Воронеж Воскресенье, 03 ноября
Общество, 13.02.2019 09:01

Тайные и загадочные места Воронежа раскрыл заядлый сталкер

Многие существующие заброшки портят сами люди. 

Владимир Малдер — известный воронежский сталкер и диггер, который активно делится своими впечатлениями от путешествий в «Живом журнале». Кроме этого, воронежец фотограф, у него получаются отменные снимки, передающие всю атмосферу покинутых людьми мест. «Блокнот Воронеж» пообщался с искателем приключений и узнал, какие заброшенные места есть в столице Черноземья. 

- В своем ЖЖ вы себя представляете подписчикам как фотографа, охотника, путешественника, искателя приключений, диггера, сталкера, городского исследователя и руфера. Я так понимаю, это все ваше хобби, а кем вы работаете?

- В НИИ. Вообще я учёный, кандидат наук, автор более 30 научных трудов, включая иностранные издания.

- Странно, что решили заняться исследованием заброшенных мест. Как и когда вы начали путешествовать по таким местам?

- Давно. Наверное, лет 10 назад, причем занялся этим целенаправленно. 


- А что тогда сподвигло начать целенаправленно путешествовать по заброшенным местам?

- Масса факторов. Например, одиночество в личной жизни, боль, депрессия, ощущение полного отсутствия будущего, увлечение готической субкультурой. Только меня влекли не заброшенные кладбища и недостижимая эстетика викторианской Англии, которая где-то далеко, а конкретно эстетика мертвого СССР, потерянная мечта о светлом будущем, загадки истории, холодная война, постапокалипсис, жизнь после людей и конца света. Плюс к этому, вышла моя любимая культовая игра «Сталкер тень Чернобыля», и книги на постапокалиптическую тематику, тот же Дмитрий Глуховский выпустил «Метро-2033». Также меня привели в ужас массовые реновации в Воронеже, снос старинных красивых домов, строительство ужасных уродливых торгово-развлекательных центров и безликих высотных домов, культа потребления, успеха, гламура, от всей этой слащавой ауры хотелось куда-то бежать. Ну, а сейчас же меня интересует прежде всего эстетика этих мест, фотография. Для меня это искусство и самовыражение. 

Заброшенные места и подземелья по-своему прекрасны, жаль мало кто понимает это. Все хотят гламура, пафоса, чтобы всё было чисто отремонтировано, рафинировано и пастеризовано. Тоска. Вот, например, еще в 18 веке жил французский художник Робер Юбер, который ценил эстетику античных руин, мне же интересны руины советские и руины царской России, потому что к ним можно прикоснуться и эта эпоха СССР была совсем недавно. Еще мне интересна история. Есть краеведы архивные, есть краеведы, которые опрашивают людей, ходят по деревням. Я же краевед помоечный, лажу по заброшкам с целью поиска забытой истории, на которую наплевать всем остальным краеведам. 

- Вы один ходите?

- Когда один, когда с друзьями. Когда я вижу подземелье, отсутствие напарника и подходящей одежды для этого меня не останавливает, потому что неизвестно, вернусь ли я в это место. Если, например, я в другом городе.

- Бывало страшно? 

- В том случае, если объект охраняется, и ты понимаешь, что вероятность запала высокая, лучше уйти, чем лезть на рожон. А остального нечего бояться. Сколько лазил, главное – смотреть под ноги и аккуратно идти. А так, больше пугает не темнота, а свет. Свет означает, что кто-то где-то есть. А кто это? Друг или враг? Охранник, «хозяин объекта», мародер-черметчик или просто горит лампочка. Может, конечно, и коллега, я на объектах не раз встречал таких же любителей полазить.


- Что вы ощущаете в заброшенных местах, и чем они так привлекательны?

- Ощущаю себя прежде всего собой и одновременно героем разных известных и не очень компьютерных игр, таких как Сталкер, Fallout, 35 мм, Fear, HalfLife, The Longest Journey, героем книг Аркадия и Бориса Стругацких, Говарда Лавкрафта, Дмитрия Глуховского, Стивена Кинга, героем постапокалиптических фильмов, последним человеком на земле, и других произведений. Плюс ощущаю себя исследователем, вторгшимся в неизведанное, к сожалению, эпоха географических открытий прошла, но тебе хочется быть Колумбом, Марко Поло, Лордом Картером, Индианой Джонсом. Также ты испытываешь некий вихрь, который не сравним ни с чем. Это именно телепортация, переход между мирами, как будто ты подобно Герою Герберта Уэлса открываешь свою дверь в стене и попадаешь в мир, который ты не ожидал увидеть. Но при этом нет ощущения чего-то конкретного. На каждом объекте ощущения свои, но самое сильное, конечно же, когда ты что-то посещаешь впервые. 

- В Воронеже и области есть таинственные и интересные места?

- Ну, было много, но большинство уничтожено, снесено, попилено или переделано под другие нужды, что-то восстановили. Осталась ВАСТ - недостроенная атомная станция, экскаваторный завод. Это любимые забросы Воронежа. В области привлекательны заброшенные церкви, подземные пещерные монастыри разных эпох. Так называемые «баяны» интересных мест в регионе: Брошенный хутор Ступино, Рамонь и Сахарный завод, Пещерный монастырь в селе Семейка, Пещерный монастырь в Хуторе Донец (Андреевская), Пещера Марс недалеко от Дивногорья, Конь-колодезские каменоломни. 

ВАСТ. Фото Владимира Малдера 

- Говорят, что люди не делятся с другими адресами заброшенных мест. Так ли это?

- Да! Мы не делимся, и причин масса. Например, всякие граффитисты, закладчики, наркоманы, алкаши, школьники, которым неведома романтика, им бы только дестроить и растаскивать, любители черных и цветных металлов и прочие люди туда ходят толпами. Из-за них объекты-то и запиливают или же они превращаются в помойку. Мы-то что? Пофоткал, потворил, ощутил атмосферу, максимум взял чего-то на сувенир, ничего не растаскиваем и не ломаем. 

- Вы писали, что посещаете заброшенные места пока лишь в России и Абхазии. Какие российские города кишат заброшками?

- В окрестностях-то всё обошёл. Надо теперь искать, нужна машина и команда, необходимо собирать экспедиции и контактировать с местными. В прошлом году в Севастополе был. Там много чего интересного, ещё хочется туда. Но в последнее время всё больше меня манит заграница, у нас очень много чего попилили во всех городах, а вот там нечто принципиально новое.

- Как вы находите заброшенные здания в других городах?

- По картам, записям блогеров или же при контакте с коллегами. Но сейчас мир сдвинулся с места, и потому можно круто нарваться на феерический облом, то есть приехать, а уже этого места нет и в помине.

- Какие интересные места мечтаете посетить за пределами России и Абхазии?

- Прежде всего это Украина. Я поклонник сериала «Игра престолов» и нашел там места полностью совпадающие внешне с локациями из любимого сериала. Например, замок в Белгороде Днестровском - вылитая королевская гавань. Там сохранилось еще множество интересных усадеб, подземелий и прочих ништяков, которые пока ещё не уничтожены. Также интересна Припять, но это уже попса. Еще мне нравится территория бывшего ГДР, где сохранилось столько советского, мне кажется, что там больше от СССР, чем в России. Заодно замки немецкие посмотреть можно. Интересует Польша и Румыния, где старинная и заброшенная архитектура куда интереснее и загадочнее, чем все мировые шедевры вместе взятые - их просто недооценили. Это можно продолжать до бесконечности. Ребята-коллеги лазят, делают фотографии, National Geographic тихо и нервно курит в стороне по сравнению с их историями. Также меня привлекают места, где сохранились подземные сооружения третьего рейха. Это не только Германия, но все та же Польша и Румыния. 


- Что с вами случалось загадочного?

- Ну, много чего. Я же фантазер и воображение неплохо работает. Я видел, точнее слышал Вагонного, Заводского и Бомбоубежищего. Если вы смотрели фильм «Чародеи» или читали «Понедельник начинается в Субботу», то поймете, что это сродни домового, только домовой в домах, а Бомбоубежищевый, соответственно в бомбоубежищах, а точнее в заброшенных защитных сооружениях гражданской обороны. 

А однажды мы сидели в заброшенном убежище, оно находится под заводом. Вдруг со стороны входа с самого объекта слышится стук, как будто открылась дверь! Мы, естественно, убежали. А я забыл сумку с аккумуляторами, понимаю, что если кто-то за мной пойдет, то успею вылететь как пуля из ствола в вентиляцию. В итоге такое стояние минут 10. Тишина. Я иду тихо, чтобы забрать сумку, она на месте. Схватил. Тишина. Решаюсь подойти к двери, а там вековой слой пыли. Никто ее не открывал уже лет 10. Вот так Бомбоубежищевый меня от души напугал. Также слышал голоса людей и звуки шагов, но на самом деле никого не было.

- Есть поход, который навсегда остался в вашей памяти?

- Ну например Харьковский танковый завод. Столько танков я в жизни не видел. Ряды огромных ржавых боевых машин. Это было нечто! Или поход в Штольни Абхазии, это было давно, я впервые встретился с подземельем длинною в 7-8 километров. Ощущений масса. Вплоть до того, что казалось, будто сзади кто-то светит фонариком, до этого видел лишь воронежские помойки 

- Как удаётся избежать охрану на заброшенных территорий?

- Молча, именно молча. Надо соблюдать режим тишины. Телефон выключить и не шуметь, а так, много секретов, не все стоит разглашать. 

Саша Голубничая 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Лица нашего города  
2
0