«Красная» власть вынуждала известных воронежцев объявлять голодовки
Объявив о конце оппозиции в регионе, губернатор-коммунист Иван Шабанов не нашел общего языка почти ни с кем.
На фоне приближающихся выборов в городскую и областную Думы воронежского региона особенно актуальным становится вопрос политических противостояний различных структур. С одной стороны, сейчас видно, как те или иные партии отстаивают диаметрально противоположные идеологии, выступают с различающимися друг от друга программами. Есть провластная сила в лице «Единой России», а есть либерал-демократы (ЛДПР), социал-демократы («Справедливая Россия»), коммунисты (КПРФ), национал-патриоты («Родина»).
С другой стороны, многие воронежцы не видят между названными партиями никакой разницы. Очень часто можно услышать тезис о том, что все политические силы в нынешней России так или иначе кормятся от властного «корыта». Вопрос только в цвете политической ориентации. Руководство, дескать, ничего не делает для улучшения жизни людей, а от оппозиции совсем не видно решительных действий по исправлению ситуации.
Какое мнение более верное, рассудит время. Хотелось бы отметить, что каких-то 20 с лишним лет назад этот вопрос был в Воронежской области однозначным. Существовала реальная оппозиция власти, она менялась в зависимости от того, кто приходил к руководству регионом, устраивались многочисленные митинги с громкими лозунгами, а временами даже устраивались голодовки.
В качестве наглядного примера того времени служит ситуация, сложившаяся в Воронежской области в конце 90-х годов прошлого века. Губернатором региона тогда был коммунист Иван Шабанов. Долгий период этот политик противостоял власти демократов, но в какой-то момент сам оказался мишенью для ударов недовольного большинства.
Губернатор общается с недовольными воронежцами
Иван Михайлович Шабанов пришел к власти в 1996 году при поддержке Народно-патриотического союза России и КПРФ. В начале своего правления областью всем запомнилась фраза этого политика: «С оппозицией в Воронеже покончено». По мнению Шабанова, все прежде несогласные с действующим курсом стали либо сами властью, либо переметнулись в лояльный лагерь.
Однако, как пишет историк и бывший советник главы обладминистрации Павел Кабанов, первые же кадровые решения губернатора показали, что ни о какой консолидации власти речи не идет. Исполнительные органы оказались зачищены от «идеологически чуждого элемента». По спецнабору в региональные органы власти пришли свои для Шабанова кадры, проверенные прошлыми митингами и шествиями. Что же касается социально-экономической проблематики, то из реальной плоскости она переместилась в выступления по телевидению. Бюджетники и пенсионеры продолжали влачить жалкое существование. А затем довились еще и задержки детских пособий.
Как бы то ни было, но кредит доверия к Ивану Шабанову у населения сначала был высокий. Позиции губернатора пошатнулись только через год. Первой ласточкой к этому стала голодовка, казалось бы, союзника губернатора, первого секретаря обкома КПРФ Руслана Гостева. Видя возрастающую безысходность людей, этот политик предпринял неординарный ход.
- В мае 1997 года Гостев провел голодовку в комфортабельной гостинице «Дон», требуя от правительства погашения долгов перед пенсионерами (стоило ли избирать губернатора-коммуниста, чтобы потом голодать в «обкомовской» гостинице?). Просидев взаперти в гостиничном номере почти три недели, Гостев поставленной цели, в смысле погашения долгов, так и не добился. Зато сколько было пиара! Журналисты ежедневно осведомлялись об ощущениях голодающего, врачи чуть ли не за дверью дежурили, даже депутаты Госдумы обратились с просьбой поберечь драгоценное здоровье, - писал Павел Кабанов в книге «Остров невезения».
Параллельно с Русланом Гостевым начал голодовку и известный воронежский правозащитник Вячеслав Битюцкий. Этот деятель был основателем просветительской организации «Мемориал». Она занималась поисками могил жертв политических репрессий в сталинские годы, добивалась реабилитации тех людей, помогало их родственникам. Однако в конце 90-х годов финансовое управление администрации Шабанова, вдруг, разослало письмо всем собесам, где не рекомендовало выплачивать компенсации, как оставшимся в живых политзаключенным, так и их семьям.
Многочисленные протесты и обращения губернатор стал игнорировать. Глава общества «Мемориал» из-за этого решил идти на более решительные действия. Он объявил голодовку.
- Акцию он проводил у себя дома, журналистов не привечал, но никто, по крайней мере, публично не усомнился в честности поступка Битюцкого. Через три недели голодовки его госпитализировали. Общественное мнение по-разному отнеслось к этим фактам. Если голодовка Гостева воспринималась с юмористическим оттенком, то Вячеслав Битюцкий, по версии газеты «Воронежский курьер», был признан в декабре 1997 года «Человеком года». В любом случае, эти и подобные факты постепенно закладывали в подсознание воронежцев негативное отношение к «красной» администрации, - говорится в книге «Остров невезения» Павла Кабанова.
В 1998 году институт общественного мнения «Квалитас» проводил опрос среди воронежцев об их отношении к местным органам власти. По части Шабанова ответы распределились по-разному, но уже было видно критическое отношение к этому политику. Полностью доверяли Ивану Михайловичу только 3,7% воронежцев, скорее доверяли 17,3% респондентов, скорее не доверяли – 27,8, а совершенно не доверяли – 46,7% опрошенных. То есть, три четверти местных жителей через два года после вступления Шабанова на губернаторский пост отказали ему в доверии.
Тот глава региона за свое правление разругался с полпредом президента Ельцина Борисом Кузнецовым. То же Руслан Гостев в КПРФ стал заявлять об отсутствии политической воли у Шабанова. Копилось недовольство на губернатора у руководства в районах (слышалась критика от таких авторитетных глав, как Виктор Шевцов и Василий Авдеев). Наконец, не нашел Иван Михайлович общего языка и с силовым блоком.
По городу оппозиция выводила народ на многочисленные митинги. Все были недовольны курсом, который избрал Шабанов в кресле губернатора. В итоге «красный» политик был у власти регионом всего один срок. В 2000 году на выборах губернатора победил руководитель УФСБ по Воронежской области Владимир Кулаков. В регионе началась совсем другая история.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж