Дети войны забыты, как и ветераны Афганистана, - Нина Землянская
Читайте также:
- «Дети войны»: Отец Марии Машковой не променял Родину на заграницу (09.05.2015 16:20)
- «Дети войны»: Лариса Митрохина рассказывает о людях под гусеницами немецких танков (08.05.2015 18:28)
- «Дети Войны»: Тамару Колесникову спас бидон от пули снайпера (07.05.2015 17:35)
Воронежская общественница рассказала, как ее ровесники ковали Победу, о ранении в Кандагаре и о том, как важно защищать слабых.
Прошла 76-я годовщина освобождения столицы Черноземья от немецко-фашистских войск. Этот праздник прошел, как обычно, с возложением венков и цветов к братским могилам, с открытыми уроками в школах, с тематическими и памятными вечерами. 27 января, на берегу водохранилища состоялась военно-историческая реконструкция боев за Воронеж, где собралось 250 участников со всей страны, а также из-за границы. Словом, было приложено немало усилий, чтобы праздник освобождения нашего города в далеком 1943 году был отмечен по достоинству.
Вместе с тем, до сих пор остается нерешенный ком проблем. Одной из них является отношение власти к тем людям, чье детство пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. По сути, первые годы их жизни начались с ужаса, страха, голода и холода. Теперь этих людей называют детьми войны. Сейчас они борются за то, чтобы государство обратило на них внимание, дало ряд льгот, оказывало заботу. Эти люди постепенно уходят, так и не увидев от страны твердого плеча.
«Блокнот Воронеж» встретился с председателем региональной общественной организации «Дети Великой Отечественной войны» Ниной Землянской. Жизнь этой женщины по-настоящему уникальна. Происходя из семьи, где воевали и дед, и отец (один в Первую, другой – Вторую мировые войны) Нина Павловна сама побывала в двух военных конфликтах. Более того, Землянская, будучи врачом, спасла множество человеческих жизней. Обо всем этом журналист «Блокнот Воронеж» пообщался с нашей выдающейся землячкой.
- Нина Павловна, что вы испытывали в детстве, когда гитлеровские войска пришли на вашу землю, в ваш дом?
- Мне довелось быть в Тамбовской и Саратовской областях. Во время войны мы испытывали нечеловеческие голод, холод и страдания. Я хорошо помню свою соседку Раю Исаеву. В те страшные годы она вдруг стала полнеть не по дням, а по часам. Я не понимала, что происходит — ведь есть-то было нечего. А затем мне взрослые сказали: «Нина, да она от голода пухнет!»… Во время Великой Отечественной войны мы детьми ели жмых, лебеду. Нас, конечно, спасали грибы. Все это не забывается всю мою жизнь.
Когда же уже после войны в конце 40-х годов мы пришли в школу, там невозможно было находиться. Была страшная разруха, нечем было топить печки. По сути, у меня, как и у миллионов моих ровесников не было детства. Его забрала война. А ведь мы тоже ковали победу — перевязывали раны больным, копали окопы, вязали варежки для солдат Красной армии. Кто-то стоял у станка, а кому-то пришлось стать медиком.
- А что вы знаете о тех годах в Воронеже?
- Я помню свою учительницу Нину Николаевну Барковскую. Она мне рассказывала, что была в Воронеже и видела, как сильно был разбит город. Как фашисты заняли правый берег, как все вокруг горело. Вот ей, комсомолке, сказали защищать Воронеж до последней капли крови. Нина Николаевна будучи моей учительницей по жизни много мне рассказывала о тех страшных днях, и все это перед моими глазами было, как наяву.
Нина Землянская (вверху крайняя справа) в 60-е годы XX века
- Кем были ваши родители? Ваш отец же воевал?
- Не просто воевал, а еще и потерял правую руку под Севастополем. Мой папа Павел Семенович Землянский был учителем биологии. Когда же он вернулся с фронта, то был вынужден учиться писать левой рукой. Удивитесь, но он справился с этим и спокойно продолжал давать детям знания. Мама Анна Тихоновна Землянская преподавала в школе химию. Кроме того, она вела кружок для детей.
Хотя я часто не видела своих родителей, но они привили мне главное качество — как бы не было в жизни тяжело, всегда держи себя достойно. Все, что во мне есть — это заложили мои мама и папа. Низкий поклон им!
Родители Нины Землянской
- Наверное и им кто-то вложил такие благородные качества?
- Конечно! Отец моей мамы Тихон Петрович бывал еще на фронтах Первой мировой войны. Так вот, моему деду довелось совершить благородный поступок мирового масштаба. Вместе с русской армией в 1915 году он остановил геноцид армян от османской резни. Затем Тихон Петрович осаждал такие города, как Эрзурум, Трапезонд. Моей маме он всегда говорил, а та передала это как-то мне, что прямая обязанность человека — это всегда встать на защиту слабого. Как мой дедушка спасал армян от тотального истребления турками, так же и мы затем уберегли наш народ от фашистского ига. А в 80-х годах я и вовсе участвовала в Афганской войне, где помогала раненным солдатам. Такая вот у нас всех Землянских судьба.
- Вот с этого места хотелось бы услышать от вас подробнее. Вы врач?
- Да, сначала в 1965 году я закончила биолого-почвенный факультет Воронежского государственного университета. Это было моим становлением. Затем довелось учиться в медицинской академии имени Сеченова в Москве, а также в медакадемии имени Мечникова в Ленинграде. В итоге я получила профессии врача-бактериолога и врача-методиста. По первой специальности я и работала в Афганистане во время боевых действий.
Нина Землянская на работе
- Что вы можете вспомнить о тех страшных годах?
- В Афганистан, как я уже сказала, мне довелось попасть в 1987 году в качестве врача-бактериолога. Туда меня распределил военкомат, и я, не раздумывая, согласилась ехать. В Афганистане я поступила на службу в 710-й военно-полевой госпиталь в городе Кандагаре. Звание же у меня было старшего лейтенанта.
Что могу вспомнить о тех годах? Было очень тяжело. Раненых солдат подвозили то и дело. А еще были постоянные обстрелы нашего госпиталя со стороны Пакистана. Он располагался рядом с кандагарским аэропортом «Ариана». Террористы метили в эту воздушную гавань, а попадали ненароком и по нам.
Один раз под такой обстрел я попала самым неудачным образом. Мы перебегали из одного корпуса в другой, и тут мне в ногу вдруг прилетел осколок от снаряда. Ранение было тяжелым. Однако меня прооперировали успешно. Врач, правда, настаивал на том, чтобы я возвращалась домой. Однако я видела, что раненых солдат прибавлялось все больше и больше, а медработников для их спасения катастрофически не хватало. Я приняла решение остаться и продолжить выполнять свой человеческий и профессиональный долг.
- В этом году будет отмечаться 30-ее со дня вывода войск из Афганистана. До сих пор живы многие из участников того конфликта. Однако многие говорят, что, как забыты дети войны, так же забыты и ветераны Афгана. Вы согласны с этим утверждением?
- Не могу сказать однозначно. Но поставить эти две категории граждан на одну ступень в принципе могу. Как у первых Великая Отечественная война отняла детство, так и вторых Афганский конфликт забрал юность. А, если слышаться упреки в адрес государства, то значит они имеют какие-то основания. По крайней мере я могу сказать за детей войны. Они в данный момент в Воронежской области брошены и не получают от властей ничего. Но мы продолжаем бороться, чтобы исправить ситуацию.
На афганской земле
- Как вы стали председателем организации «Дети Великой Отечественной войны»? Какие цели перед собой ставит эта структура?
- В 2013 году депутат Государственной Думы Олег Пахолков стал инициатором того, чтобы в Воронежской области появилась такая организация. Мне выпала честь ее возглавить. Мы неоднократно устраивали митинги, где требовали льгот для детей войны. Направляли обращения к тогдашнему губернатору Алексею Гордееву, спикеру Владимиру Ключникову, затем — Владимиру Нетесову. Но областная власть все время отклоняла эти инициативы. А требовали мы и требуем не золотых гор, а всего лишь ежемесячных бонусов к пенсии и скидок на оплату жилищно-коммунального хозяйства. В ряде регионов России такие законы о детях войны уже действуют. Почему этого нет в Воронежской области?!
Митинг за льготы для детей войны у областной Думы
Кроме того, сейчас мы хотим добиться того, чтобы у нас был поставлен памятник детям войны. Мы также ковали Победу. Почему же теперь мы оказались в забвении?!
Нина Землянская во время акции "Бессмертный полк"
Беседовал Илья Ершов