Воронеж Воскресенье, 16 февраля
Общество, 24.12.2013 08:29

Почему жителей Рамонского района лишили всенародных выборов

Почему жителей Рамонского района лишили всенародных выборов
8 сентября, когда на очередных прямых выборах население Воронежа определил главу города, а в районах области избирались депутаты в районные советы, очередных выборов депутатов Совета народных депутатов Рамонского муниципального района, которые должны были бы состояться в тот же день, – не проводилось.

 

23 октября состоялось первое заседание сформированного без выборов районного совета, чем завершилась совместная «спецоперация» «Единой России», администрации Воронежской области и руководства Рамонского района по отмене прямых выборов депутатов районного совета (так называемая инициатива совета Скляевского сельского поселения).. Однако, протесты жителей района, требующих прямых выборов в районный совет не прекращаются.

 

Вместо прямых выборов осуществлено формирование Совета из глав поселений и депутатов поселений (по одному, дополнительно к главе поселения, депутату от каждого из шестнадцати поселений). То есть, такие поселения как Ломовское, Сомовское, Павловское, Чистополянское, Карачунское, (соответственно 268, 385, 406, 492, 503 избирателей) будут представлены в составе районного совета двумя депутатами каждое. А от Рамонского городского поселения, в котором живет более 8 тысяч избирателей, в составе совета также два депутата. Более того, 11 поселений, в которых в совокупности зарегистрировано 7417 избирателей, или 29,7 % от общего их числа, делегируют в состав Совета 22 депутата из 32, то есть более 2/3 его численного состава и могут осуществлять деятельность представительного органа района вне зависимости от мнения и позиции населения в других поселениях.

 

Если поверить публичным разъяснениям бывшего уже главы района и, по совместительству, члену Обкома КРПФ Николаю Сомову, такой дисбаланс и является целью реформы. На прямой вопрос – зачем, невнятный ответ – так можно. Можно то можно, но зачем?!

 

Зачем это надо населению?

 

Решение о переходе к такому способу формирования районного совета было принято не населением района, не избирателями, а руководящей верхушкой - главами и депутатами сельских поселений и при участии работников сельских администраций (ну разве может мнение наемного работника отличаться от мнения начальства?) общим числом менее 200 человек (менее 1% от общего числа голосующих). Тогда как только для вынесения (а не для принятия решения) вопроса на референдум необходимо собрать не менее 5% подписей. Если исходить из той конституционной формулы, что источником власти является народ, то можно констатировать, что власть совершила мощный рывок, мощный отрыв от своего источника.

 

День выборов на селе – всегда праздник. Зачем, вернее за что, население Рамонского района лишили праздника? Почему лишили еще одной возможности выразить единодушную поддержку руководству района?! Или, в районном руководстве, наученном горьким опытом выборов 2008 года, в такой поддержке сильно сомневаются?

 

Кроме очевидного дисбаланса в представительстве отмена прямых выборов приводит еще и к уничтожению ранее разрекламированной новизны в муниципальных выборах – к отмене смешанной избирательной системы (одновременное голосование на муниципальных выборах в районный совет по партийным спискам и по мажоритарным округам), что не позволяет избирателям выразить на муниципальных выборах свои политические предпочтения. Кто не знал - с этого года местные выборы в районные советы должны были бы проводиться по смешанной избирательной системе (так же как выборы в областную Думу), То есть половина депутатов районного совета должна была бы избираться по партийным спискам, другая половина - по мажоритарным округам.

 

В определенном смысле это избавление населения от «непосильной» для него, по мнению районного руководства, задачи – «правильно» проголосовать на муниципальных выборах. Но эта задача и прежде успешно решалась - «правильным» заполнением протоколов избирательными комиссиями. А как главы поселений, уже в качестве депутатов, будут осуществлять контроль сами за собой и над районным руководством?

 

При этом нередки случаи привлечение глав поселений района или их заместителей к уголовной ответственности за превышение полномочий или мошенничество.

 

Вообще законодательство о выборах очень часто видоизменяется. То прямые выборы губернаторов отменяются, то вновь вводятся, то их проведение отдается на усмотрение регионов. То в Госдуму избирают по смешанной системе, то только по партийным спискам, то опять по смешанной. В этом контексте ничего странного в том, что время от времени предпринимаются попытки «втиснуть» местное самоуправление в «административный сюртук».

 

Шаг вперед, два шага назад? Выбирать нельзя назначить? Шизофрения и оранжевая паранойя в административных головах?! Это все имеет место, но только отчасти.

 

Представляется, что главная, стратегическая задача странного на первый взгляд, реформирования местного самоуправления – максимально, насколько возможно, исключить население, политические партии (кроме «Единой России») из процесса формирования органов власти как на местном, так и на областном уровнях.

 

Представьте себе, что Воронежская областная дума формируется не прямым голосованием, не с участием политических партий, а из глав районов и депутатов районных советов – по два депутата от района и от города Воронежа - вне зависимости от численности населения районов. Например, от Эртильского, Репьевского, или Воробьевского районов с менее чем тридцатитысячным населением по два депутата – глава района и один из депутатов - и от миллионного города Воронежа – тоже два депутата. И для этого достаточно, чтобы две трети районных Советов депутатов в течении года поддержали подобную инициативу. Скажете – невозможно, противоречит Конституции?! А почему нет?! У кого сомнение, что Госдума в ее нынешнем составе примет любой, независимо от интересов населения закон?! И признал же

Конституционный суд РФ соответствующей Конституции аналогичную норму, внесенную в закон о местном самоуправлении. И где гарантия, что не признает конституционной аналогичную норму, внесенную в законодательство о выборах государственных органов публичной власти субъектов РФ?! Сначала расскажет красивую сказку о «многообразии организационных моделей публичной власти», об «учете исторических и местных традиций» или «эффективном решении вопросов в интересах населения», а затем признает такой закон конституционным. А, если потребуется, то и Конституцию поменяют.

 

С учетом того, что «Единая Россия» стремительно теряет доверие населения в крупных, да и не только, городах, искушение проворовавшейся бюрократии провести очередную реформу избирательной системы в своих исключительно шкурных интересах будет только нарастать. И, естественно, инициатива такой «реформы» будет исходить от региональных органов представительной власти. Кто может исключить, что такая инициатива не готовится в кулуарах Воронежской областной Думы или администрации Воронежской области?! И, естественно, по просьбе населения! С «учетом исторических и местных традиций»!

 

 

 

Шкурные традиции

 

Прикладная же задача очевидна – исключение из повестки дня одного из двух избирательных циклов в местном самоуправлении. Долой выборы, долой конкуренцию за депутатские мандаты. Для властей - забот меньше. Экономия начальственных сил, времени и средств. А отстранение политических партий от местных выборов - вообще полный восторг. Тем самым во многом исключаются из предвыборной агитации темы федеральной повестки дня. Остаются, как всегда, - «дураки и дороги». Дороги – условному «трубникову», или кого там назначат хранителем «административного общака», а остальным дуракам – море бесплатных обещаний об их социальной поддержке и сдерживании коммунальных тарифов.

 

А какая экономия! Не надо тратиться на агитацию, не надо тратиться на самый популярный у населения способ агитации – на подкуп избирателей. Как показывают последние известия с избирательных баталий в Семилукском районе, покупка одного голоса (с учетом накладных расходов на организацию этого самого подкупа) оценивается в две тысячи рублей. Минимальный бюджет избирательной кампании «на победу», то есть для скупки половины голосов избирателей в Рамонском районе составил бы 25 млн. рублей, а то и больше. Нет, наверняка больше. Поскольку необходимо стимулировать правоохранителей на «отлов» скупающих голоса конкурентов с одновременным охранением «правильных» скупщиков.

 

Какие же «исторические и местные» традиции, характерные для населения Рамонского района Воронежской области, легли в основу принятого решения? В первую очередь – присущие подавляющему большинству патернализм и шкурность, отражаемые в таких народных поговорках как «начальник всегда прав» или «своя рубашка ближе к телу». Размер шкуры у каждого свой – кому достаточно бутылки за голос, а кого и за миллион от «муниципального корыта» не оторвешь.

 

Ни для кого не секрет, что депутатский корпус местного самоуправления традиционно формируется по предложению начальства и основным критерием, по которому начальство осуществляет отбор кандидатов, является лояльность. И всякое самовыдвижение не по воле начальства расценивается последним как фронда, как угрожающее устоям власти злостное вольнодумство и неповиновение. А побудительным мотивом для депутатов является не более чем возможность «быть ближе к телу», да и отказ от сделанного начальством предложения может быть расценен этим начальством как нелояльность. Со всеми вытекающими последствиями: кто не снами – день, может и проживет, но, будьте уверены - житья не дадим.

 

Ничего удивительного в том, что спущенная из администрации Воронежской области «инициатива» Скляевского сельского поселения об изменении порядка формирования Рамонского районного Совета была единогласно поддержана еще двенадцатью советами поселений. Полный и безоговорочный «одобрямс». Воспитанная в поколениях историческая традиция в действии.

 

Не случайно для «развития многообразия форм местного самоуправления с учетом местных и исторических традиций» был выбран именно Рамонский район. На предыдущих выборах в районный совет в марте 2008 году тогдашнее руководство района потерпело сокрушительное поражение, и «исправить ситуацию» региональному руководству «Единой России» удалось колоссальными усилиями всех ветвей власти, включая и судебную. И одной угрозы того, что избирательная компания пойдет по сценарию 2008 года и в состав районного совета могут войти неконтролируемые местной бюрократией депутаты, привело местное, да и региональное руководство «Единой России» в панику. Так, при голосовании 08 сентября по партийным спискам в Семилукском районе, «Единая Россия» получила только 39,65 % голосов.

 

С другой стороны не надо сбрасывать со счета карьерные интересы главы администрации Рамонского района Виктора Логвинова. Желание, им не скрываемое, о продвижении на более высокий уровень бюрократической лестницы не покидает мелкопоместного сатрапа.

 

Для получения очередного оценочного балла ему необходимо было попасть в список – праймериз «Единой России» при выдвижении кандидата на пост мэра Воронежа. Ясно, что кандидатура не пройдет, что Гусеву он не соперник, но дополнительная строка в служебной характеристике может быть и зачтется. Но кто же допустит главу администрации района даже на предварительный этап, если в тот же период будут проводиться выборы в районный совет?! Вывод очевиден – выборы в районный совет отменить. Конечно мотив мелкий, но ведь своя - то рубашка ближе к телу. И, опять же, каков человек - таков и мотив.

 

 

 

Оппозиция по умолчанию

 

Характерно, но карьерное продвижение Виктора Логвинова лоббирует и лидер Воронежских коммунистов Сергей Рудаков. В своем интервью интернет-ресурсу 36on.ru он, назвав кампанию по выборам мэра Воронежа «цветочками», заявил буквально следующее:

 

«Ведь можно найти и во властных структурах человека, которого бы поддержала в качестве консолидированного кандидата, в том числе, и КРПФ. Например, кандидатуру рамонского главы Виктора Логвинова компартия, очень возможно, и поддержала бы. И отказалась от борьбы на этих выборах. Что сразу бы снизило политическое напряжение, сделало ситуацию более предсказуемой».

 

В определенном смысле лидер областных коммунистов не только по умолчанию поддержал инициативу своего рамонского партайгеноссе Николая Сомова, но уже сегодня сделал сильное заявление. Не только продемонстрировал пренебрежение по отношении к официальному кандидату КПРФ на пост мэра Воронежа Константину Ашифину, но и в неявной форме «анонсировал» свое отношение к выборам главы региона, которые должны состояться уже в следующем 2014 году.

 

Долг платежом красен. И, в обмен на отмену муниципальных выборов в Рамонском районе, Виктор Логвинов, Николай Сомов и примкнувший к ним Сергей Рудаков, скорее всего, будут продвигать следующую «инициативу» - «о выборах губернатора Воронежской области Воронежской областной Думой из кандидатов, предложенных президентом РФ». Естественно, с целью политической предсказуемости. А, если не удастся, то он, Сергей Рудаков как кандидат в губернаторы от основной оппозиционной партии, возможно, будет активно агитировать за Алексея Гордеева и всячески продвигать идею об отмене намеченных на 2015 год прямых выборов в Воронежскую областную думу. Если, конечно, эта идея будет сочтена целесообразной и одобрена в соответствующих кулуарах.

 

Конечно, каждый имеет право преследовать свой личный интерес. Что рядовой избиратель, не видящий и не ищущий от выборов иного, чем выпить и закусить «на халяву», что добивающийся выгодного контракта депутат, что алчущий карьерного роста глава администрации. Однако, в депутаты, во властные структуры зачастую попадают откровенные хапуги, жлобы, считающие, что они вообще ничем не обязаны обществу. Или, «отцы народа», думающие, что удовлетворив сиюминутные запросы электората, они имеют право на свою несменяемость во власти и, более того, имеют право изменять «под себя» способ ее формирования. Такой демонстрирует партия власти патернализм – шкурный, жлобский.

 

Семен Болотовский  Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0