Блокнот
Воронеж
Среда, 22 октября
Общество, 23.09.2025 21:05

На бульваре Карла Маркса стали засыхать деревья с отрубленными корнями

Бульвар Карла Маркса – самая зеленая улица Воронежа


Естественно, и ее главная ценность в глазах людей (да и в финансовом плане тоже) – это озеленение, прежде всего большие деревья. На этапе создания концепции было выявлено, что является важным для жителей на данном бульваре, и, конечно, ценность озеленения была главной.

В то же время различные ремонтные работы, как правило, приводят к уничтожения зеленых насаждений, которые растут в месте производства работ. Даже если им не срубают стволы, их могут повредить так, что они в течении нескольких лет засохнут. При этом защитить стволы легко, а вот главная проблема – корневая система. Дерево можно погубить не только срубив его над землей, на уровне ствола, но и подрубив его под землей – отрубив корни. При этом от пенька еще может пойти поросль, если корни живые, а вот если вы загубили корневую систему, – дереву точно конец.



За последние 5 лет наработан большой опыт того, как во время ремонтов повреждают деревья, и как они потом засыхают – сразу или в течение нескольких лет. Давайте приведем несколько примеров с проспекта Революции, который примыкает к бульвару Карла Маркса.

Вот в начале ремонта проспекта Революции рос на тротуаре красивый и сильный каштан (если что, это определение самой мэрии).


Затем у него при устройстве плитки отрубили корни, и он почти сразу стал засыхать, и потом год от года дереву становилось все хуже. Может быть, мы бы и спасли каштан, если бы у него значимо расширили приствольное пространство, обеспечили полив и подкормку, но его оставили в квадратике погибать. С учетом того, как он выглядел в июне этого года, в следующем году большой каштан может засохнут окончательно.


А вот липы на Карла Маркса, которые тоже попали под ремонт плитки на проспекте Революции. У них отрубили корни, но несколько лет они держались, в том числе, благодаря новым газонам, которые для них сделали. Однако в этом году из-за климатического фактора ослабленные деревья все-таки стали засыхать.


А вот еще две липы. У левой повредили корни, и она год от года засыхает. Может, 2-3 года еще протянет, пока окончательно не погибнет.


Все это ждет и деревья на бульваре Карла Маркса. Вот, например, клен – самое красивое дерево осени, окрашивающее наш город в желто-оранжево-красные тона в октябре. Сейчас все сделано, чтобы они погибли. Во-первых, их закатали в плитку, а до этого они росли в газонах.


Во-вторых, под новую белую маркую плитку нужно было копать полметра. В-третьих, копали трактором, а не вручную. Как итог - чудовищное повреждение корневой системы.





После которого деревья уже стали засыхать.


А может быть, и еще хуже – упадут кому-то на голову, как упал клен в Орленке (по счастью, без жертв), который вырвало с корнями, отрубленными во время ремонта.


Причем, что касается бульвара Карла Маркса, то там клены больше всего «закатали» в плитку, хотя нужно было (если все-таки клумбу меняют на плитку), наоборот, оставлять им много открытого грунта, так как корневая система у них преимущественно поверхностная и легко повреждается.


Сейчас возникает сомнение, а есть ли в этом ремонте хоть одно проектное решение, направленное на повышение качества жизни граждан или, по крайне мере, на сохранение зеленых насаждений?

Причем такая ситуация будет с большинством взрослых деревьев. Вот закатанная в плитку липа, с поврежденным корнями уже стала засыхать.


То есть мы видим, что ремонт бульвара Карла Маркса идет по старой, отработанной схеме – замена больших деревьев на белую маркую плитку. Типичное злоустройство. Нужно ли менять большие деревья, которые очень тяжело вырастить (посмотрите на проспект Революции), которые растут десятилетиями и могут стоит миллиарды рублей, на белую маркую плитку, качество укладки которой, порой, вызывает вопросы сразу после открытия объекта, а через пару лет все становится еще хуже? 

Вопрос риторический.

Примечательно, что бульвар Карла Маркса победил в голосовании, набрав 40 тыс. голосов, но за все последние месяцы, когда тысячи воронежцев писали в соцсетях комментарии о том, что нужно спасти деревья или вообще отменить ремонт, не было замечено ни одного человека, который бы написал, что голосовал за этот объект и хочет увидеть его реализацию. 

Как говорится, можно «нагнать» бюджетников на голосование, но нельзя потом от них ждать, что они будут отстаивать свой выбор. Впрочем, аудиторию голосовавших мы, конечно, точно знать не можем.


Кстати, у нас еще не реализовали другую территорию – Детский парк, который выиграл конкурс аж в 2022 году, и за который проголосовало 20 тыс. жителей. Как говорится: мало ли, что люди проголосовали, главное, как чиновник решит.



Как же мы дошли до ситуации, когда главная зеленая улица может быть уничтожена под видом ремонта, да еще и за народные деньги?

Еще на этапе создания концепции автор этого материала (далее, просто автор) предупреждал, в том числе публично, о рисках предлагаемых там решений. Затем, на этапе проектирования, неутомимый автор продолжал оббивать чиновничьи пороги, пытаясь изменить проект и спасти самую зеленую улицу Воронежу. Чиновники были непреклонны – проектные решения были таковы, что зеленая улица подлежала уничтожению под видом ремонта. Ни областное министерство архитектуры, которое отвечало за создание концепции и курировало проект, ни городское управление архитектуры, ни управа района, как заказчик проекта, ни городское управление экологии – не стали менять проект с целью сохранения существующих зеленых насаждений (справедливости ради, нужно заметить, что городское управление экологии хоть как-то взаимодействовало с общественностью на тот момент по данному вопросу, хотя и без результата). 

Даже главе городской администрации Сергею Петрину автор неоднократно лично объяснял, почему нужно менять проект, но все впустую.

В общем, никто не стал вносить изменения в проектную документацию, и ее выставили на торги для производства работ. Тогда же в мэрии и состоялось последнее совещание перед началом ремонта, на котором присутствовал автор и объяснял все то, что и весь год до этого. Петрин спросил мнение главы управления экологии Галины Воробьевой, которая сказала, что проект ей нравится, и никакого риска для зеленых насаждений нет. Теперь мы видим последствия этой оценки госпожи Воробьевой.


К слову, деятельность Галины Воробьевой курирует замглавы администрации Людмила Бородина.

Как публично потом говорил сам глава администрации Петрин: «Против выступил один человек». Только представьте, против уничтожения самой зеленой улицы Воронежа выступил один общественник, а все чиновники выступили «за». Нужны ли такие чиновники? В общем, Петрин не мог не согласиться с большинством своих коллег, и деревья на Карла Маркса решили не спасать, а рубить им корни и закатывать в плитку. Это было уже личное решение Сергея Андреевича Петрина.

Уже когда подрядчик на работы был найден, по просьбе общественности министр ЖКХ Евгений Бажанов (через его министерство проходило финансирование работ) собрал рабочее совещание. На нем министр архитектуры Андрей Еренков заявил, что менять проект, чтобы спасти деревья, а также, чтобы удовлетворить желание большинства жителей и профильных групп (таких как художники, например) он не будет, потому что это может затронуть чувства создателей этого проекта, которых Еренков почему-то назвал архитекторами. Курирует работу министра Еренкова профильный зампред областного правительства Константин Кузнецов. Автор неоднократно лично просил этих двух чиновников спасти главную зеленую улицу от уничтожения, но никаких системных изменений проект так и не претерпел.

Примечательно, как много заказчик проекта в лице управы Центрального района и его главы Игоря Галкина писал о контроле работ и сохранении зеленых насаждений. Результат этого контроля и сохранения мы видим наглядно.





Курирует работу Галкина замглавы городской администрации Алексей Рыженин.

Контролировать работу подрядчика в вопросе сохранения зеленых насаждений там приходил только автор, но так как о начале конкретных земляных работ никто не предупреждал, то порой приходилось видеть уже «пепелище», корневое кладбище.


Впрочем, даже такой общественный контроль управа посчитала излишним, и в нарушение собственных договоренностей, запретила автору посещать объект. А ведь еще на совещании в министерстве ЖКХ общественность предлагала создать совместно с чиновниками рабочие группы по контролю работ, но последние отказались. Понятное дело, ведь тогда бы пришлось работать и реально контролировать, а кому из чиновников это надо? Проще же просто об этом постоянно писать.

Как же мэрия реагировала на публичную критику и все новые появляющиеся факты уничтожения зеленого бульвара. Основных реакций было две:

1)    Публичное вранье. Например, про то, что зеленые зоны не будут закатывать в плитку. Самое смешное, что, когда это уже стало очевидно, чиновники как ни в чем не бывало продолжили транслировать старое вранье.

2)    Заверения, что всё хорошо, всё под контролем, все работают.

Вдумайтесь, вместо того, чтобы реально признать проблему уничтожения самой зеленой улицы города и начать что-то менять к лучшему, чиновники не стали ничего менять к лучшему, а просто продолжили говорить о том, что все будет хорошо. Вот текст из последнего поста Петрина на эту тему:



Сколько людей обратилось лично к Петрину, а в ответ один отписки и общие слова, о том, что все будет прекрасно.

Более 2 тысяч жителей, уже потерявших надежду добиться улучшений от Сергея Петрина, обратились к губернатору Александру Гусеву в публичной петиции.


Как вы думаете, был ли какой-то положительный результат после обращения жителей к губернатору? Нет. Зеленый бульвар как уничтожали, так и продолжают уничтожать. Никаких системных изменений в проект так и не внесли.


Что же делать воронежцам, как спасти бульвар, даже если не помогло прямое обращение к губернатору Гусеву? Есть несколько вариантов.

1)    Суд. Есть основания полагать, что проектные решения нарушают действующие нормативы (кстати, не очень понятно, как принимали этот проект). Этот вариант имеет плюсы и минусы. Главный плюс – надежность, решение суда придется исполнять (конечно можно оспорить, но это дело долгое и ненадежное). Главный минус – долго и дорого (нужны экспертизы, а это не бесплатно), кроме того, есть вероятность, что местные суды встанут на сторону мэрии, и тогда придется идти уже в федеральные инстанции.

2)    Остановка финансирования на федеральном уровне. Мы видим, что региональные власти не могут решить проблему, значит нужно обращаться в вышестоящие инстанции. Но вероятность, что мэрия, с текущим уровнем ее управления сможет хоть как-то улучшить ситуацию – невелика. Значит нужно полностью останавливать работы, прекращая финансирование (бульвар ремонтируют прежде всего за государственные деньги, а не муниципальные). Этот вариант достаточно вероятен, потому что на федеральном уровне (например, в администрации Президента) все-таки слушают то, о чем говорить Президент, в отличии от нашего местного и регионального (судя по сложившийся ситуации). Президент Российской Федерации В. В. Путин: "Хочу подчеркнуть, главный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег. Главное – это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь." Если жителям не нравится ремонт этого бульвара, а местные власти не могут его улучшить и устранить недостатки, значит нужно его останавливать. Кроме того, конкуренция за федеральные деньги среди регионов – огромная, и если какой-то регион не может грамотно использовать средства для повышения качества жизни граждан, то есть десятки других, которые это могут, и значит нужно перераспределить деньги в их пользу.

3)    Механизмы личной ответственности чиновников. К сожалению, в Воронеже, мы часто видим, что чиновники не несут ответственности перед обществом за свои решения или их отсутствие. Поэтому важно вменить им эту ответственность на федеральном уровне (если на местном и региональном не получается). Нужно собрать всю официальную переписку, которая представляет собой по сути отписки от чиновников, публикации в СМИ и доказательства отсутствия позитивного результата. Далее вся документация везется в Москву и ложится на стол федеральному начальству. И так происходит раз за разом, а фамилии местных чиновников, в какой-то момент, в высоких кабинетах начинают уже знать на память. Для лучшего антуража, вся документация на чиновника может быть положена в папку с названием «Дело», где приклеен лист с его биографией и фото 3х4.

Вячеслав Минаков

Новости на Блoкнoт-Воронеж
ВоронежКарла Маркса
3
0