Легендарный Ил-2, поднятый со дна озера, 45 лет назад стал памятником в Воронеже
Читайте также:
- Топ-5 главврачей Воронежа с самыми большими зарплатами (08.05.2024 14:01)
- Энергетики «Воронежэнерго» восстановили электроснабжение пострадавших от непогоды потребителей в основной сети 6-110 кВ (08.05.2024 10:53)
- Современность с отголосками «лихих 90-х»: каким был и каким стал воронежский рынок «Придача» (08.05.2024 18:00)
Этот штурмовик во времена СССР отыскали участники спортивно-технического клуба «РИФ», занимавшихся водолазным делом.
8 мая 1979 года в преддверии Дня Победы на площади Авиастроителей в Воронеже (напротив ВАСО) был торжественно открыт памятник - легендарный самолет Ил-2. Он символизирует героический подвиг летчиков времен Великой Отечественной войны. Также памятник посвящен трудовой славе воронежских самолетостроителей. На нем так и написано: «Самолет Ил-2 установлен в честь трудового подвига воронежцев в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Надо сказать, что за установкой самолета около ВАСО стояла удивительная история. Знаменитый штурмовик подняли со дна озера. Началась она с того, что во время Великой Отечественной войны жители села Ракитного, что под Белгородом, в 1943 году увидели объятый пламенем самолет. Штурмовик падал в озеро. Оказалось, что после боев на Курской дуге военное судно возвращалось с задания вслед за остальными восемью машинами. Самолет был явно не в порядке – его мотор гудел с перебоями, сзади тянулся черный шлейф дыма. Немецкий истребитель, выскочивший внезапно из облаков, выпустил по нему две огневых струи и добил. Ил-2 камнем полетел вниз, прямиком в озеро.
В водоеме судно лежало 35 лет. И вот, в 1978 году его достали со дна участники спортивно-технического клуба «РИФ», которые, как мы сказали, занимались водолазным делом. По частично сохранившимся документам были опознаны имена летчиков самолета. Это - командир звена 50-го отдельного разведывательного авиаполка лейтенант А. В. Бабель, техник-лейтенант А. А. Тюфяков и военнослужащий А. Я. Чирков.
Ил-2 доставили на Воронежский авиационный завод. Там стали решать, восстанавливать ли самолет, или же не нагружать себя внеплановой работой. В то время на потоке шло производство аэробусов Ил-86, сотрудники завода были плотно загружены. Соответственно, направить рабочих на восстановление Ил-2 было проблемой.
Однако ветераны предприятия в один голос сказали, что восстановление военного Ила – дело чести, и отказ не рассматривается. Все они отлично знали свое дело, так как в свое время сами строили грозные Ил-2. Но все равно реставрация штурмовика затянулась на целый год. Задача была непростой – среди привезенных из Ракитного деталей годных оказалось немного.
Параллельно с восстановлением самолета под руководством А. Крауэля шло проектирование мемориала. Все трудились с полной отдачей, не считаясь со временем. И сумели восстановить ильюшинский штурмовик Победы.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж