Политика,
22.02.2013 17:02
В Воронежской области меняют схему выборов: Это выгодно единороссам
Тихая электоральная революция начинается в Рамонском районе Воронежской области. Там депутаты совета Скляевского сельского поселения (пожалуй, это самый низший уровень в иерархии депутатов) воспользовались федеральным законодательством и предложили по новой схеме формировать совет народных депутатов Рамонского района (депутаты на один уровень выше).
Если кратко, то модель выглядит так:
1. Всенародные выборы в районный совет депутатов отменяются.
2. Районный совет депутатов формируется из глав поселений (сел, деревень). Плюс туда же делегируют представителей от депутатов сельских поселений.
Мы уже сообщали, что депутат Государственной Думы от КПРФ Руслан Гостев передал письмо губернатору Воронежской области Алексею Гордееву с просьбой повлиять на проводимую в Рамонском районе процедуру.
Как сообщил председатель районного совета народных депутатов Николай Сомов (КПРФ), данную инициативу уже поддержали депутаты 13 сельских поселений Рамонского района.
По всей видимости, скоро инициатива поступит на рассмотрение депутатам районного совета, где абсолютное большинство депутатов от Единой России.
Оппозиционные политики региона единодушно выступили против.
- Такое впечатление, что в Воронежской области обкатывается схема отмены выборов, - заявил депутат Госдумы, лидер регионального отделения партии Справедливая Россия Олег Пахолков.
- Тогда ни один оппозиционный кандидат не сможет пройти «муниципальный фильтр» на выборах губернатора, - уверена председатель воронежского регионального отделения партии «Яблоко» Татьяна Шкред.
- Это выгодно представителям Единой России , которые не верят в свою возможность победить на выборах в честной борьбе, - считает представитель Солидарности Александр Болдырев.
Секретарь регионального отделения «Единой России», вице-спикер Воронежской областной Думы Владимир Нетесов считает, что такие изменения не ограничат права избирателей:
- Мы живем в свободной стране. Жители Рамонского района сами решают, какую модель муниципальных выборов им применять согласно федеральному законодательству. Мы за выбор граждан, за их волеизъявление. И если они поддерживают инициативу по изменению порядка формирования Совета народных депутатов, что не противоречит российскому законодательству, то ни о каком ограничении прав избирателей речи быть не может.
Доктор политических наук Владимир Слатинов довольно тщательно изучил вопрос и считает, что эта инициатива в том числе связана и с грядущими выборами губернатора Воронежской области:
- Попытка перейти к схеме формирования представительного органа муниципального района согласно пп.1 п.4 ст. 35 ФЗ № 131 в условиях падения электорального рейтинга «партии власти» и роста протестных настроений вполне объяснима.
Указанная схема исключает прямые муниципальные выборы депутатов представительного органа и заменяет их формирование по квоте из депутатов представительных органов поселений и их глав.
У нынешней власти, стремящейся во что бы ни стало не допустить побед оппозиции даже на локальном уровне, все больше проблем с институтом выборов как таковым. Поэтому, даже постоянно трансформируемые электоральные правила игры и окончательное встраивание избиркомов в «вертикаль» не считаются стопроцентной гарантией от поражения.
В этом смысле от выборов лучше вообще отказаться, физически сжимая количество и периодичность избирательных кампаний. На федеральном уровне это видно на примере увеличенных сроков деятельности президента и Госдумы, на региональном – при отмене губернаторских выборов, их возвращении под давлением протестов в паллиативной форме (с фильтром), и новом законопроекте, позволяющем опять их отменять.
На местном уровне 131-ФЗ дал властям правовой инструмент для фактической отмены двух типов выборов – глав муниципальных образований, являющихся главами администраций (переход к модели с нанимаемым сити-менеджером) и депутатов муниципальных районов в указанном выше случае.
Переход к формированию представительного органа района из депутатов поселений и глав будет означать, что политическая борьба на районном уровне за представительный орган упраздняется и перемещается на уровень поселений. Чем ниже уровень выборов, тем значимее становятся не политические, а личностные факторы. Возможность административного давления на жителей и депутатов поселений – выше.
Грубо говоря, управлять выборами в поселении власти проще. Во всяком случае, оппозиция в лице партий пока не освоила инструментария активной борьбы на этом уровне. Далее – понятно, что решения о делегировании в состав представительного органа района будут приниматься под определяющим влиянием глав поселений, которых довольно легко встроить в «вертикаль», используя как административные, так и бюджетные возможности (почти все поселения убыточны и глубоко дотационны).
Так что получить абсолютно лояльный и нужный с точки зрения партийной идентификации состав районного представительного органа при такой схеме намного проще, нежели при прямых выборах.
И, наконец, одна из главных причин. 131-ФЗ четко устанавливает, что при численности населения более 30 тысяч человек представительный орган должен иметь минимум 20 депутатов, а другая статья закона предписывает обязательность формирования половины состава представительного органа по партийным спискам, если в нем два десятка и более человек. Таким образом, все районы с численность населения более 30 тысяч человек обязаны избирать половину состава представительных органов по партспискам (Единая Россия в таком случае получит меньше мандатов - прим. ред.) По всей видимости, поэтому власти решили применить новую схему.
Проседание рейтинга «Единой России», очевидно, повлечет за собой плюрализацию партийного состава представительных собраний. А партийность депутатов муниципалитетов теперь – важный ресурс на губернаторских выборах при сборе подписей для преодоления «муниципального фильтра». Переход же к формированию состава представительных собраний из депутатов поселений и их глав отменяет действие статьи про половину депутатов избранных по партспискам.
Несложно догадаться, что управляемость процесса формирования составов таких собраний приведет к полному преобладанию там единороссов или лояльных власти беспартийных. Фактически рассматриваемая модель означает встраивание представительных органов районов в пресловутую «вертикаль власти».
Читать по теме:
В Воронежской области обкатывают законодательную схему отмены муниципальных выборов Новости на Блoкнoт-Воронеж
Если кратко, то модель выглядит так:
1. Всенародные выборы в районный совет депутатов отменяются.
2. Районный совет депутатов формируется из глав поселений (сел, деревень). Плюс туда же делегируют представителей от депутатов сельских поселений.
Мы уже сообщали, что депутат Государственной Думы от КПРФ Руслан Гостев передал письмо губернатору Воронежской области Алексею Гордееву с просьбой повлиять на проводимую в Рамонском районе процедуру.
Как сообщил председатель районного совета народных депутатов Николай Сомов (КПРФ), данную инициативу уже поддержали депутаты 13 сельских поселений Рамонского района.
По всей видимости, скоро инициатива поступит на рассмотрение депутатам районного совета, где абсолютное большинство депутатов от Единой России.
Оппозиционные политики региона единодушно выступили против.
- Такое впечатление, что в Воронежской области обкатывается схема отмены выборов, - заявил депутат Госдумы, лидер регионального отделения партии Справедливая Россия Олег Пахолков.
- Тогда ни один оппозиционный кандидат не сможет пройти «муниципальный фильтр» на выборах губернатора, - уверена председатель воронежского регионального отделения партии «Яблоко» Татьяна Шкред.
- Это выгодно представителям Единой России , которые не верят в свою возможность победить на выборах в честной борьбе, - считает представитель Солидарности Александр Болдырев.
Секретарь регионального отделения «Единой России», вице-спикер Воронежской областной Думы Владимир Нетесов считает, что такие изменения не ограничат права избирателей:
- Мы живем в свободной стране. Жители Рамонского района сами решают, какую модель муниципальных выборов им применять согласно федеральному законодательству. Мы за выбор граждан, за их волеизъявление. И если они поддерживают инициативу по изменению порядка формирования Совета народных депутатов, что не противоречит российскому законодательству, то ни о каком ограничении прав избирателей речи быть не может.
Доктор политических наук Владимир Слатинов довольно тщательно изучил вопрос и считает, что эта инициатива в том числе связана и с грядущими выборами губернатора Воронежской области:
- Попытка перейти к схеме формирования представительного органа муниципального района согласно пп.1 п.4 ст. 35 ФЗ № 131 в условиях падения электорального рейтинга «партии власти» и роста протестных настроений вполне объяснима.
Указанная схема исключает прямые муниципальные выборы депутатов представительного органа и заменяет их формирование по квоте из депутатов представительных органов поселений и их глав.
У нынешней власти, стремящейся во что бы ни стало не допустить побед оппозиции даже на локальном уровне, все больше проблем с институтом выборов как таковым. Поэтому, даже постоянно трансформируемые электоральные правила игры и окончательное встраивание избиркомов в «вертикаль» не считаются стопроцентной гарантией от поражения.
В этом смысле от выборов лучше вообще отказаться, физически сжимая количество и периодичность избирательных кампаний. На федеральном уровне это видно на примере увеличенных сроков деятельности президента и Госдумы, на региональном – при отмене губернаторских выборов, их возвращении под давлением протестов в паллиативной форме (с фильтром), и новом законопроекте, позволяющем опять их отменять.
На местном уровне 131-ФЗ дал властям правовой инструмент для фактической отмены двух типов выборов – глав муниципальных образований, являющихся главами администраций (переход к модели с нанимаемым сити-менеджером) и депутатов муниципальных районов в указанном выше случае.
Переход к формированию представительного органа района из депутатов поселений и глав будет означать, что политическая борьба на районном уровне за представительный орган упраздняется и перемещается на уровень поселений. Чем ниже уровень выборов, тем значимее становятся не политические, а личностные факторы. Возможность административного давления на жителей и депутатов поселений – выше.
Грубо говоря, управлять выборами в поселении власти проще. Во всяком случае, оппозиция в лице партий пока не освоила инструментария активной борьбы на этом уровне. Далее – понятно, что решения о делегировании в состав представительного органа района будут приниматься под определяющим влиянием глав поселений, которых довольно легко встроить в «вертикаль», используя как административные, так и бюджетные возможности (почти все поселения убыточны и глубоко дотационны).
Так что получить абсолютно лояльный и нужный с точки зрения партийной идентификации состав районного представительного органа при такой схеме намного проще, нежели при прямых выборах.
И, наконец, одна из главных причин. 131-ФЗ четко устанавливает, что при численности населения более 30 тысяч человек представительный орган должен иметь минимум 20 депутатов, а другая статья закона предписывает обязательность формирования половины состава представительного органа по партийным спискам, если в нем два десятка и более человек. Таким образом, все районы с численность населения более 30 тысяч человек обязаны избирать половину состава представительных органов по партспискам (Единая Россия в таком случае получит меньше мандатов - прим. ред.) По всей видимости, поэтому власти решили применить новую схему.
Проседание рейтинга «Единой России», очевидно, повлечет за собой плюрализацию партийного состава представительных собраний. А партийность депутатов муниципалитетов теперь – важный ресурс на губернаторских выборах при сборе подписей для преодоления «муниципального фильтра». Переход же к формированию состава представительных собраний из депутатов поселений и их глав отменяет действие статьи про половину депутатов избранных по партспискам.
Несложно догадаться, что управляемость процесса формирования составов таких собраний приведет к полному преобладанию там единороссов или лояльных власти беспартийных. Фактически рассматриваемая модель означает встраивание представительных органов районов в пресловутую «вертикаль власти».
Читать по теме:
В Воронежской области обкатывают законодательную схему отмены муниципальных выборов Новости на Блoкнoт-Воронеж