Воронеж Среда, 04 декабря
Культура, 07.12.2017 20:33

Воронежские чиновники от культуры повышают себе зарплаты, а театралы заступаются за арестантов: итоги 2017 года

Застой в сфере местной культуры вошел в свою активную фазу, но некоторые эксперты надеются на будущий мощный рывок.

С губернаторством Алексея Гордеева в кабинетах федеральных чиновников Воронеж давно закрепил за собой славу едва ли не культурной Мекки россиян. Ежегодно на Платоновский фестиваль, а также на детский театральный форум «Маршак», приезжают тысячи жителей разных уголков нашей страны. Облюбовали столицу Черноземья с высокого гордеевского повеления и иностранные деятели искусств.  

К слову, за все старания Алексею Васильевичу знаменитости периодически поют дифирамбы, говорят, что постоянно слышат о культурной славе Воронежа. Казалось бы, в указанной сфере наш город бежит впереди планеты всей. Однако в столице Черноземья есть огромное количество жителей, которые по разным причинам не разделяют подобного мнения. Чтобы понять разные стороны указанных противоречий, в рамках цикла аналитических статей об итогах 2017 года, «Блокнот Воронеж» хотел бы вспомнить о местных культурных событиях этого периода.

Как «дело Серебренникова» откликнулось эхом в нашем городе

Ни для кого не секрет, что место некоего культуртрегера Воронежа давно занял главный режиссер Камерного театра Михаил Бычков. 2017 год, как раз, начался с того, что этот деятель отметил свой 60-летний юбилей. Театрала с днем рождения поздравил лично губернатор Алексей Гордеев. Глава региона на торжественном вечере вручил Бычкову медаль «За труды во благо земли Воронежской» со словами:

- Михаил Владимирович в этих рыночных отношениях – и мы должны об этом тоже говорить – ещё и человек продуктивный, - говорил губернатор Гордеев. - Он создает продукт, извините за этот сленг, востребованный зрителем. И притом, что это не на потребу, как говорится, народу, а это то, что – я уже говорил – заставляет думать, заставляет искать смысл жизни.

Бычков.jpg

Губернатор Алексей Гордеев поздравляет с юбилеем Михаила Бычкова

Тем не менее, подобные дифирамбы Бычкову потускнели, когда в мае по делу о хищении бюджетных средств началось дело Кирилла Серебренникова. В рамках этого всероссийского скандала, напомним, был задержан куратор воронежского фестиваля «Маршак» Алексей Малобродский. Михаил Бычков сразу же выступил в защиту коллеги в рамках «акции театральной солидарности». Воронежский культуртрегер заявлял о «неоправданной жесткости» в отношении «не убийц и наркодилеров», но людей, которые «занимались театральной экономикой». Словом, Бычков дал понять, что правоохранители, задержав Малобродского, поступили неправильно, и они «ничего не понимают в высоком искусстве» (благо обошлось без заявлений о «новом 37-м»).

- В последнее время мы наблюдаем странные вещи. Стоит только неорганизованной даже публике выразить неудовольствие в связи с содержанием или формой спектакля, как тут же возникает неприятие этого отношения публики, – отмечал затем президент Воронежского государственного института искусств Виктор Семенов. - И ровно такое же неприятие встречают действия правоохранительных органов по наведению элементарного порядка. Получается, что определённые театральные деятели лучше всех знают, что нужно делать и чего делать нельзя. И привлекают к этому публику, которая даже не знает деталей происходящего.

- Вскользь нам дано было понять, что есть такая каста неприкасаемых, которых нужно только хвалить и лелеять, - передал в свою очередь впечатление от слов Михаила Бычкова бывший директор Воронежского театра оперы Игорь Непомнящий. - Это двойные стандарты. Идёт сращивание политики и искусства. Почему так много внимания уделяют этому. Я считаю, что современное искусство имеет разлагающее влияние. Оно воспитывает потребителя. А классическое искусство сейчас в неоправданном загоне.

Игорь.jpg

Игорь Непомнящий

Но самой интересной деталью скандала с Алексеем Малобродским стало то, что с его задержанием некому стало курировать воронежский детский театральный фестиваль «Маршак». Этот культурный форум затем все же как-то провели. Быть может, ситуацию разрешил «по-братски» Михаил Бычков, ведь он, по словам Виктора Семенова, является родственником Малобродского и «лучше всех знает, что нужно делать».

petukh.jpg

Арестованный Алексей Малобродский

Во что превратился Международный Платоновский фестиваль искусств

Этот грандиозный культурный форум проводится в Воронеже с 2011 года. На его площадках на протяжении шести лет тысячи любителей искусства наслаждаются академической и современной музыкой, театральными постановками, шедеврами живописи и литературы. Состоялся фестиваль и в 2017 году.

Культурный форум открылся с того, что губернатор Алексей Гордеев снова начал петь дифирамбы Михаилу Бычкову. На сей раз, как художественному руководителю фестиваля. Затем же все увидели премьеру оперы Глеба Седельникова «Родина Электричества», написанную по рассказам советского писателя Андрея Платонова.

Мнения относительно указанной постановки разделились. Кто-то стал говорить, что услышал какофонию, а кто-то видел в опере шедевр мирового искусства. Однако почти все сошлись во мнении, что современные подходы в музыке (а в «Родине электричества» именно их и применяли) воронежцам пока еще не понятны. Ну не могут или не хотят в нашем городе слушать всякие эксперименты.

родина.jpg

Опера "Родина электричества" на открытии Международного Платоновского фестиваля искусств

- Вообще, весь Платонфест прошел под одним знаменем современного искусства. Мне лично не понятны такие подходы. Ну смотрите, на спектакле уличного театра Serious Clowns из Германии «Потерянные колеса времени» была применена сценическая нанотехнология -  один из героев там громко рыгал и пердел. Зачем вся эта сортирная эстетика? Шокировать нас просто хотят?! А, где же искусство само? Ему места не остается? – рассказал журналисту «Блокнот Воронеж» местный житель Павел Демьяненко.

Многих членов Воронежского союза писателей раздосадовало вручение главной литературной премии Платоновского фестиваля Алексею Иванову. Этот культурный деятель известен тем, что по его роману снят фильм «Географ глобус пропил». Писатели вслух произносили забытое советское слово «блат». Дескать, в нашем городе много достойных писателей и поэтов, но лавры достаются московскому «варягу». Главным аргументом в подозрении «блата» Алексея Иванова стал 1 миллион рублей, который прилагается к премии. Дескать такие деньги на дороге просто так не валяются.

Иванов.jpg

Лауреат главной литературной Платоновской премии 2017 года Алексей Иванов

Словом, Международный Платоновский фестиваль искусств в 2017 году, хоть и собрал 85 тысяч посетителей, оставил у многих воронежцев противоречивые чувства.

Департамент культуры не работал, а только обогащался

Совсем недавно в редакцию «Блокнот Воронеж» пришло письмо от некоего И. Петросяна. Этот человек поделился своими наблюдениями за главой департамента культуры Воронежской области Эмилией Сухачевой. По словам Петросяна, полномочий у чиновницы с каждым годом всё меньше, а доход – всё больше.

Официально Эмилия Сухачева возглавила департамент культуры летом 2015 года, но фактически действительно стала преемником Елены Ищенко в 2014 году. Адресант «Блокнот Воронеж» высказывал удивление по поводу того, что за три года департамент под предводительством Сухачевой «скинул с себя 4 больших блока». Однако доход чиновницы за это время увеличился с «чуть более 1 млн рублей в 2014 году до 2,6 млн в 2016 году».

- Хотелось бы обратиться к губернатору Гордееву с вопросом, почему отдельное лицо, развалив сферу и не справившись с обязанностями, ежегодно увеличивает свой доход? – спрашивает И. Петросян. – За то, что не разбирается ни в чём, кроме танцулек и игрулек? Да ещё заграничные поездки за бюджетный счёт по презентации туристических маршрутов. Приятно ведь отдохнуть в Европе недельку на халяву.

sukhacheva-ruki.jpg

Эмилия Сухачева

Быть может, в сфере воронежской культуры и не было бы никаких скандалов, если бы те, кто ответственен за ее развитие, начали бы работать. Рыба-то, как говорится, гниет именно с головы.

На реставрацию памятников направляют немалые суммы, а горожане увидели продолжение «Котенка с улицы Лизюкова»

Несмотря на множество скандалов в сфере воронежской культуры, в 2017 году происходило и много хорошего. К примеру, наш регион признали самым читающим в России. А еще Воронежская область вошла в ТОП-10 субъектов РФ с самыми высокими темпами развития культуры. Юные литераторы, музыканты, художники и актеры периодически становятся лауреатами престижных премий. Словом, в сфере местной культуры в данный момент происходит далеко не то, что было в «нулевых», а уж тем более 90-х годах.

Да и руководство профильного ведомства прикладывает всяческие усилия к тому, чтобы термин «воронежский жлоб» ушел навеки в прошлое. На поддержание памятников истории и культуры чиновникам удается периодически выбивать немалые суммы. К примеру, на реставрацию дворца Ольденбургских в Рамони из облбюджета направили более 50 миллионов рублей. В областном же центре запустили процессы по восстановлению дома агронома Вагнера (на эти цели выделили 1,3 миллионов рублей) и Дом кантонистов (1,8 миллионов рублей).

дом кантонистов.jpg

Дом кантонистов в Воронеже

дом агронома.jpg

Дом агронома Вагнера в Воронеже

Одним из открытий этого года стал выход второй части «Котенка с улицы Лизюкова». Продолжение любимого советского мультфильма о Воронеже местные жители приняли на ура. При этом, картина являлась не коммерческим проектом, а подарком всем горожанам.

Ну, и, конечно же, стоит обратить внимание на выполнение «Майских указов» президента в области культуры. В рамках этого процесса региональный профильный департамент повысил зарплаты сотрудникам отрасли в городе и области. В 2017 году в муниципальных образованиях работники культуры стали получать 19 954 рублей, а в Воронеже – 22 116 рублей.

Комментарий специалиста

- Следует отметить, что в области культуры 2017 год нельзя назвать удачным для Воронежа и области. Ни динамичных проектов, ни амбициозных планов в уходящий период не было. В этом виноваты, как органы власти, так и само культурное сообщество. Последнее либо устало от всего, либо просто дезориентировано. Чиновники, видимо, не знают, что им делать. Однако я не вижу в этом какой-то катастрофы. В миллионном городе Воронеже есть тысячи креативных и ярких людей. Они себя обязательно проявят. Закон развития общества гласит, что после застоя идет рывок. И в сфере воронежской культуры он обязательно случится. Я смотрю на ситуацию оптимистично! У нас была пятилетка подъема с 2008 по 2013 годы. Потом наступил застой. Я ожидаю, что в 2019 году нас ожидает очередной рывок, – прокомментировал итоги 2017 года в сфере воронежской культуры член Союза писателей России, публицист Николай Сапелкин.

сапелкин.jpg

 

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Итоги 2017 года в Воронеже  
События: КультураСобытия: итоги годаОрганизации: Департамент культуры Воронежской областиМеста: Воронежская областьМеста: Воронеж
0
0