Историк рассказал, когда в Воронеже был «золотой век»
Читайте также:
- Воронежцам напомнили, когда в их город приходили войска из Украины (22.10.2018 08:01)
- Сказ о том, как воронежский губернатор на двух стульях не усидел (28.03.2018 21:00)
- Опубликовано видео, как бойцы ДНР прикрывают воронежского депутата Госдумы (05.03.2018 16:55)
Несколько столетий назад наши предки жили богатой и безопасной жизнью, но все изменилось, когда власти ввели административный контроль.
Среди воронежских краеведов бытует мнение, что самым золотым временем в истории нашего города был период с 1950-го по 1990 годы. Столица Черноземья была восстановлена после Великой Отечественной войны, увеличилось население, строились предприятия, дороги, появлялся новый транспорт, были созданы условия для развития культуры и образования. То есть, росло качество жизни населения: росли и зарплата и возможности всестороннего развития. Сейчас, жизнь хотя и сытая, но эта сытость не для всех. Да и нет былой социальной защищенности. В городе устойчивая сверхсмертность – население восполняется только за счет миграции, идет деградация городского хозяйства. Так что, послевоенные 40 лет для столицы Черноземья исследователи определенно ставят на 1 место во всей ее истории.
Тем не менее, историк Николай Сапелкин уверен, что в Воронеже был еще один «золотой век». К сожалению, о нем сейчас вспоминают мало. Речь идет о периоде с 1614 по 1694 годы. Завершилось смутное время, Воронеж стал портовым и таможенным городом, и важной военной базой. Именно тогда здесь были созданы наиболее благоприятные условия для всего населения.
- В то время в Воронеже проживало от 5 до 7 тысяч человек. Это были воины по профессии и землепашцы по занятиям. Практически все население города были служивыми людьми, которые получали жалованье деньгами и землей (для усадеб, пашни, пастбищ и сенокосов), - рассказывает воронежский историк и писатель Николай Сапелкин. – Здесь были казаки, стрельцы, пушкари. В среднем тогда одна семья состояла из 5-7 человек. И почти в каждой из них был служилый человек.
Крепость Воронеж, рисунок XVII века
В это время в городе функционировало более 60 торговых лавок. Средства на покупку товаров у воронежцев были не только от военной службы. Хорошие доходы давало кораблестроение и речной транзит.
С 1614 года Москва ежегодно отправляла донским казакам за службу хлеб, сукно, холсты, порох, ядра, пушки, металл, деньги, вино. Это называлось – донской отпуск.
Каждый год до сотни казаков отправлялись посольством к московскому царю от Всевеликого войска Донского. Государь принимал этих послов трижды (при вручении верительных грамот, на крещенском богослужении и при проводах), чего не делал ни с одними послами из каких-либо других стран. Все казаки получали по возу разного добра, казну для всего войска, и под охраной стрельцов отправлялись в Тулу за оружием и железом. Далее следовали в Воронеж, где для них был собран хлеб, вино и ткани. В Воронеж они добирались к началу февраля и были на постое до большой воды – до середины мая. Воронежцы охотно сдавали жилье денежным казакам, казаки в течение трех месяцев обеспечивали хорошие доходы питейным заведениям и торговым лавкам.
Кроме того, воронежцы получали подряды на строительство кораблей как по государственному заказу для донских отпусков, так и для честных лиц – торговцев и донских казаков. Наши корабелы проявили себя прекрасными строителями боевых и торговых судов — стругов. Они были трех видов: малые - вместимостью около 20 человек, средние - до 60 человек, и большие, вмещавшие до 80 человек. Морской струг имел мачту для установки паруса. Корпуса морских, стругов для прочности оковывались железом.
Суда строили ежегодно и по нескольку сотен. Так весной 1660 г. было построено 500 морских стругов, весной 1663 г. - 175 стругов и 63 лодки.
За работу платили по 4 алтына в день, к тому же выдавалось по 3 чарки вина, по 2 кружки пива и по кружке меда на человека.
Казаки, имевшие посольский статус, сами донской отпуск не перевозили. До казачьей столицы - города Черкасска, их сопровождали воронежцы. Подряды на управление судами и сопровождение казаков шли также от государства.
- Такие взаимоотношения Руси и Всевеликого войска Донского можно назвать не иначе, как укреплением Русского мира. Отчасти можно провести историческую параллель нынешних связей Москвы с теми же ДНР или ЛНР. Царь говорил геополитическим соперникам того времени, османам или полякам, что отношения к казакам мы не имели – «они и вам воры и нам воры». Но на самом деле Русь их укрепляла, снабжала оружием, провиантом, деньгами. Воронеж в том деле играл самую значимую роль, - замечает Николай Сапелкин.
В те годы население нашего города только увеличивалось. Так, к 1650 году здесь насчитывалось 891 дворов, из которых на ратников приходилось 666 домовладений. То есть, служилые люди составляли 75% населения Воронежа. Остальные были священнослужителями, исправниками, торговцами. Часть воинов была освобождена от уплаты налогов – податей. Это были беломестные казаки, которые не являлись подданными московского царя. Они приходили из войска Донского в качестве иностранных наемников. Беломестные казаки получали жалование наравне с остальными, им выделялись земли, но от налогов были освобождены, так как не являлись подданными государя.
Беломестные казаки
Соответственно, описываемая сытая жизнь Воронежа XVII века была также еще и достаточно безопасной. Набеги, конечно, случались, но большое число ратных людей отбивали нападения агрессоров. В основном «донимали» крымские татары
- В 1617 году на Воронеж напали казаки-черкасы Речи Посполитой - поляки претендовали тогда на земли вплоть до Ельца. Между воронежцами и пятитысячным польским отрядом разгорелся бой. Он проходил на в слободе Чижовка у Бархатного бугра. Хотя захватчикам противостоял и меньший гарнизон, наши предки их «от города отбили и прогнали, и многих побили, а иных живых поимали» - комментирует Николай Сапелкин.
Относительно спокойная, свободная и сытая жизнь продолжалось вплоть до учреждения Воронежской епархии. В 1682 году в наш город прибыл епископ Митрофан. Он начал решать вопросы своего размещения и обеспечения. Началось давление на торговцев – часть лавок удалили из крепости, освободив место под храм и покои владыки. Началось давление на монастыри. Наиболее драматический конфликт случился в 1686 году, когда к воронежскому архиерейскому дому был приписал богатейший казачий Борщевский монастырь.
Монахи совместно с казаками пытались опротестовать этот указ, но епископ Митрофан подал царю жалобу на то, что казаки препятствуют ему управлять монастырем. На что последовало суровое наказание: казначея и семерых монахов велено было «бить плетьми и сослать в вологодские монастыри», а дьячка «бить кнутом нещадно и сослать в Холмогоры с женой и детьми на вечное житье», монахов из «донских казаков Василия Иванова, Ивана Степанова и Ивана Афанасьева из монастыря выслать на Дон… и впредь в том монастыре донским казакам никому не бывать». Все монахи и все жители села были изгнаны из Борщева.
Святитель Митрофаний Воронежский
- Ранее наш город был едва ли не самым веротерпимым местом во всей России. Здесь не обращали внимание, во что верит человек. Важнее было, каков он на службе, в работе. Соответственно, здесь было религиозное разномыслие. Однако с приходом святителя Митрофана с ним началась борьба. Особенно страдали от преследований староверы, которым пришлось уйти на Дон к казакам.
Церковные репрессии открыли новую страницу в истории Воронежа – началось закручивание гаек и усиление административного контроля. Всех жителей обязали платить подати, денежное жалование резко сократили, с 1694 года прекратились донские отпуски, уменьшилось число торговцев. «Золотой век» для нашего города ушел в прошлое! А с 1696 года начался новый период жизни горожан – время изнурительного труда на петровских верфях и массовых репрессий. Но это уже другая история - резюмирует Николай Сапелкин.
Илья Ершов