Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 24.01.2022 12:01

Сколько на самом деле должен стоить проезд в Воронеже – приводим неутешительные для пассажиров расчёты

Во избежание теорий заговоров и беспочвенной критики: у этой статьи есть заказчик. Текст написан по просьбе редактора издания «Блокнот Воронеж». Ни мэрия, ни перевозчики, ни другие темные силы к его появлению отношения не имеют. Но за некоторыми исходными данными пришлось обратиться к перевозчикам. Для объективности я проконсультировался с руководителями сразу нескольких транспортных компаний.

Итак, давайте посчитаем минимальную рыночную стоимость поездки в автобусе.

За расчёт берём новый ЛиАЗ с кондиционером стоимостью 15 млн рублей. 100 таких автобусов скоро получит муниципальное транспортное предприятие.

Стоимость лизинга - порядка 225 тысяч рублей.

Коэффициент выхода автобуса на линию - примерно 21 день в месяц. Расходы на топливо, если это метан – 5 тысяч рублей в день или 105 тысяч рублей в месяц.


Водителей на одну машину требуется (по словам перевозчика) 2,3. Я думаю, все понимают, что число может быть нецелым. Это, конечно, при условии двусменного графика. Возьмём зарплату 50 тысяч рублей - это рыночная стоимость водителя, умножим на 2,3 и добавим около 42% налогов. Получается примерно 163 тысяч рублей – это фонд оплаты труда водителей на 1 машину.

Далее, по словам перевозчиков, около 30 тысяч рублей в месяц в среднем требует машина на ремонт. В начале эксплуатации - меньше, в конце - больше, но в среднем сумма такая.

Ещё столько же требуется для оплаты стоянки, бухгалтерии, налогов, расходников типа ГЛОНАСС, видеонаблюдения и т. д.

По усреднённый данным один автобус большой вместимости в течение рабочего дня перевозит тысячу человек или 21 тысячу в месяц.


Итак, считаем:

225+105+163+30+30=553 тысячи. Это расходы каждой машины в месяц.

Делим эту сумму на количество пассажиров и получаем 26,3. Добавляем комиссию банка (это 2-3%, есть разные нюансы) и выходит цифра 27 рублей.

Итак, стоимость поездки - 27 рублей, если топливо метан (на дизеле выйдет прилично дороже), без прогнозируемых прибылей, чисто расходы на содержание.

Кто-то спросит: «А как же сейчас они работают за 21 рубль?».

Все просто. Всегда есть на чем сэкономить. Не заплатить налоги, не поставить видеонаблюдение, не сделать ТО, посадить водителя на 16 часов за руль и т. д.

Надо ли повышать проезд? Я понимаю, что тема непопулярная. Объективно говоря, проезд у нас самый дешёвый среди всех миллионников. Мы платим за это своей безопасностью, комфортом, а также расходами на такси в те моменты, когда ещё должен ходить автобус.

Но не обязательно повышать проезд для пассажира. Можно, например, субсидировать перевозчиков из бюджета, тогда появится рычаг управления ими. Сегодня таких рычагов управления нет.


В идеальном мире общественный транспорт может вообще стать бесплатным, как в Эстонии или Люксембурге. Там подсчитали, что косвенная прибыль выше, чем расходы на транспорт из бюджета. Но для начала можно было бы хотя бы перейти на брутто-контракты. Платить за проезд не перевозчикам, а муниципалитету. А они уже в свою очередь заказывают и оплачивают транспортную работу. 

Об этом любит говорить наш мэр, но ни одного шага в направлении брутто-контрактов пока не сделано.

Виталий Иванищев

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
8