Воронежцам напомнили о зловещем восстановлении Чернавского моста
Фото Дениса Дударева
Читайте также:
- Воронежцам напомнили, как выглядела Застава шесть лет назад (11.05.2018 00:03)
- Воронежцам напомнили, где однажды в их городе выступал Виктор Цой (30.04.2018 23:01)
- Воронежцам напомнили, какие цены в городе были в 2005 году (30.04.2018 09:05)
Сооружение с богатейшей историей восстанавливали без малого 19 лет, и это время было отмечено чередой трагедий.
Утром 18 мая воронежец Денис Дударев опубликовал фотографию, сделанную много лет назад. На этом снимке показывалось то, как проводилась реконструкция Чернавского моста. Было запечатлено, как пока монтировался основной пролет сооружения. Автомобили же и пешеходы перемещались по соседнему
- Полотно временного моста переместили на новые опоры, правее по кадру, оно стало проезжей частью для едущих с левого берега. Для движения с правого берега на левый собирали полностью новую конструкцию, - прокомментировал снимок местный житель Александр Князев.
Наше издание хотело бы напомнить о том, какую богатейшую и печальную историю таит в себе Чернавский мост. Кстати, назвать то восстановление конструкции, о котором напомнил Денис Дударев, назвать, кроме, как зловещим, нельзя никак назвать.
Чернавский мост был первой водной «артерией» в столице Черноземья. Его построили в начале XVI века, чтобы соединить берега реки Воронеж. Сооружение было наплавным и много раз перестраивалось. Его сносило во время весенних половодий. В 1768 году для Чернавского моста срубили 10-метровые сваи из дубов Чижовской рощи. Этот мост простоял до 1824 года. Тогда на его месте было выстроено новое деревянное сооружение. Однако и оно быстро пришло в негодность. Мост дважды подвергался глобальной реконструкции во второй половине XIX века.
- Свое название Чернавский мост получил из-за Чернавого (то есть красивого) луга на берегу реки. Сооружение же построенное в 1824 году называли также Митрофановским (по устроенной в нем часовне во имя Святителя Митрофана) и Синельниковским (по фамилии тогдашнего губернатора), - говорится в исторических хрониках. - Бетонный Чернавский мост через реку Воронеж сразу же превратился в визитную карточку города. Он служил воронежцам верой и правдой 67 лет. В июне 1942 года его взорвали наши саперы для того, чтобы не дать фашистам прорваться на левый берег. Уцелевшие остатки старого Чернавского моста можно было увидеть еще пару десятилетий назад: несколько пролетов в районе левого берега долго оставались неубранными.
Когда в 50-е годы 20 века Воронеж восстанавливался из руин, на месте уничтоженного Чернавского моста была выстроена высокая арочная конструкция на шести опорах. Ее протяженность составила 364 метра. Мост сразу же стал одним из самых узнаваемых символов Воронежа. Ни один набор воронежских открыток не обходился без изображений Чернавского моста.
Период рабочего энтузиазма воронежцев прошел вместе с восстановлением родного города. Жизнь вошла в безмятежное русло, и у Чернавского моста начали появляться проблемы. В 1972 году пойму реки Воронеж власти залили водой, создав Водохранилище. Опоры Чернавского моста не были рассчитаны на водную среду. При прежнем строительстве сооружения использовались солевые добавки-пластификаторы. Их контакт с водой спровоцировал процесс коррозии несущей арматуры. Красавец-мост медленно и верно стал разрушаться. Не помогла даже попытка усилить несущие конструкции. Исследования показали – процесс разрушения необратим.
- Тогда власти признали состояние Чернавского моста аварийным. В 1990 году началась его реконструкция, и работы разделили на три этапа. На первом из них, до 1996 года осуществляли возведение временного моста. Все в это время воронежцы рисковали своей жизнью, поскольку по аварийному сооружению продолжалось автомобильное движение. На втором этапе проводился демонтаж аварийного моста. И, наконец, на третьем – строились новые опоры, - рассказывает журналисту «Блокнот Воронеж» преподаватель ВГАСУ. – Что же касается временного моста, то его эксплуатировали до 1 декабря 2008 года. В сентябре 2009 года прошли первые успешные испытания Чернавского моста. Они показали, что нарушений при его строительстве не было. В октябре же 2009 года там было открыто автомобильное движение после 19-летней реконструкции. За все это время на строительство было потрачено более 1,2 миллиарда рублей. По предварительным прогнозам, гарантийный срок нового Чернавского моста – не меньше века. Будем надеяться, что так и будет.
Воронежцы говорят, что Чернавский мост является очень несчастливым. В 2004 году во время строительных работ произошло сразу две трагедии. Так, 16 января 25-летний монтажник Роман Барков поскользнулся и упал с большой высоты на лед. Смерть наступила мгновенно. А, 21 июля того же года в воду рухнул 55-метровый пролет старого Чернавского моста. Он увлек за собой семерых рабочих. Один из них – 42-летний строитель Джумалган Аралбаев так и не вынырнул. Водолазы только через час достали его тело. С тех пор в народе стали распространяться слухи о фатальной невезучести моста.
Илья Ершов