Воронеж станет еще менее зеленым – в центре города мэрия планирует массовую вырубку и обрезку деревьев
Читайте также:
- Названы адреса домов, которые останутся без воды 23 ноября в Воронеже (22.11.2021 12:15)
- Опасный «чилл» устроили школьники на краю крыши воронежской девятиэтажки (22.11.2021 13:01)
- Депутат облдумы Колыхалин ответил на обвинения в колоссальных долгах в Воронеже (22.11.2021 12:41)
Для нашего города вопрос сохранения и приумножения зеленого фонда – это не только тема экологии и эстетики, но и культурно-историческая ценность, такая же, как для Санкт-Петербурга – его архитектура.
Воронеж всегда был зеленым городом, и этот образ с малых лет живет в сердцах горожан. Поэтому так болезненно, так остро воспринимается очередная новость о том, что где срубили, варварски обрезали или нещадно повредили деревья. Дерево беззащитно, словно ребенок, оно не может дать сдачи (только упасть, если его повреждали, и оно стало аварийным), при этом не видно, чтобы мэрия прикладывала хоть какие-то усилия к защите наших зеленых насаждений – деревья во множестве повреждают, не поливают, варварски обрезают, а потом, когда они начинают хоть немного портиться, тут уже мэрия с невиданной до этого энергией включается в работу и начинает их пилить. Действительно, новости о постоянной вырубке и варварской обрезке приходят постоянно, но много ли вы знаете новостей о том, что взрослые деревья стали поливать или приняты меры, чтобы их не повреждали? К сожалению, сегодняшний материал не выбивается из нашего печального экологического тренда – он не про полив и защиту, а про вырубку и кронирование.
Итак, сайт госзакупок сообщает нам, что 19 ноября завершился поиск подрядчика на выполнение работ по вырубке и обрезке деревьев, корчевке пней, сбору и вывозу порубочных остатков на территории Ленинского района.
На центральных улицах города планируют вырубить около 40 деревьев, а всего - 59.
Также планируется обрезка (прежде всего кронирование) 59 деревьев, из них более 30 – в центре города.
Больше всего зелени мы лишимся на улицах Кирова, Станкевича, Пушкинской, Красноармейской и Куколкина.
Надо сказать, что Кирова за последние годы и так потеряла много озеленения.
А сейчас, видимо, потеряет еще больше, и мы постепенно лишимся последних зеленых участков на этой улице.
Также особенно жалко аллею на улице Станкевича (рядом со «Строяком») – это одна из последних целостно-зеленых улиц нашего города, но и сюда добрались рубка и кронирование.
Если мы говорим о вырубке, то вырубать аварийные деревья конечно нужно, но решение об этом нужно принимать очень осторожно, помня, что взрослое дерево – крайне ценный городской объект (стоит, как спортивный автомобиль и растет полстолетия, если еще вырастет). Поэтому рубить дерево можно, только имея точное понимание, что оно вот-вот упадет.
Тут нужно сказать, что к Постановлению городской администрации от 25 февраля 2013 года №163 «О создании комиссий по обследованию зеленых насаждений при управах районов городского округа город Воронеж», которое регламентирует критерии вырубки деревьев, много вопросов.
Во-первых, далеко не все критерии для вырубки носят точный и однозначный характер. Например, «крупное дупло» - это что, это дупло какого размера? Вам кажется, что крупное, а кому-то кажется, что нет.
Во-вторых, норматив написан так, что в нем не видно приоритета сохранения деревьев. Складывается ощущение, что скорее их «будут рубить по любому малому поводу». Вот, например, можно рубить усыхающие деревья и деревья, утратившие декоративность, вместо того, чтобы попытаться их спасти.
Понятно, что рубить всегда легче, и это, наверное, было бы оправдано, если бы на их месте высаживали большие 8-9-метровые деревья, и они хорошо росли. Но, когда вместо полувековых взрослых деревьев сажают 1-2-метровые «ветки», большая часть из которых потом погибает, наверное, стоит куда больше ценить взрослые деревья, которые у нас еще остались. Про декоративность, кстати, тоже непонятно, кто решает утратило дерево декоративность или нет – это субъективизм.
Отдельно стоит сказать про обрезку вообще и кронирование в частности. Без преувеличения можно сказать, что обрезка в ее нынешнем виде – это наша «экологическая боль». По-хорошему омолаживающей обрезке должны подлежать только пирамидальные тополя с усыхающей кроной. Что касается аварийных деревьев (кроме пирамидальных тополей), то можно с помощью обрезки уменьшать их парусность (и аварийность), однако величина этой обрезки зависит от породы: если вязы неплохо переносят обрезку, то каштаны, дубы и березы – наоборот. Но даже вязы нужно обрезать лишь частично, удаляя не более 30% кроны, иначе вполне может быть, как с деревом за областным правительством, которое после кронирования, так и не сумело отрасти.
И конечно, после любой обрезки за ослабленным деревом нужен усиленный уход, чего у нас, к сожалению, не увидишь.
Но ладно вязы. Согласно документации тендера, кронировать хотят и липы! Видимо, опыт кронирования лип на проспекте Революции, после которой часть из них просто засохла, городскую администрацию никак не смутил, и она и решила дальше продолжать «прекрасный опыт» кронирования лип.
Насчет кронирования пирамидальных тополей тоже есть вопросы. Дело в том, что омолаживающую обрезку (кронирование) по нормативам применяют к деревьям с усыхающей кроной, поэтому она и называется омолаживающей. Применять ее к деревьев с пышной зеленой кроной – бессмысленно и даже вредно, это как отрезать у человека здоровый палец.
В этом ключе понятно, почему полтора года назад нужно было кронировать некоторые тополя на улице Кольцовской – у них была усыхающая крона (хотя кронировали все без разбора, и с нормальной кроной в том числе).
Но вот зачем кронировать пирамидальные тополя с идеальной густой зеленой кроной – большой вопрос. Пуха от этих тополей, как мы знаем, нет.
Сложно это объяснить чем-то кроме желания освоить бюджетные (то есть народные) деньги. Но самое неприятное здесь, что будет причинен бессмысленный вред деревьям.
Еще пару слов про обрезку каштанов – тут предусмотрена санитарная обрезка, а не кронирование, и это правильно. Но кто ее будет производить – опытный арборист с профессиональными инструментами, который зимой без листьев может понять, где сухая ветка, а где нет, или обычный рабочий с бензопилой, нанять которого дешевле всего? Если последний, то вред каштанам и другим ценным породам, плохо переносящим обрезку, может быть нанесен очень большой. Теперь попробуйте догадаться, кто будет резать каштаны: арборист или рабочий?
И напоследок хотелось бы сказать еще об одном немаловажном аспекте этой ситуации – информировании,и в целом о работе с горожанами. Если заранее не объяснять жителям города, почему вы будете рубить и обрезать конкретно их любимые деревья (да и деревья в городе вообще), то администрация раз за разом будет натыкаться на скандалы, причем каждый следующий будет крупнее предыдущего (терпение людей не безгранично). Так было с вырубкой и обрезкой деревьев в парке Тельмана, когда местные жители в один прекрасный день пошли прогуляться по любимому парку, а парка то и нет…
А потом пресс-служба мэрии почти под каждым комментарием у Варламова писала про то, что так было надо, деревья были аварийные и так далее. Вот только много ли людей в это поверило?
Тут городу нужно перенимать опыт областного департамента экологии – там заранее объявили о вырубке в лесопарке Оптимистов и пригласили местных жителей контролировать работы и смотреть какие деревья будут рубить.
Вопрос работы с горожанами – это прежде всего вопрос к пресс-службе, однако пока в этом направлении делается мало или вообще ничего. Стоит вспомнить вырубку деревьев в сквере на Ворошилова, когда пресс-служба сообщила в СМИ информацию про вырубку деревьев в день вырубки, когда люди уже стали звонить в полицию, увидев технику и рабочих с бензопилами.
К слову, по данной вырубке и обрезке деревьев в Ленинском районе никакой информации мэрия так и не дала (сами раскопали на госзакупках) – был бы сюрприз.
Таким образом, работа пресс-службы городской администрации по данному направлению достаточно неэффективна с точки зрения пользы горожан – вместо того, чтобы работать с людьми, рассказывать и показывать, где и почему будут рубить и обрезать деревья, народные деньги идут на пиар самой администрации, выпускающей позитивные пресс-релизы про свою работу.
Со своей стороны наш Институт общественного контроля обязуется связаться с мэрией и разобраться, что и зачем будет рубиться и обрезаться. О результатах будет отдельный материал.
Глава Института общественного контроля Вячеслав Минаков