Воронеж Среда, 27 ноября
Общество, 04.05.2019 21:00

Почему весь мир ломает голову над значением герба Воронежа

Мотивы, присутствующие на символе нашего города, восходят еще к общеиндоевропейской древности.

Как и анонсировал ранее «Блокнот Воронеж», в нынешней публикации цикла исторических материалов мы хотели бы рассказать о семиотике герба столицы Черноземья. Под подобным термином, согласно советскому литературоведу Юрию Лотману, следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Это учение немыслимо не только вне контекста появления того или иного символа, но и вне его интерпретации. Процесс же истолкования знака в языкознании, истории, литературоведении, геральдике называется семиозисом.

Семиотика символов, изображенных на гербе Воронежа, уже очень много лет не дает покоя отечественным и мировым ученым. Все внимание специалистов обращено к знаку, где по камням на горе льется вода из кувшина. Знамя с этим символом, напомним, было создано в XVIII веке герольдмейстером Александром Волковым. Герб в 1781 году утвердила императрица Екатерина II. Ее величество требовало самого серьезного подхода ко всей символичной части знамен. Создание герба для нашего города исключением не было. Появившийся символ в виде кувшина со льющейся водой был по тем временам необычным. Следовательно, Александр Волков провел перед императрицей какое-то историко-культурное обоснование. А вот, что именно говорил герольдмейстер царице, для специалистов до сих пор является тайной.


Герб Воронежа, утвержденный Екатериной II, в 1781 году

- Интересную версию решения этой геральдической загадки предложил краевед Владимир Душутин на основе исследований венгерского историка Ласло Бендефи. Цепь исторических фактов, логически связываемых воедино этой версией, выглядит так. В 1238 году на Руси последний раз побывал венгерский монах Юлиан, один из выдающихся европейских путешественников XIII века. Во время своего последнего путешествия он долгое время находился в ставке хана Батыя. Описывая движение татаро-монгольской армии, Юлиан упоминает замок вблизи реки Дон, который татаро-монголы называли «Оргенхусин», - пишет в своей книге «Об истории гербов Воронежа» геральдист Юрий Коржик.

Большинство из историков сходятся во мнении, что Оргенхусин – это именно Воронеж. Все дело в том, что татаро-монгольские воины давали собственные наименования поселениям, которые встречались им на пути. Если же сделать перевод, то лингвисты указывают, что «Ху» по-кумрански означает «вода», а «Оргенхусин» - «гора серебряных родников». В то же время, Воронеж, по мнению ряда историков, появился задолго до своего официального основания в 1586 году. Название нашего города встречается в летописях и XII, и даже IX веков. Из этого можно сделать вполне логичный вывод, что Оргенхусином татары называли именно Воронеж. «Историческая география подтверждает, что в те далекие времена на правобережных высотах нынешнего города было очень много родниковых источников», - резюмирует Юрий Коржик.


Некое Казарское (Кузнецовское) городище на месте Воронежа в VIII веке (рисунок Е. Л. Маркова и Л. Г. Соловьева из книги Л. Б. Вейнберга)

Надо сказать, что изображение косогора, по которому из кувшина льется вода, имеет глубокие корни во множестве традиций народов мира. К примеру, космология индуизма говорит о некоей священной горе Меру. На ней божество Брахма создал напиток амрита. Этот эликсир, выпитый из чаши, согласно книге «Махабхарата», даровал жизнь вечную. Кстати, ряд исследователей проводит параллели между Воронежем и городом Варанаси из того же самого индийского эпоса.


Если обратить внимание на другую древнейшую индоевропейскую традицию хеттов, то можно увидеть, как этот народ бронзового века верил в «небесный источник священного воодушевляющего напитка». Население Анатолийского полуострова считало элементом получения царской власти питье подобного эликсира из большой чаши. Хетты, по сведениям некоторых источников, населяли не только Малую Азию, но доходили даже до Среднего Дона.


Хеттская табличка в разрушенном городе Хаттуса (руины сейчас находятся на территории Турции)

Арабский путешественник X века Аль-Масуди писал в сочинении «Золотые копи» о некоей Черной Горе, что стоит посреди славянских земель. С вершины этой возвышенности, по мнению автора, брали начало источники чудодейственных вод. Они якобы обладают целительными свойствами.


Аль-Масуди

Наконец, в ветхозаветной традиции есть сюжет о Моисее, который иссек посохом воду из горы Синай. Ей пророк напоил всех людей, которых он вывел из египетского рабства. «Речныя устремления веселят град Божий: святое селение Всевышнего. Бог посреде его, и не подвижится», - говорится о том случае (Пс. 45:5). Сейчас, к слову, около горы Синай стоит композиция, именуемая многими культурологами «воронежской». Она представляет из себя кувшин со льющейся водой.


Моисей иссякает воду из скалы (рисунок Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда)

Вообще, известный воронежский собиратель русского фольклора Александр Афанасьев описывал представления предков о сосуде, источающем воды, следующим образом:

- Предания, общие всем индоевропейским народам, рассказывают, что облачные нимфы, восседая на небе, проливают на землю дождь из опрокинутых сосудов. Отсюда же родилось и другое верование в неисчерпаемый бочонок, из которого сколько ни льется — он все полон, - писал Александр Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу».


В начале этого материала мы упомянули, что единого мнения относительно символа на гербе Воронежа у ученых нет до сих пор. Безусловно, в этом вопросе большого внимания заслуживают и умозаключения геральдиста Юрия Коржика, и самые разнообразные предания народов мира. Однако объединяет их всех одно – кувшин со льющейся водой означает некий источник жизни. Именно то, что всегда давала воронежская земля своими плодородными почвами, полноводными реками и мягким умеренным климатом.

Современный герб Воронежа  

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
Продукты: символикаСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияМеста: Воронеж
7
0