Воронеж Вторник, 03 декабря
Никель, 08.11.2016 09:05

Ученые развеяли страхи о мышьяке и радиоактивной воде в Новохоперском районе

На очередном «никелевом» общественном совете в стенах регионального парламента развернулась дискуссия.

2 ноября в малом зале Воронежской областной Думы состоялось очередное заседание общественного совета по контролю за освоением медно-никелевых месторождений на Хопре. Эта встреча на сей раз несколько поменяла свой формат, поскольку в силу объективных обстоятельств отсутствовал первый докладчик: директор ООО «Воронежгеология» (подрядчик Уральской горно-металлургической компании) Юрий Копейкин должен был рассказать об исследовании медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе.

В повестке дня осталось всего два вопроса. Время заседания сократилось, но от этого оно не стало менее острым. Первым слово взял член-корреспондент Российской академии наук, профессор Николай Чернышов. Заявленная им тема звучала, как «Сообщение о мышьяке сульфидных медно-никелевых месторождений». Ученый заявил, что к выступлению он не готовился, поэтому хочет просто в общих чертах высказать свое опасение. И касалось оно не никеля, а мышьяка.

- Содержание этого вещества на Еланском месторождении составляет примерно от 200 до 450 граммов на тонну. А вот, в Елке — до 650 граммов на тонну, - экспрессивно говорил Николай Чернышов.

- Это в руде? Не в породе, а в руде? - уточнил у ученого начальник отдела геологии и лицензирования по Воронежской области, кандидат геолого-минералогических наук Павел Бойко.

- Конечно, в руде. Но руда появляется вместе с породой, - сказал Николай Чернышов. - Помните, что 10% вот этих минерало останутся в хвостах Речь идет о рудных минералах, часть из которых – мышьяксодержащие (хвосты это отходы процессов обогащения полезных ископаемых, а обогащение это, в свою очередь, процесс первичной переработки сырья, выражающееся в отделении рудного компонента от нерудного, т.е. в случае рассматриваемых месторождений сульфидов от силикатов).




В ответ Павел Бойко напомнил присутствующим в зале неспециалистам, что, когда достают горную породу, в ней содержатся, в основном, силикаты. Это породообразующие минералы подавляющего большинства горных пород. В них присутствует лишь небольшое количество рудных проявлений. Например, в изученных месторождениях юго-востока Воронежской области собственно руды в породе содержится в количестве менее 10%. Из этой цифры на сульфиды мышьяка приходятся первые проценты от общего количества руд, сложенных главным образом сульфидами железа, никеля и меди. Тем более, в каждом сульфиде самого мышьяка содержится лишь какая-то малая часть. Также Павел Бойко напомнил, что все сульфиды, в том числе и мышьяксодержащие практически нерастворимы в воде. Кроме того, сульфиды сложно отделимы друг от друга в процессе флотации (именно этот способ предполагает компания в качестве технологии первичного обогащения), а значит будут выделены в общей массе и переправлены на Урал. Таким образом, Павел Бойко снизил накал дискуссии, объяснив собравшимся, что в конечном итоге названная Николаем Чернышовым цифра уменьшается как минимум на два порядка, а значит в отвалах и хвостах останется не более 4,5 6 грамм на тонну. А это — средний показатель по земной коре.

Свои разъяснения внес и начальник управления недропользования ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (лицензиат работ, входит в УГМК) Александр Плаксенко. Он сказал, что, если медно-никелевые месторождения будут осваиваться, то этим займутся высококвалифицированные специалисты, аккумулирующие на сегодняшней день опыт самых современных и передовых мировых компаний в области металлургии. Если решение о строительстве ГОКа все же будет принято (что станет ясно, в лучшем случае, к концу 2017, началу 2018 года), то добыча будет вестись максимально безопасно. Все детали и риски будут освещены в проекте, обсуждение которого и общественные слушания придутся не раньше, чем 2019 год.


Следующим докладчиком стал доцент кафедры ядерной физики ВГУ Дмитрий Любашевский. Он рассказал о радиоактивности минеральных вод на Хопре. По словам ученого, максимум, который был зафиксирован им с коллегами, наблюдался только в селе Пыховка. Там дозиметр около скважины показал около 70 микрорентген в час. Однако, если отойти на два метра, то прибор уже показывает около 15 микрорентген в час. Подобный показатель уже соответствует всем нормам. На самих месторождениях радиационный фон по-прежнему в норме.




Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Продукты: Никель Места: Воронежская областьОрганизации: УГМК
0
0