Воронеж Воскресенье, 15 декабря
Общество, 30.12.2019 14:02

Как уничтожили один из локомотивов воронежской промышленности

Это предприятие когда-то давало множество рабочих мест, и оно постоянно демонстрировало успехи.

В уходящем 2019 году в Воронеже не стало очередного промышленного объекта с богатой историей. В июле арбитражный суд признал банкротом местный завод имени Калинина. Это предприятие располагалось на пересечении улиц Революции 1905 года и Свободы. Оно существовало аж с 1899 года. Причиной разорения стал долг в 23 млн рублей. Из этой суммы 16 млн рублей пришлось на московское ЗАО «Зодиак», которое покупает и продает недвижимость. Именно эта столичная компания и подавала иск о признании предприятия банкротом.

С уничтожением завода имени Калинина в Воронеже ушла целая эпоха, когда местные жители демонстрировали трудовые подвиги. Это было время людской самоотверженности и взаимовыручки. Наши предки хотели сделать что-то полезное для родного города и всей страны. Наше издание предлагает читателям вспомнить то славное время.

Днем рождения промышленного предприятия считалось 28 марта. В эту дату в 1899 году открылся механический и чугунолитейный завод, принадлежащий Константину Александровичу Веретенникову. Предприятие появилось на базе слесарной мастерской, где делали кузнечные, литейные и ремонтные работы. Располагалось же это место изначально в обычном сарае, который стоял на территории домовладения А. Н. Иванова. Постепенно хозяйственная постройка разрослась и расширилась. Итогом стало то, что завод Веретенникова, расположенный на 2-й Девицкой улице (нынешняя улица Свободы), зарегистрировали в городской управе.


Завод в конце XIX века

Изначальный капитал предприятия составлял по тем временам 10 тыс рублей. Там работало 45 человек. Основным направлением организации было все то же чугунолитейное производство, которое выполняли по собственным и моделям заказчиков. Кроме того, на заводе ремонтировали паровые котлы, локомобили, а также двигатели внутреннего сгорания. Спрос на все эти услуги в конце XIX и начале XX веков был в Воронеже очень высоким, о чем говорят финансовые показатели предприятия.

Так, уже к 1903 году объем производства выражался в деньгах в размере 95 тыс рублей, а работало там уже 120 человек. Еще через год предприятие уже производило услуг на 133 тыс рублей, а к 1907 году – 200 тыс рублей.


Завод в начале XX века

- После революции 1917 года механический и чугунолитейный завод Иванова и Веретенникова был де-факто взят под контроль рабочих и местных властей. В 1918 году предприятие получило название «Товарищество на паях», которым руководил фабрично-заводской комитет. Техническое и коммерческое руководство осуществлял наемный исполнительный директор. Главным направлением деятельности завода в начале 20-х годов XX века стало обеспечение агропроизводителей сельскохозяйственными машинами, а также ремонт существующего парка сельхозагрегатов – плугов, граблей, жаток, косилок. Кроме сельхозмашин на заводе был освоен выпуск соломорезок. Производство чугунного литья достигло тогда 32 тыс пудов в год, соломорезок – 2 тыс штук. В модельном, кузнечном, литейном, токарном и слесарных цехах работало 95 рабочих, 9 служащих и 2 инженерно-технических работника, - писал об истории завода доктор экономических наук Вадим Галкин.

В 1920 году предприятие назвалось 4-м национальным заводом третьей категории. Там все так же делались сельхозмашины, насечки и закалка напильников, ремонтировали плуги, культиваторы. Еще через четыре года во время НЭПа завод сдали новым собственникам в целях повышения эффективности работы. Теперь его стали именовать Кооперативом по механическому и чугунолитейному производству (Комехчуглит). Еще через два года власти снова взяли под контроль предприятие и окрестили его уже Государственным механическим чугунолитейным заводом. На заводе стали также производить узкоколейные вагонетки, глиномялки «Людекс» и прочие агрегаты. Все это было нужно для масштабных строек, которые интенсивно велись по всему Воронежу.


Литейный цех завода

Но вот, в 1930 году в наш город приехал «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Он осмотрел возводящиеся предприятия в столице Черноземья, беседовал с рабочими. После того визита на общем собрании Государственного механического чугунолитейного завода было решено присвоить ему имя Калинина.


Через три года на предприятии решили освоить производство механических прессов для кирпичной промышленности. Это направление станет затем основным на заводе и предопределит его дальнейшую судьбу. Переориентация производства была нелегкой, и поначалу делалось много брака. Однако с этим руководство нашего справилось, создав технический отдел, который, в свою очередь, распределили на отдел главного конструктора, отдел главного технолога и отдел главного металлурга. Это организационное решение благотворно повлияло на производство.



Ветераны завода до Великой Отечественной войны

- В декабре 1941 года завод им. Калинина был эвакуирован из Воронежа в Чимкент, где заводчане в кратчайшие сроки наладили производство. После освобождения Воронежа завод им. Калинина стал понемногу восстанавливаться. Вначале расчищалась территория, проводилось разминирование и обезвреживание невзорвавшихся боеприпасов. Потом восстанавливались помещения, закладывались кирпичом пробитые стены, устанавливались перекрытия. К концу 1943 года работниками завода и трудовыми отрядами были частично восстановлены помещения кузнечного, литейного и ремонтно-механического цехов, ограждена территория завода, восстановлены три небольших жилых здания. Несмотря на огромные трудности и разруху, производственная деятельность завода постепенно налаживалась. В 1949 году на предприятии было освоено 6 новых типов машин: две из них – по проекту заводских специалистов. В работу были запущены новые модели пневматических прессов и пневмомолотов, - отмечает экономист Вадим Галкин.


Памятник заводчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны

В послевоенное время завод занимался производством вместе с Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения. На предприятии разрабатывались инновационные узлы и агрегаты для совершенствования процессов обработки металлов штамповкой, давлением и резанием. Молоты, в свою очередь, оставались ведущими в линейке заводской продукции. Их организация делала все лучше и лучше. Так, в 1973 году там был создан самый большой высокоскоростной молот с энергией удара 250 кДж. Эта машина выполняла штамповку деталей, требовавших незначительной механической обработки и сложной конфигурации: лопаток турбин, крыльчаток вентиляторов. А еще через четыре года на указанном молоте применили комбинированное управление – ручное и педальное. Продукция была максимально простой, надежной и высокопроизводительной.


Продукцию завода имени Калинина в Советском Союзе получали многие крупные и средние машиностроительные предприятия. Это был настоящий драйвер воронежской экономики (наряду с заводом Коминтерна, авиационным заводом, шинным, СК и многими, многими другими). Но с приходом горбачевской перестройки у завода начались проблемы.

- Казалось бы, хозрасчет и самофинансирование, как принципы той эпохи, должны были послужить хорошим стимулом для творческой, плодотворной работы коллектива. Но повышение требований к качеству изготовления кузнечно-прессового оборудования, создавшийся со временем дефицит квалифицированных кадров, недостатки в менеджменте привели к тому, что в 1987 году план реализации продукции был выполнен всего лишь на 78,1%. Не лучшим образом для коллектива сложился и 1988 год. К его середине стало ясно, что руководство предприятия не справляется с накопившимися проблемами, - вспоминает тот период Вадим Галкин.


Собрание акционеров завода

Когда страна перешла на рыночные рельсы, спрос на прессы от завода значительно сократился. В этих тяжелых условиях 3 тыс сотрудников предприятия стали его акционерами. Однако смена формы собственности не повлияла на то, что завод стал приносить хорошую прибыль. Большинство крупных заводов Воронежа в 90-е годы стали кануть в лету. Такая перспектива ожидала и предприятие, носящая имя «всесоюзного старосты».

Почти все 90-е, «нулевые» и «десятые» годы площади завода брали в аренду разные коммерческие фирмы. Предприятие кое-как, но существовало. Как видим, оно было все-таки уничтожено.

В новое десятилетие Воронеж идет уже без завода имени Калинина, который когда-то бывал настоящим локомотивом местной экономики.

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
Организации: ЗаводОрганизации: промышленные предприятияСобытия: КраеведениеСобытия: История
1
2