Скандал на Платоновском фестивале: воронежский зритель не выдержал актуального искусства

Театр № 099 существует с 2004 года и уже получил мировую известность. Этому способствовала радикальная позиция, которую занял театр по отношению к традиционным формам искусства, его эпатажность и акционизм. Идеологами, учредителями, художественными руководителями и единственными штатными режиссерами Театра NO99 являются Тийт Оясоо и Эне-Лиз Семпер. Они неоднократно получали призы за лучшую режиссуру, лучшие постановки и лучшую сценографию в Эстонии. В представленном воронежской публике спектакле заняты Марика Ваарик, известная актриса театра и кино, и студенты Эстонской академии музыки и театра.
Авангардный спектакль был показан в рамках программы актуального искусства. «Педагогическая поэма» вдохновлена одноименным романом Антона Макаренко и книгой Константина Станиславского «Работа актера над собой». В основе этих произведений лежат темы воспитания личности, работы над собой, развития нравственности. Эти темы и в современном мире не теряют актуальности, а в трактовке эстонского театра получили особую социальную остроту. Спектакль воплотил идею высвобождения из-под гнета системы в целом и системы Станиславского в частности. Вчера эту систему, можно сказать, похоронили. Зрителей разместили прямо на сцене на пластиковых стульях, а сами актеры выступали на деревянной мини-площадке. В центре стоял гроб, символизирующий, видимо, будущее всех ограничительных рамок – этических и эстетических. Спектакль составлен из отдельных этюдов, зарисовок, оборванных намеков, эротических сцен, общего гомона, танцев и игр. Актеры много импровизируют, отдельные монологи напоминают поток сознания.
Мнение публики разделилось: не все выдержали накала страстей. Часть зрителей, возмущенные откровенными сценами и нецензурной лексикой, открыто выражали свое негодование репликами и свистом. После одной из ключевых сцен спектакля, где актер остается без штанов, зал опустел наполовину. Зато оставшиеся зрители устроили актерам овацию. Специально для них пикантную сцену повторили.
Создатели спектакля ставили перед собой сложные цели: показать переплетение отношений отдельной личности и общества, задаться вопросом о моральном воспитании человека. Как далеко вы можете зайти, чтобы научиться чему-нибудь новому?» – так описывается основной посыл работы. Отдельные фривольные сцены сменяются глубокими, серьезными монологами. По словам эстонских артистов, спектакль был показан уже во многих городах, но такой скандальной реакции публики, как в Воронеже, нигде не вызвал. Кстати, сегодня «Педагогическую поэму» покажут во второй раз.
Евгения Попова
Новости на Блoкнoт-Воронеж