Воронеж Пятница, 05 сентября
Общество, сегодня, 12:02

От подъездов с бомжами до хипстерского парка: как Нововоронеж стал городом-конфеткой

От подъездов с бомжами до хипстерского парка: как Нововоронеж стал городом-конфеткой

Интервью с главой города Николаем Нетягой.

Если бы вы прямо сейчас откопали в пыльном чулане машину времени и отправились в Нововоронеж 1995 года – вы бы вряд ли узнали тот милый городишко, который радует глаз даже заезжим москвичам. Тогда это было печальное зрелище – загаженные подъезды, неухоженные дворы, старая инфраструктура. С тех пор многое изменилось. Какие-то населенные пункты так и остались глубокой периферией, а какие-то стали донской жемчужиной. Почему у Нововоронежа получилось? Об этом и многом другом поговорили с главой города Николаем Нетягой.

Ядерное начало

Николай Нетяга в школе любил химию, физику и математику. В старших классах уже задумывался, где можно применить свои сильные стороны – понимание точных наук. Отец инженер посоветовал изучать экономику. И юноша поехал вместе с одноклассником из родной Ольховатки в Воронеж, поступать на «эконом» ВГУ. Мысли стать летчиком или моряком остались просто ребяческими мечтами.


Николай Нетяга в школе, фото после марша юных ленинцев. Из семейного архива 


В середине девяностых выбор был не сильно велик. Целые заводы уходили в простой, иные рабочие коллективы просто разваливались. АЭС оставалась островком стабильности посреди этого шторма, и Николай Нетяга трудоустроился туда. Начав путь с должности экономиста по труду, дослужился до заместителя директора станции по экономике и финансам. А затем пошел во власть. Почему? Зачем?

Политика

– 10 лет назад вы стали главой городского округа. С какими мыслями шли во власть?

– Все началось с депутатства. В девяностые годы станция несколько отошла от города и была такая позиция – мы должны заниматься производством электроэнергии и платить налоги. Жить своей жизнью. В городской политике практически не было представителей атомной отрасли. Затем станцию возглавил Владимир Петрович Поваров. У него уже был совсем другой взгляд – он стремился преобразовать город, сделать его достойным. Тогда АЭС и начала вникать в городские проблемы, оказывать посильную помощь, влиять на процессы. В те годы мы группой товарищей – сотрудников атомной станции – пошли на выборы. В 2010 проиграли, но получили хороший опыт. Я прошел в городскую Думу в 2011 году, когда два депутата выбыли и случились довыборы. В начале десятых как раз и пошли положительные преобразования.

Откуда у города деньги

– Главой города я стал в 2015 году. Между атомной станцией и правительством Воронежской области было заключено соглашение – Росатом вкладывается в регион, регион за счет этого получает новые объекты, а налоги со строительства новых объектов идут в местный бюджет. Руководство АЭС и администрация города атомщиков определяют приоритетные мероприятия, направления развития. Это соглашение мы назвали «Бюджет развития». Единственно возможный, пожалуй, в тот момент. Потому что раньше все, что собирал город, уходило на текущие нужды. А эти деньги шли на социальную инфраструктуру – стадион «Старт», арена «Остальная», «Атом Арена», благоустройство территорий, полное обновление магистральных теплосетей. Каждый год спорили с депутатами, куда потратить эти деньги, относились к ним максимально бережно.

Своей главной заслугой считаю то, что нам удалось сохранить это направление развития и даже расширить. Сейчас мы ремонтируем школы, детские сады, раньше мы не могли себе финансово это позволить. Выстроили единую систему: исполнительная, законодательная власть, руководство предприятий – все вместе работают на благо города, как единая команда.

Еще из важного – нам удалось изменить психологию жителей. Раньше все жили по принципу «мне все равно». Грязные открытые подъезды, в которых ночуют бомжи, захламленные дворы. Люди не верили, что можно что-то изменить. Сейчас картина совсем иная. Дворы, клумбы, подъезды – все ухоженное, все заботятся о том, чтобы наводить красоту вокруг себя.


Тогда 


Сейчас


Тогда


Сейчас


Тогда 


Сейчас

Рай, Родина, хоккей

– Совсем недавно Нововоронеж посетила известная экономистка Наталья Зубаревич, профессор МГУ. И после визита сказала, что «этот город – Рай, какого она в жизни не видела». Что вы ей такого показали?

– У меня первая мысль была – человек никогда не был в городе, а у нас с высокой стороны Дона весь Нововоронеж виден как на ладони. В первую очередь мы повезли ее туда. Там впечатляющий пейзаж, красота необыкновенная. Показали атомную станцию. И она воодушевилась. Потом ничего особенного мы уже не показывали и специально не старались угодить. Провезли по новым объектам, которые у нас есть, по улочкам покатались, рассказали про наше экономическое соглашение. Она человек въедливый, очень внимательный к цифрам, в том числе. Видела многие города, знает, как в них формируются бюджеты. Так что лично для меня было важно другое – она сказала «вы все делаете правильно». Вот это для меня высокая оценка.

Единственное, в чем мы не сошлись – я все рассказывал, как мы хотим город развивать, увеличивать население, открывать новые промышленные предприятия. Она меня критиковала. Говорит, зачем вам это надо? Вы живете хорошо, а расширение не всегда приносит пользу городу. Но мы остались при своем – хотим новую промзону, хотим новых инвесторов, хотим новые рабочие места.

– Что нужно сделать, чтобы в Нововоронеже жилось еще лучше?

– Ну, как я и говорил, 275 гектаров Гослесфонда мы хотим перевести в земли промышленности и привлечь в город новых инвесторов. Администрация занимается сейчас этим. То, что мы со всех сторон окружены землями Гослесфонда, несколько ограничивает нас в развитии.

– Если бы на вас вдруг посыпались миллиарды из федерального бюджета, какой большой проект вы бы реализовали?

– Сделал бы жемчужину из набережной и парка. Это два объекта с огромными территориями, которые нам без помощи сверху трудно потянуть.

– Какие места в городе – ваши любимые?

– Парк в центре города и ледовая арена «Остальная». Регулярно посещаю. Очень красивой она получилась. Приятно там быть, приятно испытывать эмоции от игры в хоккей. Еще рядом с улицей Аленовской, где я живу, есть лесной массив. Там дубы, очень приятно там гулять. Конечно, благоустройство не как в парке, но удовольствия получаешь не меньше. Гуляю там с собакой.

– Почему вам нравится хоккей?

– Может, потому что это одна из немногих вещей, которыми никогда не занимался. Детство я провел в Ольховатке, до ближайшей хоккейной коробки было три километра. Не сложилось с хоккеем. А тут, когда появилась «Остальная», затянули коллеги.



– Бываете на малой Родине? Как Ольховатка, развивается?

– Радует Ольховатка. Там тоже появляются новые благоустроенные территории. Не так давно был проездом, посетил то место, где жил в детстве. Там сделали новую дорогу с освещением, пешеходную дорожку свежую проложили. Раньше это была окраина поселка, было и грязновато, и темновато. Зашел к соседям, пообщались – помнят.

Школу, в которой я учился, капитально отремонтировали. Видно, что идет движение, идет развитие. Люди стараются сделать жизнь краше и удобнее. Парк сделали вдоль реки Черная Калитва. Площади, набережная, лодочная станция. Ольховатка живет.

– Что для вас значит быть главой города?

– Прежде всего ответственность перед жителями.

– Говорят, что успех Нововоронежа – это во многом заслуга руководства АЭС. Какова роль атомной промышленности в жизни города и, может, даже региона?

– Атомная отрасль одна из ведущих. Она, как локомотив, тянет развитие и других отраслей – машиностроение, топливный дивизион, производство изотопов, медицина (радиология), новые материалы, ветроэнергетика. На все это Росатом оказывает существенное влияние, внедряет, финансирует инновации. Причем я уверен, что в дальнейшем роль Росатома в экономике страны будет только возрастать.

Сегодня атомная станция напрямую влияет на экономику региона, в котором она находится. Далеко за примером ходить не нужно – Нововоронежская АЭС - основной налогоплательщик в бюджет Воронежской области.

Александр Ежевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Новости НВАЭС  Лица города  
1
0