получила лишь 2,05% голосов по Воронежской области и не прошла ни в областную, ни в городскую Думу. Кто знает, быть может воронежцы припомнили Захару Прилепину его негатив в адрес легендарного Юрия Хоя.


Культуртрегер выписывал себе премию на миллион

В сфере воронежской культуры главным действующим лицом уже давно является художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков. Любимец жены экс-губернатора Гордеева на протяжении многих лет получал разнообразные награды и регалии в регионе. Помимо руководства Камерным театром Бычков также является художественным руководителем Платоновского фестиваля. В рамках этого мероприятия, напомним, культурные деятели получают от властей специальную Платоновскую премию в 1 млн рублей. Театрал Бычков, в списке членов Совета по присуждению премии, значится вторым после губернатора Александра Гусева.

В конце августа 2020 года состоялось заседание Совета. На встрече рассматривалось пять кандидатур. После дискуссии Совет решил выдать 1 млн рублей Михаилу Бычкову, с официальной формулировкой: «за создание новаторского театра и фестивального движения на Родине Андрея Платонова». В областном правительстве отмечали, что награда присуждается после голосования всех членов Совета. Однако Бычков, хоть и присутствовал на заседании, сам в выборе лауреата не участвовал.

куль5.jpg

куль6.jpg

Состав Совета по Платоновской премии

Премию культуртрегер получил из рук губернатора Гусева 20 сентября. Тогда уже проходил Платоновский фестиваль искусств. Глава региона отметил, что событие готовилось в непростых условиях пандемии коронавируса, но «искусство способно преодолеть не только время, но и обстоятельства». По словам Александра Гусева, наибольшая нагрузка легла на плечи самого Михаила Бычкова, поэтому экспертный совет присудил премию именно ему. Сам Бычков назвал такое признание «еще одним рубежом, точкой отсчета», с которой он будет сверять свою работу.

куль8.jpg

Гусев выступает на награждении Бычкова

- И как режиссер, и как руководитель театра, и как человек, делающий с командой очень хороших и квалифицированных людей наш замечательный Платоновский фестиваль, - сказал Михаил Бычков.

куль4.jpg

Фестиваль, за который был отмечен премией в 1 млн рублей воронежский культуртрегер, в 2020 году, из-за короновируса, проходил намного беднее, чем в предыдущие годы. На мероприятие не приехали иностранные артисты, были отменены некоторые спектакли, не состоялась чарующая «Музыка мира» в Белом колодце.

куль7.jpg

Открытие Платоновского фестиваля искусств-2020

Валерий Гергиев оказался привилегированнее Rammstein

13 августа, в Воронеже проходило выступление Мариинского симфонического оркестра под руководством знаменитого дирижера Валерия Гергиева. По рассказам очевидцев, на концерт собрали бюджетников и чиновников. В то же время стало известно о вспышке коронавируса в Мариинском театре, о которой доходила только скупая информация. «Мы все просто в панике, у нас намного больше больных, чем озвучивал Гергиев накануне», – сообщали источники агентства «Росбалт» в театре - Это какой-то пир во время чумы!».

Концерт в Воронеже прошел без предосторожностей, связанных с пандемией. Люди в Зеленом театре сидели довольно кучно и на них, как и на выступающих «мариинцах», не было масок. куль9.jpg

Словом, концерт российского оркестра состоялся, несмотря на вспышку коронавируса в его рядах. А другие подобные мероприятия в Воронеже отменялись именно по причине распространения инфекции. Еще в самом начале пандемии в Воронеж не смогла приехать известная на всю планету немецкая группа Rammstein. В столице Черноземья эпатажный коллектив должен был выступить в СК «Юбилейный». Однако организаторы, сообщили, что из-за распространения коронавируса концерт отменяется. «Группа и промоутеры делают сейчас все возможное, чтобы заявленные шоу состоялись позже», - писали в объявлении. Выступления Rammstein в 2020 году в Воронеже так и не случилось.

куль11.jpg

Если обобщить, то разрешение концерта Гергиева, который, к слову, входит в Совет по культуре при президенте, и отмена всех других концертов, характеризуется известной латинской фразой: Quod licet Jovi, non licet bovi – «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».

куль10.jpg

Валерий Гергиев в "Зеленом театре" Воронежа

Продолжение циничного уничтожения объектов культурного наследия

Отдельного разговора заслуживает то, как в 2020 году в Воронеже относились к своему культурному наследию. В ушедший период продолжилось планомерное наступление строительного бизнеса на памятники, расположенные в столице Черноземья. Чего стоит одна история с хлебозаводом №1 на улице Фридриха Энгельса. Комплекс зданий на предприятии был построен еще в XIX веке. Однако затем заводские земли выкупила строительная компания. Началось уничтожение ценных построек хлебозавода.

Сначала строители цинично расправились с кирпичной трубой предприятия, затем была разрушена мельница.

куль12.jpg

Снос старинной трубы предприятия

куль13.jpg

Снос здания паровой мельницы

Все это вызвало возмущение общественности Воронежа. Краеведы стали указывать на нарушение федерального закона «Об объектах культурного наследия». Чтобы остановить наступление коммерсантов на памятник, была создана петиция. А 25 ноября уличный художник Ян Посадский организовал акцию «Выбора нет». Мероприятие закончилось приездом полицейских. А позже логотип строительной компании, которая уничтожала предприятие и вовсе превратили в нецензурное слово.

куль14.jpg

История с хлебозаводом дошла до губернатора Александра Гусева. Во время прямого эфира глава региона подчеркнул, что правовых оснований запретить снос, поскольку объект не признан объектом культурного наследия, нет. Однако профильное управление должно было договариваться, таковы его обязанности.

- Это было не сделано, наверное, не хватило мотивации. Задача управления – принимать решения, они за это деньги получают. Действия собственника, на мой взгляд, формально не нарушают закон, но с точки зрения этики - это некрасиво. Понимаю, что люди заплатили деньги за объект (больше 100 млн рублей), но, увидев реакцию, должны были остановиться и тоже обдумать, но не захотели это делать и решили воспользоваться ситуацией. С юридической точки зрения они правы, хотя вместе с прокуратурой рассматриваем ситуацию на наличие нарушений. Мотивация собственника ясна, он заплатил деньги, а в течение 25 лет объект не признавали объектом культурного наследия, управление не обращало на него внимание. Возможно, в его логике здравая часть рассуждений есть, - заявил Гусев.

куль15.jpg

Александр Гусев во время прямого эфира по итогам 2020 года

Словом, губернатор  сказал, что снос законен. Это при том, что его региональное правительство, в лице УООКН, наложило штраф за незаконную хозяйственную деятельность по сносу комплекса зданий хлебозавода.

куль16.jpg

Вот, что в итоге осталось от старинного предприятия

Когда от хлебозавода не осталось ровным счетом ничего, его паровая мельница Третьего товарищества, вдруг, была признана объектом культурного наследия. Глава УООКН Владимир Перцев в своем приказе стал опираться на федеральный закон, о котором до этого твердили местные краеведы. Что послужило причиной такого абсурдного решения, остается только гадать. 

куль17.jpg

куль18.jpg

Появились надежды на памятник Хою и обновление оперного театра

Однако нельзя сказать, что в сфере воронежской культуры в ковидный год все было только со знаком минус. 9 сентября 2020 года Мария Мазур в прямом эфире ответила на вопросы местных жителей. Глава регионального департамента культуры заявила, что лично она не против установки памятника лидеру группы «Сектор Газа» Юрию Хою в столице Черноземья.

- Скажу сразу, ко мне не обращались, в департамент культуры не приходили. Я абсолютно не против, это исполнитель, который нравится достаточно большому количеству людей. Он родился здесь, сюда приезжают на могилу. Это часть истории города Воронежа, - заявила чиновница.

Глава департамента культуры о памятнике Юрию Хою

Вместе с тем госпожа Мазур призвала инициаторов говорить конкретно, обговаривая, за счет каких средств будет установка монумента, где, как это должно быть. Глава департамента подчеркнула, что этот вопрос является компетенцией городских властей и пообещала обсудить его с коллегами.

Помимо этого, у воронежцев появилась надежда на обновление театра оперы и балета. Культурное учреждение на площади Ленина уже давно требует капитального ремонта. Проект на реконструкцию выиграла компания «Гипрокоммунтранс». Фирме достался контракт на 39,4 млн рублей. По проекту здание театра оперы и балета должно быть увеличено на 6-7 метров за счет цоколя и мансарды. Полезная площадь после ремонта увеличится до 19 тыс м2



куль21.jpg

Эскизы будущего обновления Воронежского театра оперы и балета

Мария Мазур рассказала, что реконструкция театра и относящихся к нему объектов будет стоить 3,4 млрд рублей. Основная часть из этой суммы уйдет на восстановление главного корпуса театра на площади Ленина. Остальные деньги направят на подсобно-производственное здание и концертный зал для труппы на время проведения работ.

Наконец, в сфере воронежской культуры в 2020 году стоит отметить фестиваль «Город-сад». Ограничительные мероприятия из-за коронавируса вносили коррективы в это событие. Свои работы мастера ландшафтного дизайна выставляли в онлайн-формате. В Сети также проходили и лекции с мастер-классами. Вместе с тем, выставка все же была организована. Только в прошлом году она перекочевала из Центрального парка в Новую Усманью. Несмотря на трудности, у «Города-сада» было большое количество посетителей. Люди остались полны ярких и незабываемых эмоций.

куль22.jpeg

Комментарий эксперта

куль23.jpg

Чтобы экспертно оценить итоги прошлого года в сфере культуры, «Блокнот Воронеж» обратился к заместителю главного редактора портала «Культура ВРН» Юрию Данилову. 

- Итоги этого особенного года в культуре тоже неординарные. Главное - воронежская культура и почти все ее деятели выжили. Об ушедших навсегда будем вспоминать столько, сколько нам отпущено.

Не о достижениях и провалах уместнее говорить сегодня (они тоже были), а о том, что отрасль не испытала фатальных потрясений, ландшафт радикально не изменился, что позволяет говорить о возвращении к так называемой «нормальной» культурной жизни по окончании пандемии. Хотя она, по большому счёту, и не прекращалась. Выходили новые спектакли, игрались концерты, осваивались бюджеты. Культурная парадигма со всеми ее системными пороками остается нетронутой. А это значит, что во главе угла по-прежнему деньги, а не искусство и уж тем более общественное благо. Для слома этой сомнительной системы нужен аргумент весомее коронавируса.

Но не будем слишком строги к нашим деятелям и учреждениям культуры. Главное – они выжили, выстояли. А отметить можно наших художников и музыкантов. Первые успешно разрабатывали Бунинскую и Есенинскую темы во Всероссийском масштабе, вторые подарили меломанам минуты наслаждения высокой классикой. Пожалуй, успешнее всех сработала в этом году Воронежская филармония, сумевшая органично соединить онлайн и офлайн, воплощающая яркий насыщенный сезон, несмотря на коронавирус и связанные с ним карантинные ограничения. Хочется отметить и Воронежский Дом актера, продолжающий свою подвижническую деятельность в условиях острого безденежья.

Придет время и для детального «разбора полётов». А пока – спасибо, что живы.

Глас народа

Однако, куда весомее в анализе итогов прошедшего 2020 года в сфере воронежской культуры, выглядит мнение простых людей. Для этого наше издание провело опрос на городских улицах, где попросило прохожих дать оценку этой отрасли. Оказалось, что большинство воронежцев даже не заметили никакой культурной жизни в 2020 году. И все это, как думают люди, произошло из-за коронавируса. Опрос можно посмотреть в этом видео:

Подготовил Илья Ершов




Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Итоги 2020 года  
События: КультураСобытия: итоги годаСобытия: ИскусствоПерсоны: ВоронежцыМеста: Воронежская область
0
2

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое

v2