Гражданство за инвестиции и вопрос налогов
Людей, которые рассматривают для себя участие в программах второго гражданства за инвестиции как способ увеличения мобильности для безвизовых поездок, не в последнюю очередь волнует вопрос налогов. Оставляя в стороне проблему высоких корпоративных налогов, на фоне европейского прогрессивного налогообложения со ставками для богатых около 40 % российская ставка подоходного налога 13 % выглядит достаточно привлекательно. Поэтому менять ее на другие условия обычно не хотят.
К счастью, вопрос налогов носит византийский характер. Налоговое резидентство обычно определяется физическим присутствием, а не гражданством. Если вы проводите в той или иной стране более 183 дней в году, то она становится вашим налоговым домом. Если человек много летает по миру и не набирает нужного количества дней ни в одной из стран, то тогда налоговая резидентность оценивается по так называемому «центру жизненных интересов» (попутно отметим, что в российском налоговом кодексе это понятие пока не применяется). При этом гражданство рассматривается как один из нескольких факторов, определяющих резидентность. В ряде случаев получение второго гражданства действительно может иметь налоговые последствия, но они редко бывают прямыми.
Большинство стран, предлагающих гражданство за инвестиции, имеют низкий или нулевой налог на прибыль. Распространенное заблуждение состоит в том, что для состоятельных лиц эти налоговые режимы являются большим соблазном и стимулом для покупки второго гражданства. Это далеко от действительности, потому что даже при самых выгодных обстоятельствах использовать наличие двойного гражданства для уменьшения подоходного налога сложно. Рассмотрим несколько примеров.
Налоговое резидентство Мальты
Если человек проводит в любом государстве менее 183 дней и может показать достаточно «присутствия и связей со страной», чтобы утверждать о том, что его налоговым домом является Мальта, но при этом он остается «домицилированным» в другой стране, тогда он может пользоваться на Мальте льготным налоговым режимом. Эти льготы будут включать пониженную ставку налога на прибыль, возникающую в стране, плюс нулевую ставку налога на доход или прирост капитала, возникающий за пределами Мальты, если этот доход не переводится на Мальту. Как видим, для обычного человека, который проводит в какой-то стране более полугода, законно выстроить на Мальте такой налоговый статус весьма непросто.
Гражданство США
Важным исключением из схем оптимизации личного налогообложения являются американские граждане, так как при высоких доходах (свыше 100 тыс. дол. в год) они облагаются налогом в Америке независимо от того, где возникает доход и где американец живет. Такая ситуация побуждает некоторых выходить из гражданства США. Кто-то из них либертарианец по убеждениям, но в большинстве случаев, с которыми мы сталкивались, это эмигранты, которые большую часть жизни провели за границей и в обозримом будущем не планирующие возвращаться в США. Здесь мотивация такова, что зачем продолжать платить налоги в Америке, если весь или большая часть твоего бизнеса ведется за ее пределами. Следуя этой логике, многие американцы поменяли свои «более сильные» паспорта на паспорта небольших нейтральных государств в Карибском бассейне (Сент-Китс и Невис, Доминика и другие).
Обмен банковской информацией
Введение в действие в 2010 году закона о соблюдении налогового законодательства по иностранным счетам (FATCA) также стимулировало многих американцев, давно не проживающих в стране, отказаться от гражданства США. Согласно этому закону, США требуют, чтобы неамериканские финансовые учреждения по всему миру сообщали об активах и личности всех граждан США или держателей грин-карт. Закон и вытекающие из него требования к отчетности привели к тому, что зарубежные банки настороженно относятся к клиентам из США. Закон FATCA привел к тому, что для многих американцев, проживающих в Европе и Азии, повседневные финансовые операции стали слишком обременительными.
Следуя примеру FATCA, в 2014 году ОЭСР разработала аналогичный инструмент, известный как Common Reporting Стандарт (CRS). На сегодняшний день это соглашение подписало уже около ста стран, включая Россию. Соглашение облегчает обмен информацией об активах и счетах нерезидентов во всем мире.
Карибские паспорта — не панацея
Комментирует Олег Лемешко, юрист-международник компании «Элма Глобал»: «Непосредственный результат всей этой эпопеи по борьбе с налоговыми уклонистами, — это вспышка интереса к дешевым «банковским паспортам», особенно Карибским, которые рассматривались как инструмент для налогового планирования. Тем не менее, на практике эти паспорта не стали способом уклонения от уплаты налогов. Главная причина заключается в том, что для установления налоговой резидентности крупные банки многих стран мира помимо копии паспорта требуют от клиента другие доказательства «связей со страной»: подтверждения адреса, налоговый номер, местный телефон и другие моменты, указывающие на долгосрочное физическое проживание в стране.
Ряд публикаций в мировых СМИ, которые ведут войну с «продажей паспортов налоговым уклонистам», показывает печальную картину. Многие журналисты, не разобравшись в этом вопросе, оказываются в положении «слышали звон, но не знают, где он». Общий стандарт отчетности (CRS) привел к тому, что прямой связи между инвестиционным гражданством и налогами на сегодняшний день не существует. По этой причине для многих богатых людей из развивающихся стран уклонение от уплаты налогов не является главным мотивом покупки второго гражданства. Пути ухода от налогов множатся обычно тогда, когда правительства перегибают палку в этом вопросе. Если абстрагироваться от серых схем, то в настоящее время это всегда связано с реальным переездом в другую страну и официальной сменой налоговой резидентности на более благоприятную, а не с получением второго гражданства.»
ООО "Элма Глобал"
ОГРН 1097746649417
Москва, ул. Смольная, дом 24 А, 10 этаж, офис 1022/2
Все изображения и фотоматериалы предоставлены сайтом: honoraryconsul.ru Новости на Блoкнoт-Воронеж