Воронеж Среда, 24 апреля
Общество, 18.10.2021 15:00

Первый взгляд на обновленный Театр кукол – не идеально, но катастрофы удалось избежать

Как мы помним, прошлой зимой при начале ремонта театра кукол «Шут» произошёл большой скандал. Горожане увидели в смете проекта, что натуральный камень с театра снимут и облицуют его керамогранитом с технологией вентилируемого фасада. Возмутило это не только жителей Воронежа, но и изначальных авторов проекта и их родственников.

После этого глава регионального департамента строительной политики Сергей Потапов выступил с заявлением, в котором сказал, что применение технологии вентилированных фасадов и использование керамогранита даже не рассматривалось, а эти виды работ были взяты лишь для сметного расчета. В результате технология вентфасадов все равно осталась, а вот облицовочный камень заменили на натуральный. 

При выборе материала облицовки остановились на двух вариантах: известняк (производитель Липецкая область), или доломит (производитель Саратовская область). Известняк лучше подходил прошлой облицовке Театра по цвету и фактуре и больше нравился архитекторам из рабочей группы, зато доломит был более долговечен и приспособлен для вентфасада. Кроме того, такой же известняк применялся при отделке здания крематория, которое победило в федеральном архитектурном конкурсе Russian Project 2020 и в целом получило положительные отзывы архитектурного сообщества.


Фото с сайта крематория

В результате был выбран доломит, что вызвало серьезные опасения за качество итогового облика Театра кукол, но обо всем по порядку.

Начать анализ нового облика Театра стоит не с фасадов, а с крыши, которую отремонтировали до этого – из белой она стала красной.

Вот такой крыша была изначально.


А вот так изменили ее цвет.


Можно спорить об эстетических качествах данной крыши, но то, что новый цвет сделал ее более тяжеловесной и в целом лишил Театр легкости и образа «воздушного замка», - аргумент, с которым мало кто спорит.

Что касается мнения жителей, то опрос в интернете показал, что воронежцам больше нравится вариант Театра с изначальной белой крышей.


Сторонники красной крыши иногда говорят, что именно такой цвет и задумывался авторами здания изначально, а значит авторский замысел не нарушен, а, наоборот, восстановлен. Люди, которые об этом сообщают, почему-то забывают добавить, что под красную (медную) крышу планировались и фасады из красного туфа, а вовсе не получившиеся в итоге белые фасады – под них как раз-таки и сделали (вернее оставили) белую крышу. Поэтому с красной крышей авторский замысел был не восстановлен, а все-таки нарушен.

На фоне всего вышесказанного идея с красной крышей была скорее неудачным шагом. Кроме того, прежде чем принимать такие важные решения, нужно было уведомить, а еще лучше спросить мнение горожан. А то получается, что новый облик одного из самых народно любимых зданий определили между собой чиновники и руководство Театра, не спросив горожан.

Изначально при ремонте фасадов Театра планировалось сохранить цвет оригинальной облицовки, о чем свидетельствует картинка итогового вида здания, которую можно найти на сайте Театра здесь.  


Однако когда был выбран доломит, фасады получились темнее и более песочного цвета.


То есть по сути решили пойти по пути подбора цвета фасада под крышу – сейчас более темный фасад стал её уравновешивать. Это решение безусловно имеет свою логику и смысл, но на взгляд автора данного материла лучше было бы все-таки не менять цвет фасадов, а крышу при очередном ремонте заменить на белую – тогда можно было бы вернуть изначальный облик Театра, к которому горожане привыкли за десятилетия.

Разберем фасад более подробно.

1) Когда решили использовать доломит, то было опасение, что цвет фасадов изменится в сторону более темного и красного.


На фотографии видно, что кусок оригинальной облицовки (сверху) светлее и желтее, а доломит темнее и уходит в красные оттенки. Хорошо, что такого сильно отклонения удалось избежать, и сейчас фасады имеют скорее темно-песочный цвет.

2) Были вопросы по поводу большого контраста различных плит облицовки, в результате чего появился бы эффект «шахматной доски».


Безусловно, от данного эффекта не удалось избавиться полностью (что, в общем-то, мало достижимо с натуральным камнем), и он явно присутствует, однако не переходит в неприемлемую форму.


Как говорят архитекторы, со временем под влиянием погодных условий эта разница сотрется, и фасад будет более однородный. Скорее всего так и будет, однако с доломитом ждать этого придется достаточно долго, так как он очень устойчив к климатическим воздействиям.

Отдельные вопросы вызывает разница цвета стен возле «башни».


Вероятно, эта разница тоже сотрется, но должно пройти достаточно много времени.

3) При выборе гладкого доломита, а не известняка, имеющего свою рельефную текстуру, был риск, что даже натуральный камень будет смотреться как керамогранит. Надо сказать, что от этого эффекта не удалось до конца уйти – в новом облике Театра есть ощущение новодела и даже некоторой «пластиковости», однако с течением времени данные неприятные эффекты будут стерты погодными условиями и появится эффект старения. К сожалению, как было сказано ранее, с доломитом этого придется ждать долго. 

4) Лепнину почти полностью повторили оригинальную, кроме верхнего карниза. Там упростили. Почему так произошло, неясно.

Подводя итоги, можно сказать, что обновленный облик Театра ожидаемо не стал шедевром и уж тем более не выглядит лучше, чем оригинал, но по крайне мере катастрофа, которой многие опасались, не произошла. Да, ремонт Театра прошел по краю – еще немного хуже, и был бы полный провал, но смогли вытянуть.

Надо признать, что никто бы не простил региональной власти провала ремонта столь знакового здания. В случае, если бы здание было испорчено, общественность обратилась бы с открытым письмом к замминистра культуры, которая приезжала инспектировать объект, и в федеральные СМИ в связи с тем, что жители миллионного города и замминистра были обмануты местными чиновниками, которые провалили ремонт, финансируемый из федеральной казны. 

Был бы большой федеральный скандал. Непонятно, кто из чиновников понес бы ответственность – господин Потапов уволился. Но вот политическую ответственность точно взял бы на себя губернатор Александр Гусев. Также встал бы вопрос о дальнейшем финансировании такого ремонта. 

К счастью, ничего этого не произошло, однако ремонт еще не закончен и прошел испытание только «первым взглядом», что будет дальше – будем смотреть, письмо замминистра все еще не исключатся на 100%. 

Глава Института общественного мнения Вячеслав Минаков

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
5