Гримаса Маргариты, или «Фак ю» сэра Ридли Скотта
Читайте также:
- Воронежский губернатор Гусев дал оценку деятельности местного футбольного клуба (07.12.2021 19:08)
- Полная ревизия перед озеленением ждет воронежские улицы (07.12.2021 17:00)
- На 1,3 млн рублей «нагрели» лжецелители воронежскую пенсионерку (07.12.2021 16:40)
Начало колонки вдруг переформатировало недавнее прекрасное событие - сэр Ридли послал кинокритика Долина, назвав его при этом «сэром»: Fuck you, sir, fuck you, thank you and go on.
За то, что тот сравнил «Последнюю дуэль» (18+) с «Царством небесным» и «Робином Гудом» не в пользу последних, мол, реализма не хватило. «Фак ю» Антону Долину от самого Ридли Скотта разнесли СМИ, кинокритик разволновался и понёс какую-то чушь про то, что не успел подготовиться к интервью. А вот если бы подготовился, тогда бы…
И что, интересно, тогда? Неужели понял, про что «Последняя дуэль»?
Из того, что довелось услышать в Ютуб (по причинам высокой температуры я ничего не читал), никто последний фильм сэра Ридли не разгадал. Ближе всех, пожалуй, подобрался историк-реконструктор Клим Жуков, но сделал вывод, обратный вложенному в кино смыслу. Пока же запомним неожиданную актуализацию реализма в истории о средневековом Божьем суде.
Но прежде синопсис отчётного кино, которое претендует на главное событие сезона до выхода «Матрицы 4» (а может и после неё). В 1386 году муж обесчещенной жены рыцарь Жан Де Карруж (Мэтт Деймон) сразился с насильником Жаком Ле Гри (Адам Драйвер) на глазах всего парижского света, включая придурковатого короля с супругой. Это был последний Божий суд поединком - а ему предшествовали долгий судебный процесс - в средневековой Европе, на котором преступник получил по заслугам. Тело Жака Ле Гри отправилось на Монкофон, где провисело нескольких месяцев в назидание окружающим. Позже пошли разговоры о том, что насильник не насильник, даже один из уголовников перед смертью сознался в надругательстве над женой рыцаря (что само по себе звучит нереалистично). Однако в кино места этим сомнениям нет, насилие - было, преступник понёс заслуженную кару.
То обстоятельство, что сюжет подаётся с трёх точек зрения - Де Карружа, Ле Гри и Маргариты Де Карруж (Джоди Комер) дало критикам (тому же Долину) повод сравнивать фильм Ридли Скотта с Росёмоном Акиры Куросавы, где подобное событие подаётся с 4 точек зрения - после этого, кстати, в культуре и появился Эффект Росёмона. И это первая ошибка в подходе к фильму сэра Ридли. Просто потому что, спустя 70 лет после Куросавы, снимать европейского Росёмона - это идиотизм. Тем более для автора «Бегущего по лезвию» и «Чужого».
«Последнюю дуэль» упрекают в затянутости, отсутствии классных твистов. Клим Жуков вообще недоумевает: почему в кино, которое позиционируется как основанное на реальных исторических событиях, перевраны эти самые события. «Ведь это сделало бы сюжет только интересней!» - восклицает критик. Например, почему не показано, как на суде пытали оруженосца Ле Гри, с которым тот ворвался в замок Де Карружа. Не подчеркнули, что обоим соперникам было уже за 50, притом что Маргарита - юная девушка. Не показали долгую историю судилища за землю между Де Карружем и Ле Гри, а также между Де Карружем и их общим патроном - графом Пьером Д'Алансон - Беном Аффлеком, который здесь не сразу узнаётся.
Бен Аффлек - в роли блондина графа Пьера
Вообще, есть закон - о чём бы ни снималось кино, оно всегда рассказывает о современности. И сэр Ридли сосредотачивается именно на истории изнасилованной Маргариты, проходя мимо всяких других «интересностей». Причём Маргарита показана единственным верным рассказчиком, протагонистом, в чьих показаниях не принято сомневаться. Остальные герои - что нарочито показано - явно видят себя лучше, чем есть на самом деле.
Многие отметили игру Джоди Комер, мол, ящик Оскаров она уже заслужила. И вот тут, в этой игре, кроется самое занимательное. Если пересказывать фабулу кино, то Марго - прекрасная жена, несчастная жертва и луч света в тёмном средневековом царстве. Однако, если акцентировать исключительно синематографическое измерение - что и как показала камера - вылепливается совсем иной образ.
Во-первых, это два разных поцелуя - с мужем около начала фильма и позже с Ле Гри - по велению мужа, в честь перемирия между феодалами. Маргарита целует мужа за новое платье и при этом кривит гримасу, словно ей поплохело. С Ле Гри же она демонстрирует лишь замешательство, что символический акт примирения тот хулигански обратил в реальный поцелуй. Это бросается в глаза.
Второе - свекровь периодически отчитывает Марго, что она подстрекает мужа к конфликту из-за земельного участка (был частью приданого, но граф Пьер распорядился по-своему) и отчитывает небезосновательно.
В-третьих, стоит обратить внимание на два странных момента в поведении Марго. Первый - перед дуэлью, когда до неё вдруг дошло, что она тоже рискует головой, и накидывается публично на мужа за то, что он якобы зашёл слишком далеко, защищая честь семьи и своё имущество (ибо жена в то время считалась собственностью мужа). Хотя он делает именно то, к чему она призывала, но по девичьей простоте как бы надеялась, что всё закончится светским судом. Второй - сразу после дуэли, когда израненный Де Карруж прямо на ристалище вертит Маргаритой во все стороны, свидетельствуя о своей победе. Да, выглядит это не очень благородно, но рыцаря победившего в смертельной схватке, в общем, можно понять. На лице же супруги явно читается раздражение. Невольно приходит мысль, что, если бы Де Карруж победил и сразу после этого сгинул со света, он бы не смог доставить жене большей радости. Когда они верхом покидают ристалище (к слову, в реальности Марго на дуэли не присутствовала), любящая супруга смотрит в спину мужа таким взглядом, что впору позавидовать мёртвому Ле Гри. Де Карруж крестится, а за его спиной какое-то змеиное шипение.
Кажется, Клим Жуков отметил, что параллелизм с попыткой изнасилования кобылы Де Карружа - глуп, ибо кобыла никогда не подпустит жеребца против воли, лягнёт так, что мало не покажется. А Марго безвольно сучит ногами во время пресловутой кульминационной сцены. Но не всё так просто. В начале фильма, по-моему, как раз насильник Ле Гри, ещё будучи верным корешом Де Карружа, шутит что-то про Елену Троянскую. Уверен, что такие проговорки сэр Ридли допустил не случайно. Ведь что такое Елена Троянская, если не Ангел Смерти, из-за которой сложили головы тысячи достойных мужей, заложив попутно одну из культурных основ нашей цивилизации. Сегодня эти и другие основы подвержены такой ревизии, которой не знала история нового времени. Демократия западного мира выродилась в лицемерие и геноцид белых мужчин. Фем-повестка стала современным фашизмом, когда достаточно заявления очередной фемины о преступлении (которое якобы имело 20 или 100 лет назад), чтобы до этого почтенный член общества превратился в гнусного растлителя, в проклятый спермобак.
Кстати, очень в тему лекарь в кино говорит бездетной Маргарите, что у неё преобладает чёрная жидкость.
Если прочитывать «Последнюю дуэль» в этом контексте, многое становится на свои места. И оргии с благородными дамами в замке графа Пьера (чего в средние века, конечно, не могло быть), и типа изнасилование в юности матери Карружа (что выглядит как бред, но очень современно). Потому, кстати, и не показаны пытки оруженосца Ле Гри, пыток ведь нет в современном суде, к сожалению.
Ридли Скотт выдал критику «новой этики», упакованную так, что рассмотрит её только очень внимательный зритель. Мелкими синематографическими мазками. Больше нельзя. Хотя сэру Ридли за 80, и он с 2003 года - настоящий рыцарь, но жить-то всё равно хочется.
Сэр Ридли
Ридли Скотт всегда исследовал границы человеческого, а «новая этика» безжалостна, в ней ничего человеческого уже нет. Забавно, как адепты этой «этики» хвалят режиссёра именно за протагонизм лапоньки Маргариты.
И просто прекрасно, что заканчивается фильм сценой, схожей с финалом «Сойки-пересмешницы» - этого манифеста воинствующего феминизма. Только даже в «Сойке» нашлось место для мужчины, как верного партнёра по опасным играм. В «Последней дуэли» даже в этом отказано. Потому что со времён «Сойки» фем-повестка и прочие «чёрные жизни важны» продвинулись ого-го как.
Так что критик Долин был послан режиссёром очень по делу, ибо ничего не понял и сравнивал горячее с солёным.
Возможно, и я навязал своё прочтение фильму сэра Ридли. Но знаете, почему ещё я уверен в правильности своей версии? Потому что иначе придётся признать, что отчётное кино вышло скучноватым. А такое допущение верный поклонник творчества мастера решительно отметает.
Виктор Лиходзиевский
Новости на Блoкнoт-Воронеж