Чем пахнет будущее губернаторов Гусевых
Читайте также:
- Непатриотичные торговые дома подвели воронежское правительство с зачётом экспорта (11.02.2020 16:00)
- Алексею Гордееву с ошибками «смейстерили» великое будущее в Госдуме (10.02.2020 21:01)
- Новый министр культуры виртуозно послала "вражину" Макаревича (29.01.2020 09:03)
Новостной ресурс «Херсонская мастерская новостей» недавно сообщил «о появлении в Херсоне выраженного запаха, который горожане не могут точно охарактеризовать».
Как не увидеть тут символическую связь украинского города с Воронежем?
Тем более, что это не единственное совпадение! Мы уже писали о том, что в Херсонской области, как и в Воронежской, предыдущим губернатором был Гордеев, а его преемником оказался тоже Гусев. Ну как пройти мимо таких совпадений?
«Блокнот Воронеж» провёл исследование и выяснил, что в судьбах глав регионов Гусевых есть кое-что общее и помимо фамилии.
Итак, в Херсоне, как и в Воронеже, неприятный вонючий запах впервые появился в 2018 году. Херсонцы винили в этом пригородную птицефабрику, выбрасывавшую отходы на стихийные свалки. Но Юрий Гусев на тот момент еще не был «головой херсонской держадминистрации». Новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский назначил его в июле 2019 года.
Зеленский вручает Гусеву удостоверение главы Херсонщины
В положении Александра и Юрия Гусевых, если присмотреться, можно обнаружить некоторые схожие черты. Оба не являются близкими соратниками глав государств, пришли на свои посты по рекомендации. Александр Гусев, как известно, с Владимиром Путиным вместе не служил и не работал, был предложен на губернаторский пост предшественником Алексеем Гордеевым. Правда, кроме доверия со стороны президента, ему понадобилось пройти горнило всенародных выборов. На счёт его преемничества есть и другие конспирологические версии, но мы не будем далеко отклоняться от здравого смысла.
Юрий Гусев до отправки на Херсонщину давно крутился в украинских государственных верхах, но на вторых-третьих ролях. Самая высокая должность, которую он занимал, - замминистра обороны Украины в горячие 2014-2016. Занимался госзакупками. Благодаря своим связям втёрся в доверие к близкому окружению Зеленского, хотя без прямого доступа непосредственно «к телу». Зе-команда, выросшая из участников комедийного шоу «Квартал 95» и других случайных знакомцев ее фронтмена, испытывала кадровый голод. Поэтому новым вершителям судеб пришлось привлекать людей с опытом госуправления из второго эшелона правящего класса. Гусева сначала включили в партсписок президентской партии «Слуга народа» на майских досрочных выборах в Верховную раду. Но ему тут же припомнили публичные обвинения в разворовывании средств, выделяемых на квартиры военнослужащих и горючее для ВСУ. Из списка он был исключен.
Таким образом, политическое выживание обоих Гусевых сильно зависит от того, как идут дела во вверенной области. А на это влияет и отношение к ним со стороны элиты и населения, а также наличие у них собственных идей по развитию территории. Как со всем этим обстоит у фамильных тёзок?
«Гусев старается дистанцироваться от Гордеева»
Региональные элиты обоих Гусевых воспринимают с прохладцей. Александра – как фигуру, вышедшую из тени великого предшественника. Юрия – как присланного из Киева варяга с сомнительным прошлым (из-за уже упомянутых подозрений в махинациях с тендерами на нужды армии). Причем Юрий учился и какое-то время жил в Херсоне, но профессионально состоялся не здесь. В отличие от Александра, который родился и учился не в Воронеже, но всю трудовую жизнь провёл в возглавляемом регионе.
С силовиками выстроить отношения хоть в российском регионе, хоть в украинском, наверное, важнее всего. В Воронежской области недавно сменился последний высокопоставленный силовик из местных. Николай Шишкин уступил пост облпрокурора приезжему из Калуги и уроженцу Хабаровского края Александру Гулягину. Руководители остальных силовых ведомств при Алексее Гордееве держали почтительную дистанцию от областных чиновников (исключение - Трубников), а при Гусеве начали возбуждать уголовные дела против высокопоставленных чиновников даже по самым, казалось бы, незначительным поводам. И сейчас все под лупой правоохранителей – вне зависимости от чинов и званий.
Главный по строительству региона Гречишников не ожидал визита людей в погонах
Юрию Гусеву, с одной стороны, как будто проще. В 2019 году Зеленский устроил чистки в правоохранительных органах на местах. За прошлый год на Херсонщине поменяли начальников управления СБУ, главного управления национальной полиции и облпрокурора. Последнего вообще прислали из Львова. И губернатор, и силовики могут сплотиться в силу общности своего положения – они для старой элиты новички, а то и чужаки, им стоит держаться друг друга. Но, с другой стороны, в отличие от воронежского Гусева херсонский «голова держадминистрации» часто упоминается в криминальном контексте, недавний пример - передача в концессию Херсонского морского порта.
Зато может показаться, что Александру Гусеву легче, чем Юрию, в общении с областными депутатами. Ведь 51 из 56 депутатов облдумы его однопартийцы -единороссы, и только пятеро – условно оппозиционеры (три коммуниста, справоросс и либерал-демократ). В Херсонском областном совете (созыв 2015 года, как и у нас) – депутаты всяких окрасок в равных долях: 18 – из Блока Петра Порошенко, экс-президента Украины, 13 – из пророссийского «Оппозиционного блока», 6 – из созданного олигархом Игорем Коломойским «Укропа», 9 – из «Батькивщины» Юлии Тимошенко, 7 – из объединения «хозяйственников-профессионалов» «Наш край». Есть даже представители откровенно бендеровских Радикальной партии Олега Ляшко (6 депутатов) и львовской «Самопомощи» (5 депутатов).
Сами политические оппоненты на региональном уровне не столь уж и непримиримы, как в Киеве. Так, председатель облсовета Владислав Мангер был членом Партии регионов экс-президента Украины Виктора Януковича, а потом переметнулся в «Батькивщину» Юлии Тимошенко. А предшественник Юрия Гусева Андрей Гордеев, как поговаривают, – ставленник олигарха местного розлива, хозяина Херсонского механического завода Станислава Путилова. А тот присматривался ко всем партиям для получения контроля над областью, в том числе и к одиозной ПР. Своего сына Андрея Путилова он продвинул на пост херсонского губернатора в 2014 году от партии «Удар» боксера Виталия Кличко, но у того не получилось удержаться. В итоге направил взамен сына друга семьи - Андрея Гордеева, делегированного в Блок Петра Порошенко. Так что с коррумпированными конъюнктурщиками Юрий Гусев, который и сам, судя по всему, неравнодушен к денежным знакам внимания, умеет находить общий язык.
Кроме того, стоит вспомнить, что Украина – унитарное государство. Херсонский облсовет – орган местного самоуправления, законов не издает и заместителей «головы держадминистрации» не согласовывает. Президент назначает не только губернаторов, но и глав районных администраций (за исключением крупных городов вроде Херсона или Каховки, где вся местная власть в руках всенародно избранных мэров и местных советов). Большинство префектов в Кабмин – для передачи на рассмотрение президенту – вносят сами главы украинских регионов. Так что при желании чихать может херсонский Гусев и на областных депутатов, и на большинство местных «рад». А если партия президента Зеленского «Слуга народа» не успеет растерять популярность до конца нынешнего года, будет и у Юрия Гусева депутатский корпус состоять из «однопартийцев». Подчеркнём, что херсонцы в нынешнем году будут выбирать облсовет, как и воронежцы – облдуму.
Но есть любопытное отличие: Александр Гусев всячески публично подчеркивает свою преемственность по отношению к Алексею Гордееву.
Гусев продолжает верить в Гордеева
А вот Юрий Гусев, наоборот, старается максимально дистанцироваться как от предшественника на губернаторском посту, так и от председателя облсовета. Обоих подозревают в причастности к громкому убийству херсонской активистки, борца с «русским сепаратизмом» Екатерины Гандзюк, которую в 2018 году облили кислотой. Но оба входили в совет объединения «Землячество Херсонщины», которое как «шишка из Киева» возглавлял именно Юрий Гусев. Однако и ссориться с Гордеевым херсонскому Гусеву тоже не с руки – клан Путиловых ещё имеет влияние в Херсоне. А жена Гордеева Марина до сих пор возглавляет фракцию порошенковцев в облсовете – пока что самую большую по численности.
Марина Гордеева не стесняется занимать официальные посты
Мы знаем, что супруга Алексея Гордеева тоже была не чужда, так сказать, общественному служению - играла роль «теневого министра культуры», покровительницы деятелей культуры и искусства в регионе. Но о том, чтобы занимать официальный пост, в случае с супругой воронежского Гордеева и речи не шло.
«Президент готов снять Гусева в любой момент»
У Юрия хуже, чем у Александра обстоят дела с поддержкой населения. Его критикуют многие, жестко и открыто. Ему даже не боятся публично угрожать. С Александром так себя вести пока никто не решился. Критика в адрес воронежского губернатора идёт от независимых от контрактов с властью СМИ (в первую очередь, это «Блокнот Воронеж») или с анонимных телеграм-каналов. «Губернатора никто не боится», - сказал один из медимагнатов региона, имея в виду воронежского Гусева.
Гусев и Нетёсов: кто страшнее?
Но что такое по-настоящему не бояться губернатора – это можно узнать на Херсонщине.
Однако самая главная проблема Юрия даже не в этом! Многие херсонцы были сторонниками «Русской весны». Например, там устраивались «русские пробежки», против которых так активно боролась покойная Гандзюк. Идеи славянского единства весьма популярны на Херсонщине. Там видят пример России как успешного государства. Херсонская область граничит с Крымом. Херсонцам лучше других известно, как полуостров изменился в лучшую сторону.
А что они видят на Украине? В Херсонской области сильно влияние организованного криминала. Бандитские кланы, срощенные с властью, устраивающие разборки между собой хуже, чем в глухих уголках нашей страны в лихие 90-ые. Бандитская власть сильнее, чем официальная.
А в последнее время к традиционным херсонским бандитам добавились еще две напасти. В регионе расквартировали отведенные от линии соприкосновения части АТО. Каратели на Херсонщине ведут себя так же, как на Донбассе. Грабят местное население, избивают и пытают херсонцев, насилуют херсончанок.
Третьим раздражающим фактором являются немногочисленные крымские татары, бежавшие с полуострова. Несмотря на малую численность, они активно вытесняют местных из бизнеса в прилегающих к Крыму районах. Создают межнациональную напряженность. Например, жителей возмутили появившиеся в свое время граффити: «Херсон – мусульманская земля!» Нормальные представители крымско-татарского народа после воссоединения России с Крымом, понятное дело, остались жить на родине. Назначенный Порошенко уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев предлагал Генический район Херсонской области присоединить к «украинскому» Крыму… Чтобы хотя бы часть «автономной республики Крим», существующей только на страницах конституции Украины, была под контролем украинских властей - по примеру луганских и донецких территорий. Правда, идеи не оценил даже Порошенко, а Зеленский и вовсе уволил Джемилева, а институт крымско-татарского уполномоченного – упразднил. Но аппетиты нацменьшинства эта история показывает весьма отчетливо.
Значительная часть херсонцев живут в нищете и страхе, крайне озлоблены на украинскую власть, заигравшуюся в русофобию. Киевские «керивники» очень многими не воспринимаются как свои, а кажутся чуждым народу, каким-то пришедшим извне злом, которое хочет поменять твой привычный уклад жизни и даже язык. И долго ли «вера в доброго Зеленского» будет купировать народное негодования? А сам пока ещё популярный президент во время поездки в Херсон жестко дал Гусеву понять, что готов его снять его в любой момент, если тот не выполнит даже одно поручение главы государства.
В этом смысле воронежскому Гусеву повезло больше, чем херсонскому. Регион наш куда более благополучный. Воронежские олигархи, конечно, по сравнению с херсонскими мафиози – респектабельные джентельмены. А среди жителей Воронежской области хоть и растут недовольство и протестные настроения в отношении чиновников и депутатов, партии «Единая Россия», власть все-таки не воспринимается как чуждая, злая сила.
«При Гусеве в Херсон прибыли корабли нечистот»
Однако у Юрия Гусева есть неоспоримое преимущество. Начинать с низкой базы проще, чем в ситуации, когда повторить свершения предшественника практически невозможно.
Оба Гусева мыслят глобально, имеют весьма масштабные планы. Про экономические идеи воронежского многие наслышаны: реализация проекта позволит достичь «истинного Севера». Суть идеи – превращение региона в оазис современной индустрии, зиждущийся на высоких технологиях и прорывных инновациях. У Юрия Гусева есть свой «истинный Юг». По его задумке не скомпрометировавшая себя как гнездо укронацизма «Одеса», а - Херсонщина должна стать туристическая меккой Украины с суперсовременной транспортной, досуговой инфраструктурой, позволяющей принимать по 6 млн туристов в год.
Пока же херсонский Гусев ездит поесть йогурт в Давос
Однако мыслить с размахом – одно, а добиваться результата – другое. Главным фактором успеха лидера все-таки является его воля, решимость, смелость. И здесь проблема с запахом может стать лакмусовой бумажкой, выявляющей наличие или отсутствие лидерских качеств.
Воронежский Гусев лично и по собственной инициативе взялся за решение проблемы неприятного запаха в Воронеже, увидев недовольство горожан. Выезжал на место, проводил совещания, принимал решения. Даже весьма жесткие – вспомним увольнение руководителей двух ведомств, которые, по мнению главы области, слабо боролись с неприятным запахов. А мог бы и отстраниться от такой трудно решаемой проблемы. Например, сослаться на то, что это компетенция федеральных органов власти. Или на то, что ЛОС – частная собственность.
Херсонский укрогубернатор Гусев ведёт себя по-другому. Дурной запах в Херсоне – это лишь часть большой проблемы, которая заключается в том, что регион превращается в помойку. Неприятный запах и в городе часто возникает именно из-за того, что он просто тонет в мусоре. Как мы помним, одной из причин неприятного запаха в Воронеже был несанкционированный сброс отходов в резервуары очистных сооружений с грузовиков. Так вот на Херсонщину нечистоты свозятся не грузовиками, а кораблями. Недавно скандал вокруг этого подняли депутат Херсонского городского совета Виталий Богданов и новый глава таможенной службы Украины Максим Нефедов. Вскрылся факт, что на одном из судов, пришедших в порт Херсона, под видом «песка из Черногории» на территорию региона пытались ввезти пескоструйную ядовитую смесь, остающуюся после обработки корпусов судов.
На этом корабле на Херсонщину доставили нечистоты под видом «песка из Черногории»
На ситуацию обратили внимание из Киева. Люди вышли на акцию протеста с плакатами: «Очистим город от мусора и мерзости!», «Глава коррупции - за решетку»… Только тогда Юрий Гусев созвал комиссию, где всего лишь сказал, что надо по этому поводу ждать решений других «государственных институций». И добавил, что груз должен быть накрыт «с целью предупреждения попадания возможных вредных веществ в окружающую природную среду». А в Херсоне снова завоняло. Получателем груза было одно из херсонских коммунальных предприятий. Но как можно призвать к ответу мэра-«хероя» Владимира Николаенко, который – вскоре после обнаружения в порту токсичного груза в декабре – дал дерзкую отповедь на слова Владимира Путина о принадлежности Причерноморья к исконно русским территориям, назвав Россию «злом»? Всё это, как водится, под аплодисменты почитателей Бендеры и Шухевича.
Наш вывод: при некоторой схожести обстоятельств, в которых действуют оба Гусева, их, вероятнее всего, ждёт разное будущее. Если воронежский губернатор проявит волю и жёсткость в принятии и осуществлении взвешенных решений, то, как знать, вонь сменится ароматом экономического процветания.
Но единственная надежда для херсонцев – это снова почувствовать прекрасный запах «Русской весны». Тогда, возможно, именно Херсон станет побратимом Воронежа. Ведь сейчас у столицы региона, которая граничит с Украиной, побратимов по ту сторону границы нет.
Андрей Кобелев Егор Ябаров