Воронеж Среда, 26 февраля
Политика, 05.02.2016 17:20

Депутат Госдумы Сергей Гаврилов дал разъяснения к нашумевшему законопроекту о правилах саморегулирования для организаторов концертов

 Депутат Госдумы Сергей Гаврилов дал разъяснения к нашумевшему законопроекту о правилах саморегулирования для организаторов концертов

Распоряжением от 30 декабря 2015 года № 2776 Правительство Российской Федерации утвердило концепцию совершенствования механизмов саморегулирования в Российской Федерации, которая предусматривает в том числе повышение эффективности этого института регулирования в отраслях экономики, большую его доступность и повышение ответственности участников рынка. В Государственной думе широко обсуждается законопроект о введении института саморегулирования для организаторов зрелищно-развлекательных мероприятий. Мы обратились к одному из авторов нашумевшего законопроекта депутату Государственной Думы от Воронежской области Сергею Гаврилову по разъяснению данной ситуации:

- Напомню, что наш законопроект никак не относится и не регулирует работу непосредственных творцов и исполнителей: певцов, композиторов, продюсеров, творческих коллективов, а направлен на регулирование деятельности только организаторов массовых платных развлекательно-зрелищных мероприятий. Более того, он не должен регулировать деятельность цирков, театров и филармоний, деятельность самих артистов, которые часто самостоятельно организуют свою деятельность, не относится и к небольшим частным концертам и корпоративам и так далее.

Должен сказать, что Комитет по культуре, являющийся ответственным за работу над законопроектом, провел очень качественную профессиональную работу, после чего законопроект был рассмотрен и поддержан палатой в первом чтении.

Возникновение законопроекта напрямую связано с необходимостью решения ряда проблем, законодательное регулирование которых либо полностью отсутствует, либо подлежит серьезному уточнению. Как пример, скажу, что каждый день в нашей стране организуется более 1 000 зрелищно-развлекательных мероприятий, в тоже время, только за первые полгода 2015 года, более 2000 (по экспертным оценкам) концертных мероприятий были отменены. В результате этого страдают тысячи зрителей. Необходимость введения специального регулирования - наличие публичного интереса и риск его нарушения. Вот это является причиной для учреждения СРО. Граждане заранее планируют посещение таких мероприятий, которые не редко совпадают для многих зрителей с праздничными мероприятиями. И срыв концерта это не только потерянные деньги, а также испорченное настроение и нарушение планов.

Вместе с тем, серьезно страдают артисты, которых мы всегда поддерживали и защищали. Появление двойников, путешествующих по стране с концертами, наносит серьезный репутационный ущерб авторам и исполнителям. А с другой стороны – это реальный ущерб авторским правам артистов, поэтов и композиторов. Серьезно страдают и концертные площадки, потому что часто они несут убытки из-за сорванных концертов и вынуждены своими средствами хотя бы частично компенсировать потери денег наших сограждан из-за сорванных концертов.

Соответственно резко снижается интерес к самим мероприятиям и ставит на грань банкротства многие наши концертные залы и дома культуры.

Таким образом, осуществление деятельности по организации зрелищно-развлекательных мероприятий сопряжено с риском нанесения ущерба неограниченному кругу лиц, что в свою очередь свидетельствует о необходимости выработки решения исходя из существующей практики регулирования. Возможно резкое усиление роли государства – с точки зрения лицензирования видов деятельности и контроля. Но нам кажется, что это неэффективный путь и нужно действовать более современными методами, использовать современные рыночные механизмы, которые приняты и отработаны в других отраслях экономики и в ряде зарубежных стран, где институт саморегулирования является достаточно эффективным. Регулирование осуществляется через союзы и ассоциации, которые регулируют правила игры на рынке. Это важно в том числе ввиду того, что государство делегирует свои полномочия по регулированию деятельности самим участникам рынка, которые в свою очередь должны разработать правила и стандарты профессиональной деятельности для участников рынка.

Нам представляется, что проектируемые новеллы должны позволить организаторам концертной деятельности самостоятельно выработать стандарты, правила поведения, а также сформировать механизм компенсационного фонда, который играет роль квалифицирующего признака на соответствие федеральному законодательству о саморегулируемых организациях, утрата которого означает потерю правоспособности всех членов такой организации. Следует отметить, что применение подобных механизмов саморегулирования позволяет сформировать условия для легализации и развития условно новой профессии, а также выдавливанию с рынка недобросовестных участников. Компенсация потерь должна проходить через инструмент страхования рисков за срыв концертов и непредоставления оплаченной услуги зрителям, так и за безопасность предоставленных услуг населению, во избежание повторения трагедии, которая была с «Хромой лошадью».

Мы хотели бы решить ряд корпоративных задач, когда закон будет готовиться ко второму чтению. Это регулирование деятельности исключительно организаторов, а не певцов-исполнителей и администраторов концертных площадок. Не стоит смешивать в одной саморегулируемой организации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон не должен распространяться на тех, кто разово проводит такие мероприятия или достаточно редко. Потом мы должны отработать механизм страхования – через базовую и дополнительную страховку. И само по себе вхождение в саморегулирование обозначает критерий качества. Соответственно все остальные бюрократические барьеры должны быть упразднены. И наконец, мы должны, учитывая озабоченность уважаемых наших авторов, бардов, исполнителей, предусмотреть срок определенного переходного периода для адаптации к закону.

Действительно, саморегулирование предполагает формирование первоначальных взносов и издержек. В нашем первоначальном варианте этот взнос предполагался в 3000 рублей – это на порядок ниже, чем у арбитражных управляющих и у оценщиков, хотя риски, которые несет организатор концертов неизмеримо выше. Поэтому мы надеемся, что Комитет по культуре, как профильный комитет Думы, непосредственно отвечающий за прохождение законопроекта, сможет разработать свой вариант закона, который учтет ситуацию на рынке, защитит наших зрителей, защитит профессионалов рынка от злоупотреблений, приведет к усилению защиты авторских прав и предотвращению срывов концертов, которые приводят организаторов к финансовым дефолтам.

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0