Воронеж Пятница, 29 Мая
Общество, 05.11.2019 13:33

Экспертный совет «Золотой Маски» обнаружил, что «король» Бычков не полностью одет

Воронежские театры не попали в число номинантов премии «Золотая маска», впервые за много лет.

Даже в лонг-листе просто заметных событий сезона 2018-2019 годов упомянут только фестиваль Воронежского театра оперы и балета «RE:Форма танца». Однако ни Камерного, ни Кольцовского, ни других театров Воронежа там нет.

Симптоматичным для наблюдателей стало именно то, что «Золотая Маска» впервые за многие годы совсем не заметила Камерный Театр и его бессменного худрука Михаила Бычкова, который давно слывёт за провинциального фаворита «маски».

Ситуацию специально для «Блокнот Воронеж» прокомментировал заместитель главного редактора «Культура ВРН» Юрий Данилов.

- Да, мы надеялись, что хотя бы в числе номинантов по традиции окажется Камерный театр с его премьерами – режиссёрскими работами Михаила Бычкова «Кабала Святош» и «Бальзаминов» и элегией «Афродита» Елены Невежиной. Тем более, что некоторые критики взбивали вокруг этих работ пену, находя в них кучу достоинств.

Но нет. Оказалось, что в стране есть более достойные спектакли и более интересные режиссёры. В общем – ничего удивительного, закономерный итог многолетней стагнации Воронежа как театрального города. Образно говоря, нарыв зрел давно и прорвался в Год Театра. Анализ причин этого фиаско требует большой аналитической статьи. Но я попробую сформулировать основные тезисы коротко, не выходя за рамки предложенного формата «Комментария недели».

Начать стоит с провальной театральной политики департамента культуры области. Эмилия Сухачева мало понимала в театральном искусстве и не могла деликатно направлять творческий процесс в том направлении, в котором движется современный театр в его лучших проявлениях. На подведомственных департаменту сценах постоянно появлялись спектакли вчерашнего дня, к тому же далёкие от профессиональных пиковых достижений.

Серьёзная, профессиональная критика оказалась не ко двору. Руководители драматических театров заняли позицию «Кто не называет меня гением, может не подходить к порогу театра». Как ни смешно, но рецензентов, которые позволили себе высказать собственное мнение и провести профессиональный разбор постановок, в некоторых театрах было велено на спектакли не пускать. Такая политика худруков выглядит дикой только на первый взгляд. Дело в том, что нынешняя система госзаказов постепенно развратила высокопоставленных деятелей театра, превратила их из творцов в дельцов. А всякий, кто посягает на твоё материальное благополучие, по сути, залезает к тебе в карман.

Отсутствие объективного разбора спектаклей при наличии прикормленных (в буквальном смысле) рецензентов позволяло какое-то время создавать видимость благополучия при фактической деградации театрального дела и заметного ослабления внимания к нему со стороны зрителей. Театр перестал выполнять свою облагораживающую социальную функцию и превратился в кормушку для оседлавших его субъектов. О нужности такого института можете судить сами.

Что касается конкретно Камерного театра, то он перестал быть по-настоящему интересным уже много лет назад. Спектакли Михаила Бычкова ещё отличаются общей театральной культурой, но в них нет ничего по-настоящему нового и захватывающего – того, что есть в постановках других режиссёров, попадающих в поле зрения экспертов. Насмотренные критики назовут вам десяток имён режиссёров, чьи работы и свежее, и оригинальнее, и живее тех, что сегодня предлагает публике Михаил Бычков. Да, в Камерном – замечательные актёры, которые держат театр выше ватерлинии, но этого недостаточно для того, чтобы претендовать на что-то большее.

Возвращаясь к списку номинантов на «Золотую маску», могу сказать, что профессиональный взгляд, наконец, возобладал над клановым, который превалировал в последние годы. Если говорить конкретно о Воронеже, то экспертный совет национальной премии поднёс нам зеркало, чтобы мы увидели истинную, не приукрашенную картину театральной жизни города и региона. И убедились в том, что «король» – не полностью одет. И в прорехах его помпезного наряда просвечивается… сами знаете что.

Виктор Ганик


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
Организации: Камерный театрПерсоны: Михаил Бычков
4
2

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое