Воронеж Четверг, 25 апреля
Общество, 11.05.2021 17:15

Физическое бескультурье: в Воронеже предложили реформировать школьный спорт

К 2030 году 70% жителей России должны так или иначе заниматься спортом и физической культурой. Такая цель обозначена в госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта».

Население должно получить мотивацию воспитывать здоровый дух не только в себе, но и в своих детях. И на бумаге все выглядит гладко.

А вот на практике с этим есть некоторые проблемы.

Взять хотя бы Воронежскую область. Согласно свежему опросу родителей (анкетирование проводили с октября 2020 г. по январь 2021 г.), почти все дети в регионе занимаются спортом (97%).

При этом более 70% взрослых респондентов считают, что их дети регулярно занимаются физкультурой и спортом, имея в виду занятия в школе в рамках учебной программы. Если говорить о семейном времяпровождении в форме активного досуга, то им смогли похвастаться лишь около 20% респондентов. Удовлетворены ли этой регулярностью и качеством родители? Нет.

Интересно взглянуть и на другой параметр. Когда у воронежцев спросили, почему их дети не занимаются в спортивных секциях или каких-либо кружках, то больше половины (66%) ответили, что подобные учреждения отсутствуют где-либо поблизости от дома. Вот такое развитие спорта.

Получается, что основная нагрузка ложится на преподавателей физкультуры в школах. В это же время эксперты неоднократно высказывали претензии к качеству «физ-ры». Опросы показывают, что уроки не выдерживает никакой профессиональной критики, а многие занятия ограничиваются лишь проведением спортивных игр.

Насколько население Воронежской области реально вовлечено в занятия физкультурой, не так давно в серии совместных статей изучили специалисты Воронежского государственного института физической культуры и Воронежского государственного технического университета.

Ректор инфиза Александр Сысоев выступил по данной теме на заседании коллегии Министерства спорта России, где как раз обсуждали уже принятую Стратегию-2030. Любопытно, что зампред Правительства Дмитрий Чернышенко также сделал акцент не на обобщенных показателях и статистике, а на реальной эффективности.

– Целевой показатель, которым мы напрямую будем измерять эффективность реализации стратегии, это то, удовлетворены ли граждане России качеством нашей работы, состоянием сферы спорта. Стратегия сконцентрирована на достижении национальных целей. Одна из них – здоровый образ жизни, продолжительность жизни населения. Качество жизни и здоровье людей – тот эффект, которого мы ожидаем от реализации нашей стратегии, – заявил Дмитрий Чернышенко.

Ректор Воронежского государственного института физической культуры Александр Сысоев прокомментировал для «Блокнот Воронеж» сложившуюся ситуацию:

«Можно ли считать регулярные занятия в школе спортом? Аудитория, которая состоит из доцентов и кандидатов наук, отвечает: «Конечно нет!». Все понимают, что мы не удовлетворены. Ни третьим уроком физкультуры, который стал формальностью, ни количеством учеников, освобожденных от уроков физкультуры, ни качеством уроков, потому что администрация школы, да и сами коллеги к нему относятся соответствующим образом.

Да и относятся так и сами дети. Физруку говорят, что он просто физрук, персонаж из сериала. Все вокруг притворяются, что все прекрасно, что он написал правильную программу, которая реально исполняется и якобы работает.

Однако при  анкетировании в каждой аудитории можно задать всего один вопрос: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок был высокообразован или сохранил здоровье?». И все всегда выбирают только здоровье. Ведь мы говорим об истинной ценности - здоровье.

А если мы говорим об истинной ценности, то почему она получает такое отношение в общеобразовательной школе? Формально все выполняется, но удовлетворены ли люди?

Поэтому сегодня мы должны физкультуре уделять особое внимание. Человеку, который учит детей. Его программе. Залам и инфраструктуре.

Но есть вопрос. А сколько это стоит?

Если здоровье — это самое дорогое для людей и для государства, то это не может быть дешево. Но это выгоднее для государства – инвестировать первоначально в здоровье граждан и снизить расходы на их лечение в будущем. Действительно, теперь в деньгах самое дорогое — от инфраструктуры до формы и обучения педагога.

А чему он должен учить? Мы провели опрос и выяснили, что люди хотят знать теоретическую часть! Они просят, чтобы мы показали им основы здорового образа жизни, правильного питания, гигиены, распорядка дня.

А когда спросили о необходимом количестве уроков физкультуры, половина ответила: «Каждый день хотя бы часик, чтобы дети падали от усталости и не висели в телефоне».

Мы не должны быть аутсайдерами. Школьная программа требует изменений. Но мы не можем составлять ее таким образом, чтобы уроки состояли исключительно из шести видов спорта и все. Пусть девочки занимаются фитнесом, стретчингом, а мальчишки гоняют мяч или тягают гантели. А в младших классах проводить смотры, которые покажут, кто реально может стать олимпийским чемпионом, а кому достаточно привить любовь к спорту, которая останется на всю жизнь. Вот главная задача.

Мы должны понимать, что специалиста можно по-прежнему называть «тренером», «учителем физкультуры», «инструктором по спорту», только в эти понятия нужно вложить новый смысл.

Учитель физкультуры чтобы обучал не той программе, которую нам рекомендовали еще в 60-е или 70-е. Он учил бы тем основам, на которые есть запрос сегодня. Тренер по виду спорта начинает не с ходу тренировать ребенка борьбе, он должен подготовить его, быть психологом, знать биомеханику и биохимию.

И здесь мы приходим к выводу, что только сейчас с утверждением профессиональных и обучающих стандартов открылась возможность заслуженным тренерам и специалистам работать в вузах, обучая собственным прикладным знаниям и навыкам. Именно они будут давать результат.

А профессия «инструктор по спорту»? Это тот же специалист, что был в СССР в семидесятые? Я предлагаю вернуться во дворы? Нет. Тогда ему не приходилось конкурировать с телевизором и телефоном, с виртуальной реальностью. Сегодня – это новый вызов, новая профессия, которой не было раньше. Тот специалист, который работал бы со всеми поколениями, «втягивая» их в спорт. Можно сказать, что он обладал бы компетенциями и инструктора, и аниматора.

Это решение изменит отрасль принципиально, продемонстрировав разные подходы как к изменению качества жизни населения, так и к вложению средств. Подобные преобразования меняют всю отрасль, в том числе систему вложения денег.

Если мы говорим не о количестве занимающихся, а об удовлетворенности от занятий, то круг вложений государства и их эффективности переворачивается с ног на голову». 

Степан Иванов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
1
4