«Свадьба» Бычкова срезонировала с уголовным делом после Боякова во МХАТе
Читайте также:
- Опубликован указ губернатора о новом ужесточении ковидных мер в Воронеже (24.01.2022 15:42)
- Свинка Пеппа и Супермен произвели фурор на катке в центре Воронежа (24.01.2022 15:20)
- Конкурент фаворитки Нетесова на выборах обанкротился в Воронежской области (24.01.2022 14:20)
На выходных стало известно, что в Москве возбуждено уголовное дело по факту хищения более 4,2 млн рублей из кассы МХАТ имени Максима Горького, который недавно покинул воронежский культуртрегер Эдуард Бояков.
Напомним, выпускник журфака ВГУ Эдуард Бояков прогремел в Воронеже в гордеевскую эпоху, когда в 2013 году выступил в облправительстве с докладом «Воронежский пульс». Событие положило начало 10-летию турбулентности в воронежской культуре. Первым был уволен многолетний руководитель Театра оперы и балета Игорь Непомнящий, который выступил против господина Боякова.
Эдуард Бояков, напомним, прослыл тогда как фаворит четы Гордеевых – Алексея Васильевича и Татьяны Александровны, неформально руководившей культурными проектами.
Культуртрегеру поручили переформатировать всю воронежскую культуру, в частности, для этого он был назначен ректором ВГАИ. И даже на время подвинул с пьедестала «худрука в законе» Михаила Бычкова.
Позже, уже из Москвы, Эдуард Бояков с государственных и патриотических позиций едко раскритиковал Михаила Бычкова за отношение к Новороссии/Донбассу и фестивалю «Русское лето», который мог составить конкуренцию Платоновфесту. Возможно, это была ответка - ведь Воронеж и пост ректора ВГАИ господин Бояков покинул, по его собственному признанию, потому что был «съеден» местной элитой. Но какая «элита», способная съесть фаворита четы Гордеевых, на тот момент осталась в Воронеже? Только другой фаворит - Михаил Бычков.
По мнению экспертов «Блокнот Воронеж», худрук Камерного театра и Платоновфеста ловко использовал Эдуарда Боякова в своих интересах. Культуртрегер своим докладом «Воронежский пульс» институционально подверг сомнению культурный процесс в Воронеже, что был до него.
- Тогда было подозрение, а сейчас есть уверенность, что Бычков действовал Бояковым как палкой с тряпкой на конце, - приводит метафору собеседник издания, близкий к региональной власти. - Разметал всех. «Старики» ушли. Молодежь, которая не приняла новых установок – разбежалась. Получается, Бычков применил Боякова для того, чтобы потом строить своё. А как Бояков стал не нужен, съел его.
Сегодня под Бычкова выделяются и осваиваются бюджеты (например, на дорогостоящие спектакли маэстро Бычкова в той же Опере), а за результат никто не отвечает. При Игоре Непомнящем маэстро смог выступить только с экспериментальным спектаклем «Искатели жемчуга». Зато, когда в ходе перетасовки временных худруков (забраковал Морозова, подобрал в Москве Огиевского), «худрук в законе» обосновался в Опере, он развернулся не на шутку.
В 2016 году поставил «Дон Жуана», в 2017 - «Родину электричества», в 2021 - «Свадьбу Фигаро», которая и аукнулась скандалом.
Претензии «Свадьбы» и департамента культуры Марии Мазур на победу в шести номинациях «Золотой маски» поставил под сомнение разнос в пух и прах спектакля оперным критиком Вадимом Журавлёвым и стычка Михаила Бычкова прямо на показе с главным дирижёром Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликсом Коробовым.
Политолог Дмитрий Нечаев, исполняющий роль внешней пресс-службы областного правительства, дал в своём издании такой прогноз:
- Всё, что происходит вокруг Бычкова из-за «Свадьбы Фигаро» - очень тонкие, ненавязчивые сигналы о том, что его эпоха подходит к концу. По Шпенглеру – к закату. Не может бал сатаны длиться дольше одной ночи в году. Не может Воланд ежедневно куролесить со своей свитой на улицах Москвы – ему дано лишь несколько дней. Бычков, хоть и бес помельче, чем вышеуказанные персонажи подземелья, «прокуролесил» значительно дольше – несколько лет, за которые от воронежской культуры остались только рожки да ножки. И теперь уже дело за профильными ведомствами и департаментами: нужно принять то единственное решение, которого так ждет все культурное сообщество региона, избавить Бычкова от мук творчества, дать ему реализовать себя где-то еще, за пределами региона.
Сам Михаил Бычков заявил «Вести Воронеж» про Вадима Журавлёва в стиле «сам дурак», мол, московский критик «давно потерял репутацию эксперта». О недостатках оперы пообещал поговорить в другом контексте. Но зато эмоционально отреагировал на информацию о ссоре с дирижёром Коробовым:
– Некоторые наши СМИ дописались до того, что я подрался с дирижёром и вообще буйствовал. Спасибо, что не обвинили в приставании к актрисам. Всё это крайне недостойно...
И отбыл отдыхать, судя по его Инстаграму, куда-то в тропики:
Дескать, Мария Мазур и поклонники (вроде директора Домжура) со всем разберутся сами. Однако чиновнице сейчас предстоит расхлёбывать ещё и скандал в ТЮЗе. На ресурсе Change.org появилась петиция, в которой от Марии Мазур требуют отменить назначение худруком ТЮЗа москвича Евгения Кочеткова и предотвратить уход главного режиссера Вадима Кривошеева.
Вице-спикер областной Думы и глава профильного Сергей Рудаков уже обратился по этому поводу к губернатору Александру Гусеву. Говорят, на встрече с депутатом курирующий Марию Мазур вице-премьер Олег Мосолов имел бледный вид.
Сама госпожа Мазур оказалась меж двух огней. Резонанс от нескольких скандалов получился впечатляющий, и уже не важно, с чего всё началось – с оперы, с драки, с кадровых проблем в учреждениях культуры.
Начало же, по нашему мнению, положила та самая модель управления культурой, которую Мария Мазур переняла у Эмилии Сухачевой, когда результат не имеет значения, главное - процесс и освоение бюджета.
Тот же некогда соратник маэстро Бычкова – Эдуард Бояков ещё на посту ректора ВГАИ показал, какой рукой надо хвататься за искусство.
«Рука в искусстве» - так называлась выставка, на которую ВГАИ получил от Минкульта 2 млн рублей. В итоге следствие разобралось, что проректор (при ректоре Боякове) ВГАИ Светлана Шове потратила на выставку 300 тысяч, а остальные 1,7 млн рублей вывела из Фонда. Женщине удалось избежать реального срока лишь потому, что она вернула деньги. Получила 2 года лишения свободы условно. Эдуард Бояков проходил в уголовном деле как свидетель. Уже из Москвы прилетал давать показания в УФСБ по Воронежской области.
Кстати, первая же криминальная новость о ректоре Боякове также относится к 2014 году: он дал указание сотрудникам института искусств организовать ремонт принадлежащего ему Mitsubishi Pajero за счёт бюджета, но документы на техническое обслуживание оформлялись на служебную машину вуза - Mitsubishi Lancer.
И вот новое уголовное дело после Эдуарда Боякова, теперь во МХАТ имени Горького.
Судьбы прежних соратников прямо-таки корреспондируют друг с другом: у одного публичный скандал, у другого - уголовного дело.
Зафиксировать это следует чисто из символических соображений, для истории.
Ибо Эдуард Бояков, по имеющейся на данный момент информации, в уголовном деле снова не фигурирует (к слову, во МХАТе с ним последнее время работала та же Светлана Шове).
А Михаил Бычков, как было сказано выше, отдыхает сейчас под солнцем тропиков. Между тем его «люди на культуре» работают в обозначенном русле. Ставленница маэстро в Театре кукол «Шут» Любовь Пристинская выжила арт-директора Светлану Дремачеву, которая начинала ещё с легендарным В. А. Вольховским - госпожа Дремачева ушла в отпуск с последующим увольнением, которое состоится уже на этой неделе. В «Шут» со своими проектами заходит знатный "бычковец" Камиль Тукаев.
В общем, Шпенглер Шпенглером, но закат эпохи Бычкова пока ещё не так близок, как показалось некоторым наблюдателям
Виктор Ганик
Новости на Блoкнoт-Воронеж