Вода не прощает ошибок
День начинается с развода
Со 2-го июня, когда по окончанию нереста рыбы будет разрежено судоходство, начнется самая ответственная и опасная пора для сотрудников речной полиции. Однако и в течение всего года им не приходится отдыхать, а риск у них постоянный. Слишком уж необычная и коварная их территория, поражающая не только своей величиной, но и непредсказуемостью.
Протяженность акватории водохранилища – 70 квадратных километров. Работают же полицейские, в основном, от плотины до Чертовицкого моста. А по мере возможности выезжают на катерах дальше, вплоть до Рамонского моста. И каждый день несут службу, патрулируя и выходя в рейды совместно с сотрудниками Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС России по Воронежской области, или рыбинспекцией.
- День у нас начинается в 8 утра с развода в полку патрульно-постовой службы, в состав 3-го батальона которого входит наш взвод. Там сотрудники вооружаются, - рассказывает Сергей Бортников. - В 9 часов мы приезжаем на место нашей дислокации, готовим маломерные суда и выходим на них на воду.
Тут, как и в любом полицейском подразделении, трудятся круглые сутки. Из 25-ти человек, состоящих в штате речной полиции, каждый задействован в зависимости от графика дежурств и полученного задания. Ежедневно выходят на воду по 2 сотрудника и двое заступают на сутки. Плюс работает ещё и патрульный автомобиль, который курсирует по берегу, как помощь.
Служба круглый год
Чем же занимаются эти люди?
Базируясь на полуостровной косе возле Чернавского моста, речные полицейские несут напряженную службу в течение целого года. Но к усиленному патрулированию на катерах они приступают с 20 апреля, когда начинается весенний нерестовый период, и завершают его, когда заканчивается навигация, примерно, до 1 ноября. Время и место проведения патрулирования, естественно, никому не разглашаются. Например, с рыбинспекцией полицейские договариваются об этом за сутки.
- Работая с рыбинспекцией, мы изымаем из воды сети, в том числе и бесхозные, - продолжает командир речного взвода. – А если мы сталкиваемся с браконьерами без рыбнадзора, то представляемся, заставляем их причалить к берегу и вызываем опергруппу из любого района, которая приезжает и оформляет все материалы. Изредка с рыбинспекцией мы выходим и на Дон. Привлекают нас специально потому, что без нашего участия люди могут просто не остановиться и не так сильно пререкаются, как способны нахамить рыбинспектору.
Зимой полицейские также контролируют акваторию, только уже по льду. На снегоходе они объезжают пристани, и, как правило, работают тоже с рыбинспекцией, ведь и подо льдом горе-рыбаки ставят сети или косынки.
- У браконьеров есть специальные торпеды, которые ездят подо льдом, - говорит Бортников. - Эти торпеды начинают работать после того, как лед пробурят и поставят перетяжку. Потом сеть привязывают к перетяжке и затаскивают под лед. А наша задача состоит в том, чтобы, наблюдая издалека, дождаться такого момента, когда браконьер ставит или снимает сеть. А затем составляется материал за незаконный лов рыбы. Браконьерничают же, главным образом, в районе Плавней или на Березовском затоне.
Спасатели в погонах
Разумеется, приходится речным полицейским и спасать людей. Буквально год назад в мае они возвращались на базу и обнаружили, что возле Северного моста плывет женщина. Едва приподняв руку, обессилевшая, она уже стала уходить под воду. И тогда прапорщик полиции Александр Стрыгин прыгнул в реку и спас её. Когда женщину вытащили и привезли на базу, то сразу согрели, надели на нее фуфайку и налили ей горячего чая. Тонувшая была неадекватна. С её слов потом стало известно, что она хотела покончить жизнь самоубийством.
А уже 23 февраля этого года под лед провались двое ребятишек. Это случилось во время проведения праздничного фейерверка, в охране которого полицейский взвод принимал участие. Детишки решили перебежать по льду водохранилища под Чернавским мостом, и там, где слив идет с водостоков, не зная, что в этом месте тонкий лёд, они провалились. И два сотрудника, которые охраняли салют, увидели это и вытащили мальчишек. Потом их привезли на пристань, тоже обогрели, напоили чаем и вызвали родителей, которые сердечно благодарили спасителей своих детей.
Участвуют полицейские и в патрулировании, когда происходит таянье льда. Они объезжают акваторию по берегу на машине и по тонкому льду вместе с сотрудниками ГИМСа на их катере с воздушной подушкой. По мегафону они предупреждают рыбаков о необходимости покинуть лёд.
К сожалению, нередко приходится сталкиваться речным полицейским с людским горем. Именно они первыми помогают сотрудникам отделов полиции, которые обслуживают прибрежную территорию, доставать из воды утопленников. Вылавливают они и криминальные трупы, сброшенные преступниками с моста.
Лето – пора тяжелая
Особое напряжение и нервную нагрузку испытывают сотрудники воронежской речной полиции в летний период. А самые тяжелые для них дни – пятница, суббота и воскресенье, когда проводится патрулирование по пляжам. Оно проходит с 9-ми утра и до 8-ми вечера. Но нарушения там, как правило, начинаются ближе к обеду.
- В основном, они касаются, конечно же, катеров, - говорит Сергей Бортников. - Сейчас пока относительно спокойное время, нарушений ещё мало. В июне же, когда откроется навигация, будет несколько тысяч маломерных судов, и с каждым годом их становится всё больше и больше. Так, по сравнению с 2000 годом, сейчас их увеличилось в 10 раз! Если раньше при патрулировании, нам встречались только деревянные лодки, «Казанки» и «Прогрессы», то теперь нередки огромные речные и морские катера с моторами до двухсот лошадиных сил.
В прошлом году под винт такого катера возле отроженского острова попала женщина. Дело раскрыли, и виновник понес уголовное наказание. В данном случае, беда произошла по вине судоводителя. Но бывали случаи, когда виноватыми оказывались сами купающиеся люди. К примеру, переплывает человек водохранилище, а катер может его просто не заметить. Для этого на его голову должна быть надета либо красная шапочка, либо он должен махать рукой, чтобы водитель катера смог это увидеть.
Что касается катеров, то полицейские периодически проверяют их и на предмет наличия боеприпасов и оружия. Часто люди с собой берут незарегистрированные ружья. Бывают звонки о том, что на территории водохранилища стреляют из ружья по уткам. Поэтому приходится выезжать и проверять все идущие навстречу катера.
Выезжают сотрудники взвода и на водные происшествия, когда катера сталкиваются, хотя это бывает довольно редко. Например, в прошлом году на понтон залетел катер, и им пришлось разбираться: кто, зачем и куда ехал.
Оперативность и опыт – главные козыри
В их обязанности также входит необходимость контролировать скорость передвижения маломерных судов и гидроциклов, которая вдоль пляжей не должна превышать 15-ти километров в час. Так, 17 мая на предупреждение полицейских не стали останавливаться гидроциклы, которые неслись по водохранилищу с большой скоростью. На трех катерах вместе с сотрудниками ГИМС стражи порядка упорно вели их от Чертовицкого моста, и поймали только за Северным, когда у нарушителей кончился бензин.
Впрочем, не будем перечислять все обязанности речных полицейских. Достаточно сказать, они во многом схожи с задачами территориальной полиции. Поэтому по жалобам граждан они выявляют хулиганов, пьяниц и наркоманов на самих пляжах, осуществляют охрану порядка на всех спортивных соревнованиях, которые проводятся на воде, задействованы на всех мероприятиях, проходящих на Адмиралтейской площади, перекрывают мосты, по которым проезжают охраняемые лица.
Важно отметить, что в работе людей этого подразделения очень помогают их новые плавсредства: две небольшие и юркие мотолодки «Стрелки», которые имеют отличное освещение и используются, как днем, так и ночью, патрульный катер «Корвет», который особенно незаменим весной и осенью, потому что закрыт и в нем есть печка, и, разумеется, катер «Азур, который развивает самую высокую скорость.
Так что ребята превосходно оснащены и с честью несут свою службу, хорошо зная акваторию, свои обязанности и умея делать многое из того, чего не умеют полицейские на земле. В их числе можно назвать прапорщиков полиции Алексея Калинина, Александра Стрыгина, водителя Сергея Слободчикова, да и некоторых молодых, недавно попавших во взвод сотрудников. Ведь многие из них в прошлом были матросами, рыбаками и просто заядлыми лодочниками. И поэтому, имея опыт общения с водной стихией, они, как никто, понимают, что в ней нужно быть предельно осторожным, соблюдать все правила и постоянно помнить, что вода не прощает ошибок.
Андрей Зеленин,
фото автора
Новости на Блoкнoт-Воронеж