Новая постановка Камерного театра: «День города», или в тени Воронежа
Неделю назад режиссер Камерного Михаил Бычков пригласил на предпросмотр нового спектакля театральных критиков и обычных журналистов. Мысли и чувства, которые не покидали целую неделю, описать трудно. Понятно одно: постановка не оставит равнодушным ни одного воронежца. Нельзя сказать, что спектакль получился со знаком плюс или со знаком минус. В прочем, как и сами персонажи: они и не отрицательные, и не положительные. Как признался сам автор нового театрального произведения, перед ним не стояло задачи разграничивать характеры по тональности. Задолго до постановки актеры стали собирать материал. Они брали интервью у многих жителей города. Спрашивали: «Что для тебя Воронеж?». На этот, казалось бы, не сложный вопрос, можно было ответить в двух предложениях. Но интервьюируемые раскрывались настолько сильно (видно, накипело), что из их рассказов вышло цельное театральное произведение. Надо сказать, что документальный театр на сцене Камерного – это первый эксперимент для Воронежа. И, кажется, удачный. Театр будто пришел с улиц или из телевизора, своей простотой он пленил зрителя, который следил за актерами, затаив дыхание.
День города, салют. Потихоньку во двор начинают выползать жители Воронежа. Причем делают это странным образом: пятясь назад, по одному они становятся в очередь. С первых минут становится понятно, что спектакль будет необычным: в толпе – мальчик на инвалидной коляске, гламурная девочка в красных леггинсах, цыганка со свертком, блондинка в мехах, худощавая женщина в берете и тусклом холодном пальто и другие. У каждого своя неповторимая история, связанная с Воронежем. Примечательно, что в толпе нет ни депутата, ни бизнесмена, ни спортсмена.
Все действо происходит под музыку звукооператора, который сидит за пультом на сцене и является таким же участником спектакля, как и все остальные. Когда залпы салюта заканчиваются, актеры рассаживаются на места, гармонично заполнив всю сцену. Каждый по очереди рассказывает о своем. Поют пафосные песни о любви к Воронежу, при этом по голосу, мимике, и глазам, понятно, что не очень то персонажи любят свой город.
Бычков заранее предупредил, что в постановке будет звучать ненормативная лексика. Чтобы зритель не испытал культурный шок, он поставил персонажей в нужной последовательности – вначале они произносят жаргонизмы, потом оскорбительные слова, не запрещенные литературой, и напоследок, откровенный мат, который, как бы не старался художник, режет уши.
- Воронежцы злие, толико оскорбить могут… - с деланным акцентом говорит цыганка, которая не убеждает зрителя в своей этнической принадлежности (по эмоциональным движениям рук, да и по внешности, актриса больше напоминает испанку).
- Всем заправляет Москва. Хозяева. Мы у них в подчинении. Семь лет зарплата не поднималась, – работник завода ТМП вертит в руках самокрутку, а у самого слезы в глазах. – Суки…Даже рабочим мыло не выдают. Все урезали.
- Немцы они враги. Им надо отомстить. Помню, брали кирпичи - и чтобы обязательно попасть. Они не люди, они же немцы. Нас так учили, - смущаясь и хихикая, рассказывает интеллигентная пенсионерка о послевоенных годах в Воронеже.
- Раньше все лето на огороде, в компе. А тут он, и я поняла: я все-таки живу-у-у, - свой не очень любопытный рассказ о «похождениях юной чиксы» девушка в леггинсах прерывает энергичным и красивым танцем Go-Go на вертящемся подиуме, что определенно нравится мужской половине зрителей. – Он такой мажор, но на меня, конечно, не потратил ни рубля.
- День города меняют, а дождь все равно льет. Москва гадит, - говорит высокий смешливый паренек в кожаной куртке и кепке, по характеру похожий на типичного «братка» с Машмета.
Много воспоминаний, смешных и печальных историй в спектакле. Вероятно, каждый воронежец сможет узнать в персонажах себя, друзей или родных. Воронежский вербатим, наверное, единственный путь донести до чиновников, какой он этот Воронеж, какие живут в нем люди, что им нужно. Это безусловная удача режиссера. К неудачам можно отнести момент, когда, казалось бы, логически спектакль завершен: актеры спели, потанцевали, ушли со сцены, зрители услышали мат, получили много положительных эмоций, но тут неожиданно для всех действие продолжилось. Сначала показалось, что Бычков использует литературный прием Даниила Хармса, что сейчас начнется все сначала - нереально, конечно, но интересно. Но это был только обман.
На сцене появляются два персонажа, которых играют непрофессиональные актеры. Их историям совершенно не хочется верить. Мальчик в коляске рекламирует проект ВРОДО «Искра». Лесбиянка трясется и нервничает, рассказывая о своей однополой любви (к сожалению, это далеко не трагическая история героини романа Алана Мура «V – значит Вендетта»). Некоторые зрители восприняли появление последнего героя и его рассказы, как пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. В любом случае, каждый увидит в спектакле свое. Если у Бычкова была задумка поставить этих героев отдельным пунктом, чтобы показать их оторванность от социума и закрытый и очень сложный мир, его задумка удалась.
Анна Вотинова
Новости на Блoкнoт-Воронеж