Воронеж Вторник, 19 марта
Общество, 25.05.2018 08:30

Нас буквально головой окунули в чан с дерьмом, - волонтер воронежского поискового отряда

25 мая во всем мире считается Международным днем пропавших детей.

История праздника уходит корнями в далекое прошлое, когда в 1979 году в Америке пропал мальчик Эвиан Пейтс шести лет. На его поиски отозвалось большое количество неравнодушных людей, однако ребенка так и не нашли. Сегодня существует большое количество волонтеров, помогающих государственным органам в поиске пропавших людей, в том числе малышей и подростков.

В честь Международного дня пропавших детей «Блокнот» решил разобраться в специфике волонтерства и поискового движения. Для этого наша редакция побеседовала с одним из организаторов поисково-спасательного отряда «Черноземье» Евгением Сухочевым. В ходе беседы мы выяснили, как происходит поиск пропавших и что нужно помнить родителям, чтобы их дети не терялись.

- Расскажите про деятельность поисково-спасательного отряда «Черноземье»

- Поисково-спасательный отряд является связующим звеном между государственными органами и простыми гражданами. Когда человек пропадает, родственники и близкие в первую очередь должны заявить в полицию, а если пропал ребенок, то ставят в известность также следственный комитет и МЧС, особенно, если это произошло где-то в естественное среде, дикой природе. Конечно, сотрудники полиции, СК, МЧС, отдел по делам несовершеннолетних свою функцию выполняют в полном объеме, но выполняют они настолько, насколько это возможно при текущем личном составе, при текущем финансировании и оборудовании. Смысл существования волонтеров в том, чтобы помочь органам искать людей.

Порой родственники не знают, как обратиться с заявлением о пропаже. К сожалению, бывают другие моменты, как это было на Новый год, 1 января, люди пытались написать заявление, к ним пришли товарищи местные полицейские и сказали ждать три дня. На самом деле не надо ждать никаких трех дней, а нужно обращаться сразу. Может быть, некоторые боятся обратиться в полицию и обращаются напрямую к нам.

Естественно, мы начинаем работать только после написания заявления в полицию о пропаже. В отдельных случаях, когда пропал маленький ребенок или человеку угрожает опасность, если незамедлительно надо искать, то мы сразу же приступаем к поискам, но опять же после начала нашей деятельности заставляем родственников или заявителей обратиться в полиции, потому что ни одни поиски без этого не проходят.


Поисковый отряд на собрании по вопросам взаимодействия с органами МВД и МЧС

- Какое количество волонтеров состоит в отряде?

-Сложно сказать. У нас есть оперативный чат, в нем на сегодняшний день 32 человека. Мы не гонимся за количеством, нам главное качество, так как много людей может привести к затаптыванию следов и к бестолковому брожению.

- Волонтерство – это хобби?

- Это не хобби, скорее всего, это призвание. Правильно сказал Борис Лейтес – руководитель петербургского отряда «Экстремум», что есть спасатели, пожарные, врачи - они спасают людей и тем самым удовлетворяют свою жажду помочь обществу, быть полезными. А есть кассиры, парикмахеры – эти люди вроде и работают, но они начинают чувствовать, что могли бы делать больше и быть полезными в обществе. Некоторые хотят чувствовать себя героями, и именно эти люди составляют основной костяк волонтерских отрядов. Самое главное, чтобы в жизни человек был реализован, если он приходит за этим в отряд – это путь пагубный, он приводит к скандалам и реализации своих амбиций в ущерб поисковой деятельности.

- Вы имеете финансовую выгоду от того, чем занимаетесь?

- К сожалению, существуют отряды, которые зарабатывают на поиске, мы на этом не зарабатываем, хотя слухи такие ходят. Я, например, работаю хирургом, и недоброжелатели пустили слухи, что я обираю пациентов, и на этом существует наш отряд. Это не так. Отряд существует на наши деньги, никакой финансовой выгоды мы не получаем. Это чистый энтузиазм.

- Чем отличается поиск взрослого человека от поиска ребенка?

- Возьмем детей дошкольного возраста. Взрослый человек имеет некий жизненный опыт, имеет связи и друзей. Большая часть пропавших взрослых – это люди, которые по каким-то причинам захотели прервать связи с семьей, уехать из города или попали в криминал. В этом случае именно полиция проводит розыскную деятельность. Здесь наша помощь заключается только в распространении информации с согласия ведомства. Благодаря такому информированию люди стали находится.

Ребенок- это человек потерявшийся, которого надо найти (естественно, среди взрослых тоже такие встречаются). Ребенок может убежать куда-то в поле, в посадки. Очень часто детей находят уже утонувшими в воде. При поиске детей мы всегда делаем выезд.


Полевой выезд во время поиска мальчика, заблудившегося в метель

- Все чаще мелькают ориентировки о пропаже детей-подростков …

- Да, часто в последнее время размещаем ориентировки на детей после десяти лет. Но это бегунки и мы их не ищем. Все эти ориентировки размещены по просьбе полиции и сотрудников отдела по делам несовершеннолетних. Мы бегунков не ищем, потому что человек сознательно ушел из дома и что будет, когда он узнает, что его ищут, неизвестно. Он может спрятаться еще больше или что-то с собой сделать, что-то неразумное, чтобы его не нашли. Всякое бывает.

- От чего зависит шанс найти ребенка живым?

От оперативности выезда и организованности поиска. По маленьким детям мы начинаем работать незамедлительно. За час ребенок может пройти два-три километра совершенно спокойно. Поэтому со следственным комитетом была такая договоренность, что лучше выехать и вернуться домой, чем потерять два часа на выяснение обстоятельств и найти труп.

- Какие советы можно дать родителям, чтобы дети не пропадали?

- Лучше следить за ребенком. У меня самого двое детей, и скоро появится третий, но никогда никто не терялся.

- Если все-таки недосмотрели за ребенком, какие первые шаги должен предпринять родитель?

- Обратиться в полицию и хорошо бы обратиться в волонтерский отряд, если полиция не может дать сразу ответной реакции. Но в последнее время, после смерти маленького Артема на пропажу детей стала более острая реакция и гораздо больше сейчас случаев с благополучным исходом. Благодаря своевременному реагированию.

- Следите за жизнью ребенка после того, как его нашли?

- Да, в особых случаях или в сложных ситуациях, когда есть проблемы в семьях, пытаемся помогать некоторым потеряшкам. Таких у нас 5-7 человек. Привозим игрушки, если ребенок, которого мы искали, из неблагополучной семьи.


Участие в конкурсе "Добронежец", организованным ресурсным центром НКО области

- Ведутся ли какие-либо поиски на данный момент?

- Сейчас активных поисков нет, то есть все те ориентировки, которые висят в нашей группе, не требуют нашей работы. Но не исключено, что после череды выпускных и последних звонков помощь в поиске может потребоваться.

- Когда образовался отряд «Черноземье»?

- Отряд образовался в ноябре 2017 года. Отправной точкой образования отряда «Черноземья» стала пропажа прошлым летом маленького 3-летнего Артема на границе Липецкой и Воронежской областей. Многие наши люди, которые в дальнейшем вошли в состав отряда, принимали участие в поиске малыша. Конкретно я и мои друзья, к сожалению, смогли принять участие в них только на четвертые сутки по причине отсутствия в городе.

Я приехал с другом на поиски, и мы хотели хоть чем-то помочь, но мы не увидели профессиональных действий сотрудников МСЧ Липецкой области и остальных волонтерских отрядов. По сути говоря, организации поиска не было никакой, то есть все сейчас говорят, что его искало 1,5 тыс людей, но можно привлечь и 4 тысячи людей, но что толку, если результата нет.

Потом, к поискам подключился еще один мой товарищ Алексей, который служил 15 лет в разведке. Собственно, благодаря ему были найдены следы, шлепок мальчика, а уже под утро была найдена куртка малыша. Все проходило очень медленно, потому что после каждой находки вызывали родителей для опознания. Также много времени заняла раскопка свежее закопанной ямы, которую пришлось вскрывать.

Когда штаб переместился в район находок, там уже работали воронежские представители МЧС под руководством Сан Саныча Бобряшов, который до сих пор является нашим хорошим другом. Благодаря тому, что он грамотно организовал работу, и было найдено, к сожалению, тело мальчика.

После этого мы начали задумываться о том, что наши навыки надо применять на пользу людям. Сначала пришли в один поисковый отряд, пришли в другой. Нигде мы не нашли здравых мыслей и желания развиваться и действительно искать людей. Увы, мы видели, что целью существования данных отрядов являлось что угодно, только не поиск людей. Под видом поиска происходили местами денежные махинации, кто-то просто в солдатиков играл. В итоге, где-то к октябрю мы почувствовали, что нас буквально головой окунули в чан с дерьмом. Мы разочаровались во всей этой поисковой деятельности и решили самостоятельно помогать, чем можем.


Тут-то и появился Алексей Мельников, который является руководителем группы «Помощь на дороге». Он летом также участвовал в поиске и по тем же причинам вместе с группой людей, которая с ним была, разочаровался в поисковой деятельности, и именно у него возникла идея основать свой поисковый отряд. Наши поисковые взгляды совпали. Мы с ним сдружились, и так вот образовался отряд «Черноземье».

Сейчас мы подали документы в министерство юстиции для регистрации Некоммерческой организации. Это было сделано по просьбе наших друзей-кураторов из МЧС и полиции, потому что только с юридическим лицом можно осуществлять полноценное взаимодействие, заключать соглашение. Иначе без регистрации это все основано на дружеских отношениях, при этом никто не несет никакой ответственности за ложную информацию или вообще за ее непредставление. После регистрации юридического лица мы сможем в полной мере сотрудничать с государственными органами.

- Как с коллегами планируете провести Международный день пропавших детей?

- У нас намечено мероприятие «Уроки безопасности» в Новоусманском многопрофильном техникуме. Там планируется организовать несколько интерактивных площадок. Будут приглашены люди из разных организаций и сфер деятельностей. Объединяет их одно – все они принимают участие в поисках людей. Мы планируем поделиться с ребятами, как проходят поиски, какое оборудование имеется. Мы надеемся, что хоть что-то у ребят отложится в голове, чтобы в нужный момент они приняли правильное решение, оказали первую помощь на месте происшествия или помогли советом людям, у которых кто-то пропал.


Саша Голубничая 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Лица нашего города  
0
0